Сюжеты

Афиша

Фото: «Новая газета»

Культура

Валерий ГорНовая газета

Заклание агнца на Орджоникидзе

«Младшие брат и сестра» великих демиургов «бристольского саунда» — Massive Attack, Portishead и Tricky, манчестерский дуэт Lamb однажды подпустил в сумрак трип-хопа вдохновенной ясности даунтемпо и сухой искристости драм-н-бейса, каковым букетом и стал любезен народу. Московскому в том числе: с момента внезапного реюниона в 2009 году группа приезжает в столицу в третий раз и сегодня вечером выступит в клубе Yotaspace. Основу сет-листа составит материал прошлогоднего альбома Backspace Unwind, который группа продвигает в рамках нынешнего тура. Даже по сравнению с предыдущей, сильно недооцененной, пластинкой «5», новая музыка Lamb более атмосферна — внимание к межнотному пространству, к паузам, стало по-блюзовому трепетным. Бархатистый вокал Лу Роудс парит над мечтательными битами и текстурами Энди Барлоу, разделяя «здесь-и-сейчас» на реальное выступление известного коллектива и эскапистское волшебство нездешних миров — достаточно прикрыть глаза, но лишь слегка: нынешний видимый образ певицы в воздушном белом платье усугубляет эффект. Былые «жемчужины» — Gabriel, Gorecki или What Sound — на этом фоне не потеряют своего блеска ничуть.

Ул. Орждоникидзе, 11. Начало в 20.00.

 

Приятно ли быть внуком

Козьму Пруткова можно смело считать отцом русской виртуальности: задолго до эпохи интернета от лица этого не существовавшего в действительности персонажа занимались «троллингом» молодые поэты-остроумцы Алексей Толстой и его двоюродные братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы. Ими в деталях — с подробной биографией и корпусом литературных творений — был сочинен благонадежный чиновник, директор Пробирной палатки, писатель-любитель Козьма Петрович Прутков, драматургическая карьера которого, однако, началась с реального провала. 8 января 1851 года на сцене Александринки дали комедию «Фантазия». Присутствовавший на премьере император Николай I уехал среди действия со словами: «Много я видел глупостей, но такой еще никогда!», после чего спектакль был закрыт. Сегодня вечером его откроют заново в Театре Ермоловой: в премьерном «представлении в двух частях» «Театр Козьмы Пруткова», смешав «Фантазию» с пьесой «Опрометчивый Турка, или Приятно ли быть внуком?», где под именем «известного писателя» родитель русского абсурда вывел сам себя. Эту пьесу он обозначил как «неоконченное» и оборвал на полуслове, однако ясно, что вещь завершена: внезапный обрыв подготовлен всем предыдущим действием.

Ул. Тверская, 5/6. Начало в 20.00.

 

Игра воображения

Художественные, так сказать, принципы Андрея Ремнева представляют собой сплав русской иконописной традиции, искусства Средних веков и раннего Возрождения, барокко и рококо, символизма и авангарда, переосмысленных сквозь призму реалий современного мира. В общем, все в кучу, но не без изящества. Ибо на выходе имеется живопись, выходящая за рамки современности, причем в обе стороны — в очевидное прошлое и в чем-то — в непредсказуемое будущее, где русский конструктивизм и западноевропейская готика, китайская экзотика и сермяжная правда — равные части истории искусства, а реальные исторические лица и ситуации — плодом воображения художника. Картина оказывается точкой пересечения различных меридиан многовекового человеческого опыта. Персональная выставка Андрея Ремнева «Игра воображения» открылась в галерее MustArt, но попасть на нее чуть затруднительно, ибо по уикендам и в праздничные дни она закрыта. Имейте в виду.

Вознесенский пер., 9, стр. 2. До 29 мая.

 

Строитель воздушных замков

Лоран Шеер вырос в одном из богемных районов Парижа и рано окунулся в его культурную среду: отец был страстно увлечен видео, мать ― рисунком. Именно в родном городе и его пригородах увидела свет серия работ Flying Houses — «Летающие дома», представляющая собой поэтическое видение городского обитателя, где дома, лишенные фундамента и обычного окружения, раскрывают свою внутреннюю красоту. Каждый дом несет в себе определенные культурные знаки как отправные точки для духовного путешествия. К каждому фотограф придирчиво и скрупулезно подбирает различные элементы и детали, снятые множество раз под одним и тем же углом или светом, чтобы затем соединить в одну конструкцию. Новая выставка «Воздушные миры Лорана Шеера» в Центре фотографии имени братьев Люмьер показывает, как детали здания ― камень, антенна, сточная канава, граффити, название улицы или самого дома ― под виртуозным управлением несут в себе определенные исторические, музыкальные, кинематографические и иные свидетельства — от цитат из Феллини до театра, восстановленного по архивным материалам, от мима Дебюро до довоенных лент Марселя Карне. Очень красиво.

Болотная наб., 3, стр. 1. До 21 июня.

 

Смех, кровь и психоанализ

Набоков, мягко говоря, не любил Фрейда, называл его «венским шарлатаном» в «Других берегах». Три картины из четырех, представленных в основной программе грядущего с 22 апреля фестиваля «Новое кино Австрии» в Центре документального кино, делают австрийское «национальное достояние» — психоанализ — объектом насмешек и остроумных шуток. Хоррор-комедия «Вампир на кушетке» отправляет в уютный кабинет психоаналитика влюбленного носферату; комедия нравов «Супер-эго» меняет с помощью психоанализа и жизнь, и личность простого мелкого мошенника; драматическая комедия «Вечная жизнь», один из главных европейских арт-хитов этой весны, устраивает психоаналитические сеансы горе-самоубийце. Особняком — грандиозная документальная сага «Великий музей», живое путешествие по волнам культуры, памяти и современности Музея истории искусств — одной из главных достопримечательностей Вены. Но этими фильмами фестиваль не ограничивается: есть еще дополнительная программа, названная «Смерть рабочего». Ленту с таким названием снял в 2005 году австрийский режиссер Михаэль Глаоггер, констатируя смерть того, кто еще не так, казалось бы, давно назывался пролетарием, боролся с капиталом, был центром вселенной и, вне зависимости от побед и поражений, — героем — стихов и песен, фильмов и книг. И вдруг его не стало. Ну или почти не стало. Он тихо ушел с авансцены – сначала на задний план, а потом и совсем. Этот уход фиксируют российские документалисты — в картинах «Грумант. Остров коммунизма», «Наша мама — герой» и «Последний лимузин». О появлении нового мира без рабочих рассказывают австрийские режиссеры — в «Клинике Донаушпиталь», «Смерти рабочего» и ленте «Через года». Расписание смотрите здесь: http://www.cdkino.ru/events/schedule.

Зубовский б-р, 2. До 28 апреля.

 

Порох в пороховницах

И хотя борода Сержа Танкяна изрядно поседела, а шевелюры заметно убавилось, голос его, положенный на безудержные риффы Дарона Малакяна, звучит все так же издевательски монументально, меняясь в интонационном диапазоне от «злого регента» до «солиста детского хора», от «Заппы» до «мэудзина» и обратно. Позитивного безумия, виртуозно заправленного в ломанные ритмы и симфонический драматизм альтернативного металла, тоже еще достаточно — это вообще редкий случай, когда тяжелая музыка несет, скажем так, свет и радость. Умственный маткор на трэш-металл на армянские фолк-мотивы равно… В общем, порох в пороховницах готов убедительно взорваться 20 апреля в СК «Олимпийский»System of a Down снова в Москве. Что именно будут играть, неизвестно, но, если учесть, что последний альбом группы вышел десять лет назад, — старые хиты, что ж еще. Те же Chop Suey!, Toxicity, Aerials и B.Y.O.B. прозвучат гарантировано.

Олимпийский пр-т, 16, cтр. 1. Начало в 19.00.

 

Чудесатее и чудесатее

«Вас обманывают! Это никакие не чудеса! Это обыкновенная ловкость рук! Разве это чудеса?!» — кричал, помнится, старик Хоттабыч, глядя фокусы Афанасия Сидорелли. Однако в ближайший уикенд в Москве соберутся иллюзионисты, чей уровень, надо думать, удовлетворил бы даже взыскательного Гассана Абдурахмана ибн Хаттаба: 18 и 19 апреля в Crocus City Hall случится Международный фестиваль иллюзионного искусства «Золотая магия XXI века» с участием чемпионов магии со всего света. Итальянец Марко Дзоппи привезет свое знаменитое шоу «Волшебные пузыри», во время которого зрители отправляются в мир, где законы природы смешиваются с чудесами магии. Дуэт «Сос и Виктория» из России, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса за самое быстрое переодевание, продемонстрирует скоростную смену десятков костюмов. Французский жонглер Фред Чи Пок представит номера с шарами и шляпами. Немец Тимо Марк покажет фантастическую иллюзорную работу «Голубое видение», которая объединяет мультимедиа, живопись, игру теней и волшебство. Двенадцатилетний Ред Стар Сеон из Кореи покажет нашумевший номер, за который его называют «Моцартом иллюзий». И это далеко не все и всё.

МВЦ «Крокус Экспо», пав. №3. Начало представлений в 19.00.

 

Судебная комедия

20 апреля в театре «Кураж» состоится премьера спектакля Владимира Мирзоева «Трибунал» — по одноименной пьесе Владимира Войновича. Фактически это новая пьеса под старым названием: в ноябре 2913 года писатель представил в Центральном Доме Актера версию своей знаменитой «судебной комедии», «старый» вариант которой — едкая сатира на суд над советским обывателем, волею органов правосудия ставшим «диссидентом», — был опубликован в Лондоне тридцать лет назад. Не трудно догадаться, что сейчас пьеса по-прежнему о суде и судебной системе, но на этот раз — в современной России, где реальность фантастичнее, мягко говоря, любого вымысла. В центре действия — все тот же обыватель, случайный театральный зритель, превращенный в злостного «оппозиционера». Другие персонажи заменены на «героев» нынешней эпохи: вместо инженера НИИ — коммерсант, вместо «вражеских» голосов — блоги агентов Госдепа, вместо приближенных к власти Ученого и Писателя — Депутат и Священник. Неизменным остается движение маховика власти, творящей беззаконие, для которой «невиновность еще не повод для оправдания». Мирзоев актуализирует «фантастический реализм» Войновича с теми же тонкостью и жесткостью, которые мы видели в его злободневных версиях Шекспира, Пушкина, Мольера и Гоголя.

Земляной вал, 33 (ТРЦ «Атриум», цокольный этаж). Начало в 19.00.

 

Неоновая амнезия

Известный современный американский художник, эссеист, публицист и журналист, один из основоположников концептуального искусства Джозеф Кошут самолично сегодня вечером показывает в Мультимедиа Арт Музее проект Amneziya, только что с успехом прошедший в  берлинской галерее Sprüth Magers и являющийся продолжением масштабной выставки неоновых работ Кошута «Бессонница: классифицированная, просвещенная, остановленная», показанной в 2013 году. Экспозиция состоит из двух частей. В ретроспективную часть войдут работы Кошута, выполненные в технике неона, с середины 1960-х до начала 2000-х. Вторая часть проекта — инсталляции Texts for Nothing («Тексты для ничего») и Ulysses, 18 Titles and Hours («Улисс, 18 названий и часов») по роману Джеймса Джойса. Естественно, что под светящиеся буквы подстелена мощная концепция про дискурс и парадигму. Как водится.

Остоженка, 16. Начало в 19.00.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera