Сюжеты

Что случилось в здании бывшего паровозного депо?

«Гоголь-центр» вынужден отказаться от премьер

Этот материал вышел в № 36 от 8 апреля 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Елена Дьяковаобозреватель

«Гоголь-центр» вынужден отказаться от премьер

6 апреля художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников и новый директор театра Анастасия Голуб (в марте 2015-го она сменила Алексея Малобродского) объявили: театр вынужден временно отказаться от новых постановок и показывать только спектакли текущего репертуара.

Вероятно, «Гоголь-центр» расстанется и с резидентами: с 2012 года в его здании и на афишах на европейский манер «Седьмая студия» Кирилла Серебренникова соседствовала с труппой Владимира Панкова SounDrama и танцевальной компанией «Диалог Данс».

Причина проста и печальна: новый директор инициировала финансовую проверку. Долги «Гоголь-центра» составляют 60 млн рублей. В Комитет по культуре Москвы направлен план антикризисных мер.

В тот же день новый руководитель Комитета по культуре Москвы, Александр Кибовский, сменивший в марте 2015 года Сергея Капкова, прокомментировал: департамент вместе с руководством «Гоголь-центра» будет в течение недели искать выход из сложившейся ситуации.

Особенно глупо и обидно, что финансовые потери соседствуют в хронике «Гоголь-центра» с активнейшей работой. Вот идет «Золотая Маска»-2015: спектакль «Гоголь-центра» «(М)ученик» выдвинут в пяти номинациях («Лучший спектакль», режиссура Кирилла Серебренникова, роли Светланы Брагарник, Виктории Исаковой и Никиты Кукушкина), спектакль Владимира Панкова «Машина» — в двух.

«Гоголь-центр» приглашен этим летом и на Венский фестиваль (со спектаклем Кирилла Серебренникова «Мертвые души»), и на Авиньонский, где российские спектакли вообще идут крайне редко (в Авиньоне-2015 сыграют спектакль Серебренникова «Идиоты» по сюжету фильма фон Триера, перенесенному в спальный район Москвы-2013).

И заметьте: не за одну удачу схватились все фесты. Выбраны четыре разных постановки.

Театр стал ярким дискуссионным клубом. Его медиатека — ценнейшим «учебным классом» для молодых режиссеров Москвы. Даже временное отсутствие премьер было бы (для зрителя, конечно, не для тех, кто задумал постановки) не так страшно: с осени 2012 года репертуар «Гоголь-центра» рос лавинообразно. Только за последний месяц на сцену вышли «Обыкновенная история» Серебренникова и «Хармс.Мыр» петербуржца Максима Диденко.

…Ну-с — и тут же взлетели конспиративного характера слухи: «Гоголь-центр» был одним из любимых проектов Сергея Капкова. Капков ушел с поста — и центр оказался под угрозой…

Хотя, кажется, следует задуматься о другой угрозе. Более укорененной во времени. Здание бывшего паровозного депо Курского вокзала (и бывшего театра Гоголя, конечно) стало местом встречи и одной из любимых площадок молодой, «продвинутой» столицы.

Финансовые проблемы «Гоголь-центра» показывают, как тонок в мегаполисе слой тех, кому нужны дискуссии о классике, докфильмы о Питере Бруке, презентации исследований о Хармсе. Для того чтобы регулярно заполнять зал репертуарного театра, этого слоя не хватает.

А для того чтобы работать на будущее, на расширение этой Москвы, нужны стратегическая мудрость и твердость. Особенно, ясное дело, — в пору кризиса.

…Очень жаль резидентов. Опять яркая музыкальная SounDrama — без крыши над головой.

Тревожат и перспективы всего «Гоголь-центра». «Новая газета» еще вернется к этой теме.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera