КолонкаПолитика

Школа смерти

Как молодежь можно убедить в собственном превосходстве и отправить убивать людей

Этот материал вышел в номере № 37 от 10 апреля 2015
Читать
За несколько месяцев до собственной смерти и крушения Третьего рейха Адольф Гитлер отдал приказ «сражаться до последнего». Подписал указ о формировании фольксштурма, народного ополчения, в которое призывали всех мужчин в возрасте от шестнадцати до шестидесяти лет. В обороне немецкой столицы весной 45-го участвовали пять тысяч подростков из гитлерюгенда. Гитлер призвал их героически погибнуть. И они погибали, чтобы режим мог продлить свое существование. Два десятилетия существования гитлерюгенда, молодежной организации Третьего рейха, дали свои плоды.
Германия, март 1945 года. Член «Гитлерюгенд» 16-летний Вилли Хюбнер, отличившийся в бою за Лаубен. Фото: АДН / Репродукция ТАСС
Германия, март 1945 года. Член «Гитлерюгенд» 16-летний Вилли Хюбнер, отличившийся в бою за Лаубен. Фото: АДН / Репродукция ТАСС

Военные игры

Гитлер, став лидером партии, задумался над тем, что ему нужны собственные боевые отряды. Он считал увлекательными военные игры, полагал, что безработная молодежь охотно примет участие в парадах, уличных драках и походах по стране.

Школьником Адольф Гитлер предпочитал играть с младшими детьми, которые признавали его лидерство. Это были военные игры, навеянные романами Карла Мая. Немец Карл Май никогда не бывал в американских прериях. Его романы об индейцах — плод чистой фантазии. Но в Германии он сыграл исключительную роль, не вполне соответствующую масштабу его таланта. Поколения юных немцев зачитывались романами Карла Мая.

Немцы романтичны и сентиментальны. Им всегда казалось, что они тесновато живут, хотелось иметь побольше пространства, расширить пределы империи. А их собственное отечество было священно и неприкосновенно. Описанные Карлом Маем волнующие приключения непокорных индейцев производили сильное воздействие на немецкую молодежь.

Писатель Ханс Гримм еще не выпустил свой роман «Народ без жизненного пространства», чье название стало нарицательным, а немцам уже снились колониальные сны. И их не удивляло, почему у Карла Мая герои — индейцы, а не белые.

Придуманный им вождь индейцев Виннету защищал отечество от чужаков, бесстрашно сражался с англичанами и французами, извечными врагами Германии. Карл Май, как и многие другие жестокие и одновременно сентиментальные немецкие литераторы, воспевал военные приключения и очистительную силу сражений, бескорыстную дружбу защитников отечества. Томик Карла Мая всегда лежал на столе в комнате Адольфа Гитлера.

Штурмовые отряды

Штурмовые отряды, СА, появились 3 августа 1921 года. Нацистская молодежь училась водить машины и мотоциклы, занималась спортом, распространяла партийные листовки и газеты. Первоначально аббревиатура СА расшифровывалась как Sportаbteilung (отдел спорта), но гимнастика Гитлера мало интересовала.

Газета «Фёлькишер беобахтер» писала: «Задача СА — объединить молодых членов партии в железную организацию. Она должна заниматься военно-патриотическим воспитанием и защищать вождей партии».

В ноябре 1922 года СА уже именовали не Sportаbteilung, а Sturmаbteilung (штурмовые отряды). 1 ноября 1926 года Гитлер распорядился:

«Подготовка штурмовых отрядов должна осуществляться в интересах партии. В физической подготовке упор сделать на спорте. Бокс и джиу-джитсу важнее чего-то другого. Мы должны работать не в конспиративных условиях, а участвовать в массовых маршах… нам предстоит завоевать улицу».

И Гитлер нашел человека, который взялся приобщить молодежь к идеям партии.

Бальдур фон Ширах происходил из родовитой дворянской семьи. Писал стихи, играл на скрипке. Его отец был директором государственного театра в Веймаре. Его мать — американка, чей род восходил к создателям Соединенных Штатов. Он в детстве говорил только по-английски. Мог остаться в Америке, его дядя был удачливым банкиром в Нью-Йорке. Ширах отказался и поехал в Мюнхен, где учился в университете — изучал филологию, историю искусств. В 1925 году в восемнадцать лет вступил в партию и в штурмовые отряды. Возглавил национал-социалистический союз студентов. Именно Ширах предложил Гитлеру вербовать в партию молодежь.

В 1931 году за драку с коммунистами его посадили на восемь дней. В своем кругу он считался героем.

Два десятка членов гитлерюгенда погибли в таких схватках. 15-летнего Герберта Норкуса в драке несколько раз ножом ударили коммунисты, он умер. Ширах превратил убитого в икону. У памятника Норкусу проводили торжественную церемонию приема в гитлерюгенд.

Юным борцам за национал-социалистические идеи вручали форменные галстуки и значки — на них скрещенный молот и меч на красном фоне. Прежде всего принимали выходцев из рабочих семей. Официальное название гитлерюгенда — Союз рабочей молодежи.

Песни у костра

Нацисты делали ставку на молодежь, жаждавшую успеха. Начинающие карьеристы были благодарны фюреру за то, что он дал им шанс продвинуться.

В первые годы нацистского правления казалось, что после стольких лет отчаяния и безнадежности в общество вернулись энергия и уверенность. Наконец-то у власти правительство, которое возродит страну! Молодые немцы искали третий путь — не социализм и не капитализм — и пришли к нацистам, веря, что Гитлер принесет стране социальное равенство и добьется единства народа.

Фюрер вернул немцам, болезненно переживавшим поражение в войне и распад империи, ощущение принадлежности к великой державе и не менее важное чувство, что в стране появился хозяин. Эти настроения заботливо поддерживались. Был введен единый партийный день, когда все члены партии занимались в системе политического просвещения. Система национал-социалистического политического образования и воспитания охватывала все учебные заведения.

Сомнение в правоте власти приравнивалось к предательству. Общество поделили на патриотов и врагов. Миллионы немцев, которые могли быть против нацистов или как минимум выражать сомнения, замолчали. Диктатура удерживала власть насилием и террором.

«Неправильные» молодежные объединения нацисты запретили. А членство в гитлерюгенде стало обязательным. Не принимали только евреев и цыган. Гитлерюгенд был военизированной организацией, активисты носили форму, им присваивались звания, сходные с теми, что существовали в штурмовых отрядах. Первичная ячейка гитлерюгенда состояла из десяти юношей. Районная дружина — из ста пятидесяти.

Молодых немцев учили жить в коллективе. Поездки по стране, походы, песни у костра. Летом открывались молодежные лагеря. Зимой устраивали лыжные походы. Вместе ходили в кино и в театр.

И обязательно — политзанятия. На них объясняли: страна в кольце врагов, надо готовиться к войне и уничтожать тех, кто мешает…

Девочки — отдельно

Отдельно существовал созданный в 1932 году Союз немецких девушек. После прихода нацистов к власти членство в союзе стало обязательным для девочек и девушек в возрасте от десяти до двадцати лет. Задача союза — воспитание идеальных женщин: здоровых, работящих и готовых рожать много детей. Тогда ходила шутка: если отец состоит в штурмовых отрядах, мать — в объединении национал-социалистических женщин, сын — в гитлерюгенде, а дочь — в Союзе немецких девушек, то семья может встретиться только на партийном съезде в Нюрнберге…

Юноши в гитлерюгенде проходили военно-спортивную подготовку, девушек учили домоводству. Почему юноши и девушки воспитывались отдельно? В нацистском государстве женщины не занимали никаких должностей и практически были исключены из политической жизни. На первом же общем собрании национал-социалистической немецкой рабочей партии в январе 1921 года Гитлер поставил условие: ни одна женщина никогда не войдет в руководящие органы партии.

Нацисты желали возвращения к прежней жизни: девушка получает образование и навыки, необходимые для исполнения роли жены и матери. Она может работать, но только до вступления в брак, когда она начинает заниматься исключительно обслуживанием семьи и домашним хозяйством.

Но когда началась война, немецких женщин мобилизовали на производство. Им предстояло заменить мужчин, отправленных на фронт. Большая часть немок работала в отсталом и трудоемком сельском хозяйстве.

Германия оставалась аграрной страной. Заметная часть населения жила в деревнях и небольших поселках. Нацистские идеологи доказывали, что крестьянин — опора нации, и славили патриархальную крестьянскую жизнь. А враги немцев — это лишенные корней городские жители-космополиты. Гитлер обещал ограничить, а то и вовсе прекратить ввоз импортного продовольствия, списать с аграриев все долги. Поддержка нацистской партии в сельских районах увеличилась почти в десять раз.

Но выяснилось, что экономика не способна существовать без импорта. Исчезновение с прилавков иностранных товаров совпало с ростом внутреннего потребления и привело к росту цен. Сельское хозяйство не в состоянии было прокормить страну. Но кинохроника Геббельса доказывала, что продовольствия в стране все больше и больше, а вот в других странах живут скудно. Поскольку немцев надежно отрезали от внешнего мира, они верили пропаганде.

Развивать сельское хозяйство руководители страны не хотели, да и не умели. Они увидели другой выход — территориальные приобретения. Зачем зависеть от внешнего мира, если можно заставить мир зависеть от Германии!

Гитлер не верил, что развитие промышленности и свободная торговля ведут к процветанию. Он считал это еврейской пропагандой. Он хотел завоевать огромные пространства с их ресурсами — и при этом избавиться от местного населения, лишних ртов.

Рыцари и купцы

Сразу после Первой мировой появился труд немецкого философа Освальда Шпенглера «Закат Европы». Шпенглер писал об упадке Старого континента: «Каждый сам за себя — это по-английски; все за всех — это по-прусски. Либерализм означает: государство само по себе и каждый сам по себе… Парламентаризм не может быть введен в жизнь другого народа. Парламентаризм в Германии — или бессмыслица, или измена».

Забавно читать это сейчас, когда современная Германия демонстрирует успех парламентской республики! А тогда немцы яростно кляли либерализм! И ужасались аморальности и бездуховности западной цивилизации.

Освальд Шпенглер возмущался: «Джаз и негритянские танцы, стремление женщин краситься подобно проституткам, склонность избавляться от любого древнего обычая… Религиозные и национальные идеи, крепкий брак во имя детей и семьи кажутся старомодными и реакционными».

Немецкую культуру, основанную на традиционных ценностях, противопоставляли западному индивидуализму, демократии и правам человека. Англичанину-купцу противостоял немец-рыцарь.

Историк Вернер Зомбарт опубликовал памфлет «Торгаши и герои» — о превосходстве немецкой культуры: «Мы — божий народ. Подобно тому как немецкая птица — орел — летит выше всякой твари земной, так и немец вправе чувствовать себя превыше всех народов, окружающих его, и взирать на них с безграничной высоты. Германия — последняя плотина против грязного потока коммерциализации».

Германия серьезно отставала от Англии и Америки в индустриализации, политическом и социальном развитии, качестве жизни. Зато немцы презирали американцев и англичан за их бездуховность. Демократия, конституция, права и свободы — все это казалось чужим и чуждым, привезенным из-за границы, навязанным народу. Модно было говорить, что немецкая душа несовместима с капитализмом, либерализмом, парламентской демократией, и страна должна идти особым путем.

Женственный вождь

Изображение

Бальдура фон Шираха называли неутомимым организатором, прочили ему большое будущее. Одно время он считался самым вероятным наследником Гитлера. Но потом все рухнуло — в аппарате пошли разговоры о его гомосексуальных наклонностях.

В 1935 году на партийном съезде в Нюрнберге Гитлер сказал:

— Немецкий парень должен быть стройным и ловким, быстрым, как борзая, жестким, как кожа, и твердым, как крупповская сталь.

Меньше всего женственный Ширах соответствовал этому образу.

В руководстве штурмовых отрядов партии сконцентрировалось большое число гомосексуалистов. Сторонники однополой любви задавали тон и в нацистских молодежных организациях. В чисто мужской среде однополая любовь считалась доблестью. Поэтому уничтожение начальника штаба штурмовых отрядов Эрнста Рёма и его приближенных в «ночь длинных ножей» было представлено как наказание за аморальность, позорящую партию.

Пострадал и Бальдур фон Ширах. Его отстранили от руководства гитлерюгендом. Гитлер утратил к нему интерес и в 1940 году отправил подальше от Берлина — партийным секретарем присоединенной к рейху австрийской столицы.

В гитлерюгенде фон Шираха сменил Артур Аксман. Он был слеплен из иного теста. Отец рано умер, мать осталась без работы. Он в пятнадцать лет вступил в гитлерюгенд. И быстро вырос в столичной парторганизации, когда ее возглавил Йозеф Геббельс.

Артур Аксман запретил юношам моложе 18 лет одним выходить на улицу с наступлением темноты. Патрули гитлерюгенда следили, чтобы молодые люди правильно одевались. Им рекомендовали коротко стричься, девушкам — заплетать косы. И никакой косметики! Аксман милитаризировал гитлерюгенд.

Культ войны, фронтовой жизни глубоко внедрился в общественное сознание. «Если они (имелись в виду демократические страны Запада) хотят войны, — с угрозой повторяли немцы, — что же, они ее получат».

Те, кто отправился на войну, в момент захвата нацистами власти были подростками. Решающие, формирующие взрослого человека годы они провели в гитлерюгенде, где их воспитывали в национал-социалистическом духе.

«Стоять до конца»

В 1941-м Аксман сам надел форму вермахта. Воевал на Восточном фронте. В боях с Красной армией лишился правой руки. Это создало вокруг него героический ореол. Демобилизовавшись, вождь гитлерюгенда призвал молодежь заменить ушедшее на фронт старшее поколение. Девушки отправлялись убирать урожай. Юноши, еще не окончив школу, служили во вспомогательных частях вермахта. А потом и сами отправлялись на войну.

Идеологические утопии фюрера превратились в практическую политику. Ради расширения жизненного пространства немецкого народа Адольф Гитлер устроил мировую войну, выиграть которую немцы не смогли. Война вступила в пределы Германии, и ее жертвами стали те, кто начал агрессию. Немецкое командование шло на все, чтобы заглушить в людях готовность «поддаться соблазну» прекратить борьбу и капитулировать. От немцев требовали «стоять до конца».

Война была для нацистского руководства вопросом жизни и смерти. Поражение грозило не только национальным унижением и крушением режима: Объединенные Нации обещали посадить вождей рейха на скамью подсудимых.

В конце войны бросили в мясорубку всех, кого могли. В 1943 году рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер и имперский руководитель молодежи райхсюгендфюрер Артур Аксман договорились о формировании дивизии СС из молодых добровольцев, которые по возрасту еще не подлежали призыву. Тогда же набрали 12-ю дивизию СС «Гитлерюгенд». Вступали в нее семнадцатилетние вчерашние школьники. Командовал танково-гренадерской дивизией бригаденфюрер СС Курт Майер, который в девятнадцать лет вступил в партию, а в двадцать один присоединился к эсэсовцам.

Пленные юные немецкие солдаты 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд», захваченные солдатами 7-й армии США. Фото: waralbum.ru
Пленные юные немецкие солдаты 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд», захваченные солдатами 7-й армии США. Фото: waralbum.ru

Три года Майер воевал на Восточном фронте, брал Харьков. Удостоился рыцарского креста с дубовыми листьями и мечами. Самый молодой командир дивизии СС так старался отличиться, что «Гитлерюгенд» понесла огромные потери, попала в окружение и фактически была уничтожена в боях с высадившимися в Нормандии союзниками. Осталось шестьсот человек, которые потом участвовали в обороне Берлина. Они гибли вместе с другими юношами, которых Адольф Гитлер утащил с собой на тот свет.

Они стали жертвой собственного высокомерия, нежелания мыслить и тотальной аморальности, воспитанной в них. Они поверили в то, что они много лучше других.

Об этом — в следующую пятницу

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow