Сюжеты

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в № 34 от 3 апреля 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Валерий ГорНовая газета

Культурные события следующей недели

Все балеты Чайковского, даже которого не было

Петр Ильич Чайковский был весьма плодовитым композитором, но написал всего три балета. Плюс еще один за него додумали благодарные потомки. Итого, четыре. И все четыре покажут в Кремлевском дворце 6–9 апреля в рамках мини-фестиваля, посвященного грядущему в мае юбилею гения, в изложении театра «Кремлевский балет». То есть постановки будут самые что ни на есть традиционные, что, в общем, неплохо.

Первым — 6-го — дадут «Щелкунчика» в редакции Андрея Петрова. На следующий день настанет очередь «Лебединого озера» — самого классичного, загадочного и знаменитого отечественного балета. За хореографию также отвечает Петров, но не без наработок Льва Иванова, Мариуса Петипа и Александра Горского. 9-го апреля — «Спящая красавица».

Но днем раньше покажут «четвертый балет Чайковского», партитуру которого собрал в свое время из того, «что бог послал», советский родственник композитора балетмейстер Владимир Бурмейстер. А послал ему бог музыку для спектакля Малого театра «Снегурочка», первую симфонию «Зимние грезы», серенады для струнных, «Весеннюю сказку», Большую фортепианную сонату и кое-что еще — как было сказано, Чайковский был плодовит. Так получился балет «Снегурочка». Виной всему популярность композитора в Европах, но это уже совсем другая история.

Кремль. Начало спектаклей в 19.00.

 

Есть только миг

В Центре фотографии имени братьев Люмьер открылся спецпроект Фестиваля уличной фотографии — выставка ULICA. Которая не просто «улица», но Urban Life In Contemporary Art, то бишь «городская жизнь в современном искусстве». Так назвались шесть авторов, исповедующих стрит-фотографию, жанр, доступный настолько, что стал мейнстримом со всеми его преимуществами и недостатками.

С одной стороны, современная уличная фотография пытается следовать традициям, созданным Анри-Картье Брессоном, Робертом Фрэнком и Гарри Винограндом. Но при этом — и с другой стороны — упрощая их, сводя к набору ограничивающих эксперимент правил и инструкций, таких, как «решающий момент», например. Фотографы группы ULICA ищут не просто удачные снимки, но смыслы за пределами готовых клише, стремясь оживить традицию. И когда реальность из постоянно вращающегося калейдоскопа превращается на миг в удивительную картинку, понимаешь — находят.

Болотная наб., 3, стр. 1. До 12 апреля.

 

Антиутопия с макабром

Семь лет назад в рамках международного проекта Шекспировского Королевского театра и театра Royal Court, когда нескольким драматургам предложили создать тексты с шекспировскими аллюзиями, Максим Курочкин в качестве ориентира выбрал самую раннюю и самую кровавую — тридцать четыре трупа, три отрубленные руки, один отрезанный язык — трагедию Барда «Тит Андроник» и создал абсолютно оригинальную вещь — пьесу «Титий Безупречный». По мотивам которой несколько лет спустя композитор Александр Маноцков написал оперу. Которую в этом году в Камерном музыкальном театре имени Покровского поставил Владимир Мирзоев, ставший соавтором либретто.

В синтезе мифологии, мистики и пародии родилась антиутопия с элементами макабра, абсурда и иронической антропологии, где достигнут изощренный баланс между комическим и серьезным. Сюжет, решенный в стиле эстетического футуризма, дает свою версию отдаленного будущего в надежде, что такая проекция поможет избежать завтрашних проблем. А начинается все так: в некоем фантастическом отдаленном будущем земляне, покорив Вселенную, зашли в экзистенциальный тупик…

Мировая премьера — 4 и 5 апреля.

Ул. Никольская, 17. Начало спектаклей в 18.00.

 

Фрукты–овощи

Галереи ХL Projects и «Пересветов переулок» запустили многосерийный выставочный проект «Только бумага». Бумагой как носителем искусства дело, впрочем, не ограничивается — она здесь скорее как ассоциация с рисунком и вообще — рисованием, на котором в контексте «сделано здесь и сейчас» как раз и сделан акцент.

Проект открылся выставкой Никиты Алексеева «Платоническая любовь. Овощи – фрукты» в галерее «Пересветов переулок». Графические парные «портреты» овощей и фруктов соседствуют на ней с реальными продуктами-прототипами в границах очередной вариации на тему дробления и воссоединения.

По Платону, у всех вещей и мыслей есть первообраз — «эйдос». Порочное развитие мира — это удаление вещей и мыслей от эйдоса, их разделение на половины и далее следующие дробные серии. Рождаемое этим распадом стремление раздробленных несчастных мыслей и вещей к воссоединению и есть «платоническая любовь». Такой вот винегрет.

Пересветов пер., 4/1. До 17 апреля.

 

Судьбы России, конец сезона

4 апреля РАМТ последний раз в этом сезоне дает «Берег утопии» — та самая постановка длиною в день, актуальность которой, несмотря на корни из XIX века, растет в условиях нашей с вами современности на глазах. Восьмичасовые персонифицированные разговоры о судьбах России устами хрестоматийных Бакунина, Белинского, Чаадаева, Тургенева, Огарева и Герцена, которых в свое время превратил в персонажей Том Стоппард, по чьей трилогии поставлен спектакль, — по-прежнему нелегкий труд что для актеров, что для зрителей. Но по-прежнему оно того стоит.

Театральная пл., 2. Начало в 12.00.

 

С рязанским акцентом

Коллектив с неудобоваримым, но прекрасным названием I am waiting for you last summer за три года своего существования успел дать за сотню концертов на площадках от Владивостока до Львова и обратно, отметиться на нескольких важных и не очень фестивалях инди-музыки, тряхнуть молодостью в рамках азиатского тура и замахнуться на тур европейский, который, думается, пройдет не без успеха: их безобидный инструментальный пост-рок под кисло-сладким соусом индитроники нет-нет да сорвется в отчаянный шугейз с рваными битами, перегруженными гитарами и печальными струнными на дальнем плане.

Проверить на себе это можно 4 апреля в клубе «Театръ», ибо размяться перед Европой группа родом из Рязани решила в московских стенах.

Ул. Старая Басманная, 20, стр. 1. Начало в 20.00.

 

Про Россию with love

На «Винзаводе» выставили фотографии, победившие в очередном конкурсе «Лучшие фотографии России», или, в экспортном варианте, Best of Russia 2014.

Условие участие в конкурсе одно — снимок должен быть сделан внутри страны. Остальное — кто его сделал, профессионал или любитель, в каком регионе и прочее — не имеет значения. То есть в некотором смысле, это взгляд в зеркало. Но не без любви, которая, как известно, идеализирует своей предмет, чего уж...

Жюри — как водится, строгое и компетентное, — отобрало из десятков тысяч около трех сот фотографий, которые, разделенные на пять категорий — «Природа», «Архитектура», «Стиль», «Люди. События. Повседневная жизнь» и «Такая работа», — и представлены на суд уже зрителей. Есть очень неплохие работы.

4-й Сыромятнический пер., 6, стр. 1. До 17 мая.

 

Страшное дело

Театр «Мастерская Петра Фоменко» в пятницу, а затем 10 апреля исследует на сцене, как зарождается страх — из случайного слова, из неопределенного взмаха рукой — «шел по ходу действия, вот так ручкой сделал и ничего не сказал». Герои спектакля «Современная идиллия» по Салтыкову-Щедрину, премьера которого состоялась в феврале, пестуют свой страх под песни группы «АукцЫон», растят его, кормят с руки, разыгрывая фантасмагорию в одиннадцати картинах. И из страха и стыда… точнее даже так: из Страха и Стыда, внезапно ослепляющего, они бросаются в самое стыдное и страшное. Из панического нежелания замараться — погружаются на дно болота с гнилыми пнями. Но, дойдя до дна, отталкиваются от него, выплывают…

«Страшно умирать и не хочется, / быть бы, стать жуком-древоточцем / в задней ножке стула в дальней комнате, / чтобы надо мной бежали волны те…», — в спектакле много стихов Дмитрия Озерского — на музыку Леонида Федорова. Его обэриутство рубежа ХХ—XХI веков оказывается очень созвучно тексту Салтыкова-Щедрина — желанием жить, а не приспосабливаться.

Кутузовский пр-т, 30, корп. 32. Начало спектаклей в 19.00.

 

Бертон-night

Ночной клуб любителей кино в пространстве «Люмьер-Холла» предлагает 4 апреля мини-ретроспективу Тима Бертона. На полиэкранах Большого зала — то есть на стенах, потолке и даже под ногами — покажут большие удачи режиссера — «Эдварда руки-ножницы» и «Большую рыбу», а также сомнительную «Алису в Стране чудес».

Смотреть все это предстоит, развалившись на мягких пуфиках. Впрочем, для предпочитающих более традиционный способ восприятия кино ту же программу в то же время будут показывать в трех стандартных кинозалах. Между сеансами будет доступна мультимедийная выставка «Айвазовский и маринисты — Живые полотна». Как не трудно догадаться, речь идет о проекционном изображении в качестве Full HD с 3D-анимацией и объемным звуком полотен самого знаменитого русского мариниста и его коллег, живописавших море, морские сражения и прочие всевозможные «Свистать всех наверх, разрази меня акула!».

Берсеневский пер., 2, стр. 1. Начало в 23.30.

 

Весне — дорогу

Юные голоса привносят в классические вокальные партитуры непередаваемую нежность, уходя в те трансцендентные дали, коих искали композиторы ренессанса и классицизма, барокко и романтизма. Не всегда, конечно. Но, например, соответствующие части божественной Stabat Mater Перголези после любого детского хора слушать в исполнении зрелых певиц почти невозможно.

В программе юбилейного концерта знаменитого детского хора «Весна» в пятницу вечером в Большом зале Московской консерватории Перголези, увы, нет, хотя в репертуаре «Весны» он присутствует. Зато есть хоровые миниатюры русских композиторов, мотет Laudate pueri Domini Гайдна и современная кантата «Как нарисовать птицу» Ефрема Подгайца.

В концерте примут участие Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева, пианистка Екатерина Мечетина и выпускники Детской хоровой школы «Весна», из которой, собственно, и вышел хор, отмечающий свое пятидесятилетие.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00.

 

За сто лет до фотошопа

В конце XIX века в Европе начали выпускать открытки с настоящими фотографиями, то есть изготовленные экспозицией и проявкой, а не полиграфическим способом, как сегодня. Мода на «настоящие фотооткрытки» быстро распространилась далеко за пределы европейского континента. А ее золотой век пришелся на начало XX столетия. Взлет кинематографа, солнечные ванны, эротика, цирки и варьете — и вообще городская культура — стали источником образов для производителей миллионов отпечатков, а технические новшества — например, аэропланы, — стимулировали их воображение.

Уже позднее, в 1920-е — 1930-е годы, когда художники-авангардисты стали искать вдохновение в глубинах бессознательного, возник сюрреализм. Но фотооткрытки, представленные на выставке «Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала 20 века» в Мультимедиа Арт Музее были «сюрреалистическими» еще до того, как появилось само это слово. А приемы монтажа, бытовавшими за сто лет до «фотошопа», и раскрашивание вручную делали практически каждую из них уникальной.

Остоженка, 16. До 19 апреля.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera