Петр Ильич Чайковскийбыл весьма плодовитым композитором, но написал всего три балета. Плюс еще один за него додумали благодарные потомки. Итого, четыре. И все четыре покажут в Кремлевском дворце 6–9 апреля в рамках мини-фестиваля, посвященного грядущему в мае юбилеюгения, в изложении театра «Кремлевский балет». То есть постановки будут самые что ни на есть традиционные, что, в общем, неплохо.
Первым — 6-го — дадут «Щелкунчика» в редакции Андрея Петрова. На следующий день настанет очередь «Лебединого озера» — самого классичного, загадочного и знаменитого отечественного балета. За хореографию также отвечает Петров, но не без наработок Льва Иванова, Мариуса Петипа и Александра Горского. 9-го апреля — «Спящая красавица».
Но днем раньше покажут «четвертый балет Чайковского», партитуру которого собрал в свое время из того, «что бог послал», советский родственник композитора балетмейстер Владимир Бурмейстер. А послал ему бог музыку для спектакля Малого театра «Снегурочка», первую симфонию «Зимние грезы», серенады для струнных, «Весеннюю сказку», Большую фортепианную сонату и кое-что еще — как было сказано, Чайковский был плодовит. Так получился балет «Снегурочка». Виной всему популярность композитора в Европах, но это уже совсем другая история.
Кремль. Начало спектаклей в 19.00.
В Центре фотографии имени братьев Люмьер открылся спецпроект Фестиваля уличной фотографии — выставка ULICA. Которая не просто «улица», но Urban Life In Contemporary Art, то бишь «городская жизнь в современном искусстве». Так назвались шесть авторов, исповедующих стрит-фотографию, жанр, доступный настолько, что стал мейнстримом со всеми его преимуществами и недостатками.
С одной стороны, современная уличная фотография пытается следовать традициям, созданным Анри-Картье Брессоном, Робертом Фрэнком и Гарри Винограндом. Но при этом — и с другой стороны — упрощая их, сводя к набору ограничивающих эксперимент правил и инструкций, таких, как «решающий момент», например. Фотографы группы ULICA ищут не просто удачные снимки, но смыслы за пределами готовых клише, стремясь оживить традицию. И когда реальность из постоянно вращающегося калейдоскопа превращается на миг в удивительную картинку, понимаешь — находят.
Болотная наб., 3, стр. 1. До 12 апреля.
Семь лет назад в рамках международного проекта Шекспировского Королевского театра и театра Royal Court, когда нескольким драматургам предложили создать тексты с шекспировскими аллюзиями, Максим Курочкин в качестве ориентира выбрал самую раннюю и самую кровавую — тридцать четыре трупа, три отрубленные руки, один отрезанный язык — трагедию Барда «Тит Андроник» и создал абсолютно оригинальную вещь — пьесу «Титий Безупречный». По мотивам которой несколько лет спустя композитор Александр Маноцков написал оперу. Которую в этом году в Камерном музыкальном театре имени Покровского поставил Владимир Мирзоев, ставший соавтором либретто.
В синтезе мифологии, мистики и пародии родилась антиутопия с элементами макабра, абсурда и иронической антропологии, где достигнут изощренный баланс между комическим и серьезным. Сюжет, решенный в стиле эстетического футуризма, дает свою версию отдаленного будущего в надежде, что такая проекция поможет избежать завтрашних проблем. А начинается все так: в некоем фантастическом отдаленном будущем земляне, покорив Вселенную, зашли в экзистенциальный тупик…
Мировая премьера — 4 и 5 апреля.
Ул. Никольская, 17. Начало спектаклей в 18.00.
Галереи ХL Projects и «Пересветов переулок» запустили многосерийный выставочный проект «Только бумага». Бумагой как носителем искусства дело, впрочем, не ограничивается — она здесь скорее как ассоциация с рисунком и вообще — рисованием, на котором в контексте «сделано здесь и сейчас» как раз и сделан акцент.
Проект открылся выставкой Никиты Алексеева «Платоническая любовь. Овощи – фрукты» в галерее «Пересветов переулок». Графические парные «портреты» овощей и фруктов соседствуют на ней с реальными продуктами-прототипами в границах очередной вариации на тему дробления и воссоединения.
По Платону, у всех вещей и мыслей есть первообраз — «эйдос». Порочное развитие мира — это удаление вещей и мыслей от эйдоса, их разделение на половины и далее следующие дробные серии. Рождаемое этим распадом стремление раздробленных несчастных мыслей и вещей к воссоединению и есть «платоническая любовь». Такой вот винегрет.
Пересветов пер., 4/1. До 17 апреля.
Судьбы России, конец сезона
4 апреля РАМТ последний раз в этом сезоне дает «Берег утопии» — та самая постановка длиною в день, актуальность которой, несмотря на корни из XIX века, растет в условиях нашей с вами современности на глазах. Восьмичасовые персонифицированные разговоры о судьбах России устами хрестоматийных Бакунина, Белинского, Чаадаева, Тургенева, Огарева и Герцена, которых в свое время превратил в персонажей Том Стоппард, по чьей трилогии поставлен спектакль, — по-прежнему нелегкий труд что для актеров, что для зрителей. Но по-прежнему оно того стоит.
Театральная пл., 2. Начало в 12.00.
Коллектив с неудобоваримым, но прекрасным названием I am waiting for you last summer за три года своего существования успел дать за сотню концертов на площадках от Владивостока до Львова и обратно, отметиться на нескольких важных и не очень фестивалях инди-музыки, тряхнуть молодостью в рамках азиатского тура и замахнуться на тур европейский, который, думается, пройдет не без успеха: их безобидный инструментальный пост-рок под кисло-сладким соусом индитроники нет-нет да сорвется в отчаянный шугейз с рваными битами, перегруженными гитарами и печальными струнными на дальнем плане.
Проверить на себе это можно 4 апреля в клубе «Театръ», ибо размяться перед Европой группа родом из Рязани решила в московских стенах.
Ул. Старая Басманная, 20, стр. 1. Начало в 20.00.
Про Россию
На «Винзаводе» выставили фотографии, победившие в очередном конкурсе «Лучшие фотографии России», или, в экспортном варианте, Best of Russia2014.
Условие участие в конкурсе одно — снимок должен быть сделан внутри страны. Остальное — кто его сделал, профессионал или любитель, в каком регионе и прочее — не имеет значения. То есть в некотором смысле, это взгляд в зеркало. Но не без любви, которая, как известно, идеализирует своей предмет, чего уж…
Жюри — как водится, строгое и компетентное, — отобрало из десятков тысяч около трех сот фотографий, которые, разделенные на пять категорий — «Природа», «Архитектура», «Стиль», «Люди. События. Повседневная жизнь» и «Такая работа», — и представлены на суд уже зрителей. Есть очень неплохие работы.
4-й Сыромятнический пер., 6, стр. 1. До 17 мая.
Страшное дело
Театр «Мастерская Петра Фоменко» в пятницу, а затем 10 апреля исследует на сцене, как зарождается страх — из случайного слова, из неопределенного взмаха рукой — «шел по ходу действия, вот так ручкой сделал и ничего не сказал». Герои спектакля «Современная идиллия»по Салтыкову-Щедрину, премьера которого состоялась в феврале, пестуют свой страх под песни группы «АукцЫон», растят его, кормят с руки, разыгрывая фантасмагорию в одиннадцати картинах. И из страха и стыда… точнее даже так: из Страха и Стыда, внезапно ослепляющего, они бросаются в самое стыдное и страшное. Из панического нежелания замараться — погружаются на дно болота с гнилыми пнями. Но, дойдя до дна, отталкиваются от него, выплывают…
«Страшно умирать и не хочется, / быть бы, стать жуком-древоточцем / в задней ножке стула в дальней комнате, / чтобы надо мной бежали волны те…», — в спектакле много стихов Дмитрия Озерского — на музыку Леонида Федорова. Его обэриутство рубежа ХХ—XХI веков оказывается очень созвучно тексту Салтыкова-Щедрина — желанием жить, а не приспосабливаться.
Кутузовский пр-т, 30, корп. 32. Начало спектаклей в 19.00.
Бертон-
Ночной клуб любителей кино в пространстве «Люмьер-Холла» предлагает 4 апреля мини-ретроспективу Тима Бертона. На полиэкранах Большого зала — то есть на стенах, потолке и даже под ногами — покажут большие удачи режиссера — «Эдварда руки-ножницы» и «Большую рыбу», а также сомнительную «Алису в Стране чудес».
Смотреть все это предстоит, развалившись на мягких пуфиках. Впрочем, для предпочитающих более традиционный способ восприятия кино ту же программу в то же время будут показывать в трех стандартных кинозалах. Между сеансами будет доступна мультимедийная выставка «Айвазовский и маринисты — Живые полотна». Как не трудно догадаться, речь идет о проекционном изображении в качестве Full HD с 3D-анимацией и объемным звуком полотен самого знаменитого русского мариниста и его коллег, живописавших море, морские сражения и прочие всевозможные «Свистать всех наверх, разрази меня акула!».
Берсеневский пер., 2, стр. 1. Начало в 23.30.
Юные голоса привносят в классические вокальные партитуры непередаваемую нежность, уходя в те трансцендентные дали, коих искали композиторы ренессанса и классицизма, барокко и романтизма. Не всегда, конечно. Но, например, соответствующие части божественной Stabat Mater Перголези после любого детского хора слушать в исполнении зрелых певиц почти невозможно.
В программе юбилейного концерта знаменитого детского хора «Весна» в пятницу вечером в Большом зале Московской консерватории Перголези, увы, нет, хотя в репертуаре «Весны» он присутствует. Зато есть хоровые миниатюры русских композиторов, мотет Laudate pueri Domini Гайдна и современная кантата «Как нарисовать птицу» Ефрема Подгайца.
В концерте примут участие Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева, пианистка Екатерина Мечетина и выпускники Детской хоровой школы «Весна», из которой, собственно, и вышел хор, отмечающий свое пятидесятилетие.
Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00.
За сто лет до фотошопа
В конце XIX века в Европе начали выпускать открытки с настоящими фотографиями, то есть изготовленные экспозицией и проявкой, а не полиграфическим способом, как сегодня. Мода на «настоящие фотооткрытки» быстро распространилась далеко за пределы европейского континента. А ее золотой век пришелся на начало XX столетия. Взлет кинематографа, солнечные ванны, эротика, цирки и варьете — и вообще городская культура — стали источником образов для производителей миллионов отпечатков, а технические новшества — например, аэропланы, — стимулировали их воображение.
Уже позднее, в 1920-е — 1930-е годы, когда художники-авангардисты стали искать вдохновение в глубинах бессознательного, возник сюрреализм. Но фотооткрытки, представленные на выставке «Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала 20 века» в Мультимедиа Арт Музеебыли «сюрреалистическими» еще до того, как появилось само это слово. А приемы монтажа, бытовавшими за сто лет до «фотошопа», и раскрашивание вручную делали практически каждую из них уникальной.
Остоженка, 16. До 19 апреля.