Мнения

Александр Адамский: Полундра!

Сегодня разрешим им выбирать из пяти стихотворений, а завтра они...

Фото: «Новая газета»

Политика

Александр АдамскийНовая газета

Сегодня разрешим им выбирать из пяти стихотворений, а завтра они...

В России набирает силу мобилизационная образовательная политика. Она состоит в свертывании многообразия, резком уменьшении самостоятельности школ и учителей, унификации содержания образования, введении единых учебников и программ, усилении административного контроля, еще большем ужесточении фискальных проверок и увеличении объема отчетности.

Я коллекционирую высказывания обскурантов — они звучат на конференциях, семинарах, в высоких кабинетах. Эксперты, депутаты, учителя считают, что советская школа, изолированная от мира, была идеальной, и надо к ней вернуться.

Вот из моей коллекции:

— «зачем давать выбирать одно из пяти стихотворений Пушкина, если умные люди могут для всех выбрать одно»;
— «мы изгнали из наших школ черчение и тем самым ослабили инженерную подготовку»;
— «детей учат, сколько любовников было у Геры и Зевса, но не учат нашим богам»;
— «идея про ЕГЭ по иностранному языку говорит о том, что МОН ориентирован не на свою страну»;
— «равенство возможностей требует одинаковых учебников»;
— «в некоторых учебниках литературы, утвержденных министерством, вместо «Евгения Онегина» изучается «Повелитель мух». Мух!»;
— «учебники должны согласовываться традиционными конфессиями»;
— «незачем смотреть на международные тенденции, все они — про однополые браки»;
— «у нас теперь вместо знаний воспитывают любознательность, а она без знаний, без фундамента не нужна»;
— «надо детям дать простое, а потом уже сложное. А мы не можем их научить простому»;
— «ребенку в первом классе дают пользоваться айпадом, а он таблицу умножения не знает»;
— «учебный план надо сделать законом, чтобы у всех было одинаковое число часов на одинаковые дисциплины».

Кто мог предположить еще 10 лет назад, что в СМИ и на уровне власти будут всерьез обсуждать планы по введению единых программ по всем учебным предметам и рассматривать вариативность как угрозу национальной идентичности! И все это — прикрываясь именем президента, который подписал закон «Об образовании», сам прекрасно владеет немецким и быстро выучил английский и еще в 2005 году инициировал нацпроект «Образование», целью которого была вариативная конкурентная система образования, инновационное развитие, самостоятельность школ, поощрение инициативных творческих учителей и школьных коллективов, комплексные результаты регионов, новая система оплаты труда, ориентированная на эти комплексные результаты.

Одно из двух: либо те, кто хочет ревизии в образовании по принципу «назад в СССР», не понимают, что это противоречит политике президента. Либо за мандатами депутатов и сенаторов от правящей партии, за личиной верноподданных агитаторов прячутся белоленточники, и на самом деле они — против! Или они считают действующего президента «хромой уткой»?

Или государственная образовательная политика все-таки изменилась, но президент не успел об этом сообщить? Но тогда надо менять законы, стандарты, нормативную базу, переподготавливать кадры под новый набор ценностей. Иначе складывается опасная ситуация. Система норм и институтов образовательной политики сложилась как вариативная, развивающая, открытая, стимулирующая самостоятельность и свободу, светская, наконец. А складывающаяся под давлением влиятельных ревизионистов практика администрирования прямо противоположна: в ней — стремление унифицировать содержание и учебники, свернуть многообразие, усилить централизацию и клерикальное давление на школу.

В этой ситуации основная претензия к министерству образования — за его запредельное безразличие, я бы даже сказал, пофигизм, простите мой французский. Вот свежий пример с заседания Общественного совета МОН, посвященного проблеме клерикального давления на школу. Выслушав обе стороны, министр Д. Ливанов… дистанцировался от обеих и предложил вернуться к вопросу через несколько лет!

Представьте себе капитана «Титаника», к которому прибежали два штурмана. Один с криком: «Полундра! Идем на айсберг! Сворачиваем!», а другой: «Впереди чистый горизонт! Добавим ходу!». Спокойно выслушав «обе стороны», капитан в меланхолической задумчивости изрекает, что ситуация не вполне ясна, подождем денька три-четыре и вернемся к этой теме.

И так по большинству вопросов школьной образовательной политики. 3 апреля на итоговой коллегии по результатам 2014 года (думаю, что она для нынешнего состава министерства последняя итоговая) все доклады были сплошь благостно-отчетные и радужные.

А то, что регионы на пределе финансовых возможностей и мы стоим на пороге задержек зарплат и обнуления всех программ развития, — это не критическая ситуация? Примерных программ по всем ступеням нет до сего дня. Муниципальные задания даются с потолка.

В результате школы и учителя задавлены проверками, отчетами, которые валятся каждый день в несметном количестве.

Министерство, дай сигнал! Полундра!

…Резкая потеря управляемости и давление мракобесия — опасная смесь. Взрывоопасная.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera