Сюжеты

«Тангейзера» поддержали Пушкиным и Ахматовой

В знак солидарности с Новосибирском гости Театра.Doc прочитали запрещенные цензурой произведения классиков

Фото: «Новая газета»

Культура

Арина Меснянкинакорреспондент-стажер

 

В знак солидарности с Новосибирском гости Театра.Doc прочитали запрещенные цензурой произведения классиков


Фото: Facebook

«Зеркало» Андрея Тарковского начинается с эпизода, в котором с заикающимся мальчиком проводится сеанс гипноза. Сначала он с трудом выговаривает собственное имя и родной город, а в конце сеанса происходит чудо: из уст мальчика свободно вырывается отчетливое «Я могу говорить!». Этот отрывок, где человек обретает способность свободно выражать свои мысли, нам показывают на экране проектора, в новом доме Театра.Doc на Спартаковской. Отрывок из фильма — своеобразный эпиграф к тому, что будет происходить дальше.

5 апреля в Театре.Doc поэты, драматурги и актеры устроили акцию солидарности с Новосибирском, где в это же время проходил митинг «За свободу творчества» в поддержку спектакля «Тангейзер». И если в Новосибирске несколько тысяч человек , собравшись на площади, потребовали отставки главы Министерства культуры Владимира Мединского и прекращения репрессий против прежнего руководства театра оперы и балета, то в Москве со сцены прочитали произведения классиков — Пушкина, Лермонтова, Ахматовой, Цветаевой, Есенина, — в той или иной степени пострадавших от цензурных преследований.

Читайте также:

«Христом Богом молю — отстаньте от искусства». Репортаж с митинга в поддержку «Тангейзера» в Новосибирске

Перед началом выступления на сцену вышла директор Театра.Doc Елена Гремина. В руках у нее — большая ветхая книга, в которую, как говорит режиссер, ее отец переписывал запрещенные в разное время произведения знаменитых авторов. Выдержки из Евангелия от Матфея, стихотворения Пушкина, Пастернака, Слуцкого — перечисляет Гремина. Она предлагает собравшимся «пройтись по запрещенной поэзии», услышать вещи, которые люди когда-то не увидели в театре или в печати. Со сцены директор театра делает общий снимок всех, кто пришел поддержать протестующих в Новосибирске, но умещаются лишь зрители, занявшие места на стульях. Многие толпятся в проходе.

Поочередно к микрофонам на разные стороны сцены выходили участники акции. И зачитывали известные произведения, при жизни авторов запрещенные на сцене и расходившиеся в списках, а позднее — в самиздате. На экран транслировали справочную информацию: как запрещали эти произведения, как преследовали их авторов в разное время.


Фото: Facebook

Режиссер акции Талгат Баталов читает монолог Чацкого из комедии Грибоедова, поэт Андрей Родионов — «Смерть поэта» Лермонтова, срывая бурные аплодисменты. Потом он же почти поет «Заблудившийся трамвай» Николая Гумилева. Творчество украинских поэтов — Тараса Шевченко и Евгения Плужника — взял на себя драматург Максим Курочкин. С ахматовским «Реквиемом» выступила народная артистка России Татьяна Владимирова. «Мне кажется, что у каждого должна быть очень серьезная внутренняя позиция, и человек имеет право говорить то, что он думает, особенно, если он это выстрадал», — рассказала она «Новой» после акции. Актриса Оксана Мысина прочитала пушкинскую оду «Вольность», а затем — «Во глубине сибирских руд…», не издававшееся при жизни поэта.

«Такие вещи, как «Борис Годунов», как многие стихи Пушкина, Лермонтова, не дошли к публике — это факт, — подводит итог акции солидарности Елена Гремина. — Нечто подобное происходит и сейчас. Пока еще нет какого-то монолитного решения. Когда оно будет принято, будет понятней, как мы можем отреагировать. Пока есть еще какая-то возможность влиять у людей — а их немало, — которые не хотят православного Ирана, которые не хотят цензуры, которые не хотят, чтобы стихи хранились вот в таких вот папочках.  Поэтому очень много зависит от всех нас, от нашей позиции».

Гремина собиралась на этом закончить, но вдруг добавила: «На самом деле, свобода творчества нужна даже тем, кто думает, что им она не нужна. Тем, кто связывает свободу творчества с личными ужасами, вроде того, что на сцене Ленский будет венчаться с Онегиным… Но без свободы нет жизни. Важно, чтобы мы сами это понимали, жили так и пытались транслировать это другим»

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera