СюжетыОбщество

Свидетельства родства

Вопреки урокам истории мы отказываемся от союзников во Второй мировой войне?

Этот материал вышел в номере № 39 от 15 апреля 2015
Читать
Вопреки урокам истории мы отказываемся от союзников во Второй мировой войне?

На прошлой неделе в Екатеринбурге была отменена фотовыставка «Триумф и трагедия: союзники во Второй мировой войне», приуроченная к 70-летию победы стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой. Инициатор выставки — генеральное консульство США в Екатеринбурге, партнер — генеральное консульство Великобритании в Екатеринбурге, организатор самой экспозиции и площадка — фотографический музей «Дом Метенкова», расположенный в центре столицы Урала.

Экспозицию составили 150 листов фотографических работ 1939—1945 годов, оригиналы которых хранятся в Библиотеке конгресса, Национальном управлении архивов и документации США, а также британском Имперском военном музее. Участие американской и британской стороны выразилось в «помощи в приобретении файлов». Отбор видеоряда экспозиции произвел российский участник проекта — фотомузей «Дом Метенкова». Подготовительная работа — вплоть до кануна 10 апреля, когда «Дом…» не смог, «по техническим причинам», открыть выставку, — шла три месяца.

Часть этой работы — перед вами. Некоторые снимки хрестоматийны — например, портрет пострадавшей при бомбардировке Лондона Эйлин Данн или вид пылающего собора Св. Павла; другие публикуются в России впервые.

Изображение

Смотрите галерею, предоставленную фотографическим музеем «Дом Метенкова»

Заведующий отделом выставок «Дома Метенкова» Артем Беркович, собиравший эту экспозицию, сказал, что «в нашем музее выставка точно не откроется». В пресс-службе генерального консульства США «надеются, что выставка откроется в будущем».

Но поскольку это выставка — о прошлом, хотелось бы тоже перенестись в прошлое, причем не покидая Екатеринбурга. Буквально — «переписать историю».

Газета «Правда» от 13 июня 1942 года:

«Свердловск. 12 июня (ТАСС). Десятки тысяч уральцев собрались у репродукторов. С глубоким вниманием слушали они сообщение о посещении товарищем Молотовым (министром иностранных дел СССР. — Е. Б.) Лондона и Вашингтона и о подписании договора с Великобританией. Это событие обсуждается везде. На собраниях и митингах трудящиеся горячо приветствуют укрепление боевого содружества Советского Союза с Великобританией и США. На многотысячном митинге коллектива Уралмашзавода стахановцы, инженеры, служащие горячо одобряли договор.

— Очистить мир от гитлеровских варваров, — сказал мастер Федотьев, — благородная задача свободолюбивых народов… Мы, рабочие Уралмашзавода, приветствуем это содружество».

Напомним, в мае 1942 года в Лондоне был подписан Союзный договор между СССР и Великобританией, а в начале июня в Вашингтоне — Соглашение между Правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии.

Бывший слесарь-сборщик 50-го цеха Уралмаша, работавший под началом Героя Социалистического Труда товарища Феофанова, нынешний мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман сказал об отмене выставки: «Насколько я знаю, это было сделано по звонку из Москвы».

Перенесемся в Москву. Лирический репортаж «Правды» от 13 июня 1942 года:

«Клятва трехгорцев

(у московских ткачих).

Вся «Трехгорная» высыпала во двор.

Шумно, людно, оживленный обмен мнениями.

Разговоры не умолкают. Договор между СССР и Великобританией, коммюнике, телеграммы, речи — все это переводится на свой, меткий народный, мудрый язык.

— Этакую-то махину, как наш Советский Союз, и под свое ярмо немец захотел. Накось — выкуси. Кишка тонка. И ведь это мы сами по себе — махина, а приложи-ка сюда англичан…

— И Америку, тетя Паша!»

Не тетя Паша, но в Москве «англичан» и «Америку» — два генеральных консульства в Екатеринбурге — «приложили» в совсем другом смысле. До шока. «Мы ошеломлены новостью о закрытии «Дома Метенкова» по техническим причинам, сделавшем открытие выставки невозможным», — прокомментировали произошедшее в пресс-службе генконсульства США.

Интересно, что бы сказали тетя Паша и мастер Федотьев на своем, метком народном, мудром языке? Газета «Коммерсантъ» в статье «Фот этого не надо» сообщила на своем, лапидарном: «Источник „Ъ” в правоохранительных органах рассказал, что 9 апреля Федеральная служба безопасности направила руководству музея указание о недопустимости проведения выставки. «Музей был закрыт федеральной структурой по прямому приказу из Москвы. Требование было политически мотивированно и связано с выставкой «Триумф и трагедия: союзники во второй мировой войне», — заявил собеседник „Ъ”».

Екатеринбург, к слову, привык повиноваться приказам из Москвы: в 1941—1945 годах он принял эшелоны и заводы, а отправил людей и вооружение. Без ропота, но с охотой и истово, по-уральски. В год 70-летия Победы опорному краю державы в порядке благодарности не дали провести выставку по его — ни по чьему другому — разумению.

— Я никаких целей, кроме гуманистических, не ставил при формировании экспозиции; руководствовался своей совестью, — сказал Артем Беркович. — Выставка включает пять разделов: «Битва за Британию», «Война на Севере Африки и в Италии», «Война на Тихом океане», «Второй фронт в Европе» и «Преступления нацистских преступников».

Взгляд американских и британских фотожурналистов — иной. Дело не в другой реальности, а в сосредоточенности на том, что делает война с душой человека. Это — «индивидуалистический» фокус. У нас была другая, коллективистская эпоха, и сравнивать два стиля — невозможно. Только просто рядом положить и подумать. Вспомнить.

Елена Бердникова, «Новая»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow