Сюжеты

«Не засесть ли нам в банчик» с музеем?

В «Новом крыле» Дома Гоголя отмечают день рождения писателя выставкой, ему посвященной

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 38 от 13 апреля 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

В «Новом крыле» Дома Гоголя отмечают день рождения писателя выставкой, ему посвященной

Дом № 7 на Никитском бульваре, где Гоголь провел последние три года жизни, где отрекся от творчества, спалив второй том «Мертвых душ», — привычно ассоциировать с мемориальным музеем. Однако бывший каретный сарай усадьбы стараниями молодых художников превращен в арт-пространство эксперимента «Новое крыло». Главный герой нового этого пространства — соприкосновение разных жанров и времен. На выставке «Игроки» ее кураторы Анна Румянцева и Алексей Трегубов пытаются взглянуть на современность «глазами» почти 200-летней давности, по-новому посмотрев на пьесу Н.В. Гоголя «Игроки». Главный герой пьесы — карточный шулер, который приехал в чужой для него город и решил подзаработать «противоузаконным образом», но, к его несчастью, тут же нашелся «плут, который его переплутовал». Зритель, пришедший на выставку, как и главный герой «Игроков», крутится на всеобщей карусели «лжи, обмана, кажимости». Кураторы решили сыграть пьесу в современном выставочном пространстве, написать «новейшую» биографию писателя и создать «доподлинные» музейные экспонаты. Мир реальный и вымышленный пересекаются на стенах музея, где располагаются эти экспонаты — тексты. Они играют главную роль в «сценарии», где посетитель — сам себе обманщик, а музей — искуситель, водящий за нос по залам, в которых повсюду двойственность и уловки. На самом деле, зритель сам «обманываться рад»: во-первых, еще со школы все зазубрили, что «кавычки» — это чья-то цитата, достоверность которой не ставится под сомнение; во-вторых, человеку свойственно все «клеймить», и на музей повесили ярлык с надписью: «Достоверность».

Четыре зала с «достоверной» информацией и дагерротипами самого Н.В. Гоголя с бородой приводят в состояние шока: «Видимо, я вообще не знал биографию Гоголя. Он играл в карты? Крапил их? Зарабатывал так на жизнь? Ничего себе, а я и не знал. Как интересно!» И когда зритель натыкается на ключ к разгадке — информацию-разоблачение «Здесь мы немного слукавили», — он облегченно вздыхает: «Я так и думал! Большая часть рассказанного о Гоголе — это вымысел».

На неизбежный вопрос: «Зачем меня надули?» — ответ прост: кураторы подталкивают людей к действию — поищите, покопайтесь, подумайте сами! Проще говоря: не верьте на слово, всё проверяйте самостоятельно! Ведь общество стало забывать, как это — критически оценивать что-то и интересоваться чем-то: телевизор поставляет «достоверные» новости, а интернет — истину в электронной инстанции. Алексей Трегубов объясняет: «Я не вижу правды. СМИ — это постоянные манипуляции с моим сознанием. Я понимаю, что большая часть информационного потока не является реальностью: всюду бесконечные трактовки и несостыковки».

Впору брать фонарь и бродить по «темным переулкам» обманчивой информации в поисках правды, которую мы сами позволили выкрасть у себя из-под носа. Выставка «Игроки» — это не насмешка над неподготовленным зрителем, это скорее толчок к действию: «Истинная реальность — это осознание самим человеком того, что нереально».

Ксения КУЛЯСОВА

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera