Сюжеты

Уроки перемен. Превью к спецпроекту

«Новая газета» начинает новый проект «Уроки» — газету в газете (два раза в месяц по четыре полосы) — для учителей, воспитателей, родителей и учеников. Первый номер «Уроков» выходит в понедельник, 20 апреля

Фото: «Новая газета»

Общество

Александр АдамскийЛюдмила Рыбина«Новая газета»

«Новая газета» начинает новый проект «Уроки» — газету в газете (два раза в месяц по четыре полосы) — для учителей, воспитателей, родителей и учеников. Первый номер «Уроков» выходит в понедельник, 20 апреля

Школа переживает непростые времена, и некоторые эксперты считают, что мы в шаге от наступления мракобесия. Довольно сложное и полузабытое слово «обскурантизм», которое характеризует времена реакции, вдруг вернулось в общественный лексикон.

Невероятно было себе представить, что в начале XXI века вместо «школы будущего», о которой мечтали в конце 80-х, мы стоим перед угрозой, что школа станет прибежищем наиболее темных, реакционных тенденций, включая религиозный фундаментализм, ксенофобию, мрачное, серое единообразие и запрет на педагогическое творчество.

Исторически настроения учителей, атмосфера в школе являются предвестниками более крупных социальных и политических изменений. Так было накануне свержения самодержавия, так же, к сожалению, постылая авторитарная педагогика пришла в школу синхронно со сталинским террором, убийственной коллективизацией и другими прелестями авторитаризма. В каком-то смысле школа как ласточка, которая летает перед дождем близко к воде. Она не приближает ненастье, но извещает о нем. Поэтому все, что происходит сегодня со школой, можно считать предвестником грядущих потрясений. Отличие одно: мы верим, что все-таки в сегодняшнем мире школа, просвещение, образование способны изменить ход событий. Мы в это верим и хотим поделиться этой верой с вами.

Летом 2014 года закрылась газета для учителей «Первое сентября». Это событие может быть не так заметно, как другие социальные и политические сдвиги последнего времени, но на самом деле это страшный удар по учительству. Любой корпорации, а учительству в особенности, нужно внешнее зеркало, которое отражает в позитивном свете то, что происходит. Издание, созданное выдающимся педагогом, писателем Симоном Соловейчиком, не устояло перед сложностью времени, зеркало разбилось.

Симон Соловейчик умел словом воодушевлять, развивать, показывать, какие отношения надо строить с людьми, с детьми, с государством, с семьей. И дело не в том, что учитель без внешнего источника не может сам сформировать свои представления и взаимоотношения. Но есть такая особенность человеческой натуры (об этом писал Лев Выготский): социальные отношения формируют понятия и представления. И то, о чем мы говорим, что обсуждаем, то, что для нас важно проговорить и осмыслить, помогает строить отношения с внешним миром. Газета (как бы ни развивался интернет) не только великий организатор и агитатор, но еще и собеседник, поддерживающий уровень понятий и представлений. Она в ряду с книгой, театром, искусством, научным открытием, но актуальнее и, несмотря на публичность, интимнее, ближе. И если такого собеседника нет, то учитель оказывается один на один со своими проблемами или им начинают манипулировать.

Мы решили дать возможность тем людям, которые впитали педагогику сотрудничества, выросли на инновационном движении конца 80-х — начала 90-х годов, которые верят в гуманистическую педагогику, в открытость школы, в то, что школа — это путь в открытый многообразный мир, тем педагогам и родителям, которые хотят современного развития ребенка, — дать им возможность найти на этих страницах достойных собеседников.

В наших с вами силах сделать газету «Уроки» собеседником, который будет говорить с читателями на простом, но (надеемся) умном языке о том, что происходит, как возможно оценивать разные события, какова перспектива. Это не педагогическое издание. Мы не собираемся учить учителей вести уроки, выбирать учебники и программы. Но есть мировоззренческие проблемы, которые даже важнее физики и химии. Что такое свобода, какое будущее ожидает ребенка и какого будущего для наших детей мы хотели бы избежать. Какие с этим связаны экономические, социальные, этические проблемы и как о них говорить с детьми. Это не уроки, это уроки перемен, и они напрямую касаются квалификации учителя и любого воспитателя. В каком-то смысле наша газета в газете — должна стать институтом повышения квалификации.

Мы не ставим перед собой задачи глобально изменить школу или учителя. Но мы считаем, что диалог, возможно, даже столкновение разных позиций — это единственный путь к развитию. Диалог — это самое лучшее средство самоопределения. Какую точку зрения выбрать — и учитель разберется, и ребенок тоже, если дать возможность выбирать.

Мы хотим, чтобы наша газета в газете была уроком такого выбора и самоопределения. Поэтому и назвали ее — «Уроки».

P.S. Публикацией Надежды Андреевой мы открываем новую рубрику «уроки»

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera