Сюжеты

Афиша

Фото: «Новая газета»

Культура

Валерий ГорНовая газета

Пиратское счастье

Несмотря на статус самой гастролирующей российской группы, «Мумий Тролль» в Москве — гость нечастый, будь то сольные программы или фестивальные сеты. Восполнить недостаток выступлений в столице группа собирается в ближайший уик-энд «двойным выстрелом», благо повод преотличный: выход «Пиратских копий», их одиннадцатого студийного альбома. Что мы имеем? Грамотные поп-роковые мотивчики, уложенные в фирменный звук, на этот раз с заметной долей синтетики — гитары в отсутствие Юрия Цалера отодвинуты на второй план; тексты, в которых главное не смысл, а экспрессионистическая языковая игра, за которой, впрочем, угадываются всякие мысли, хоть и непонятно, какие; безошибочно узнаваемый кошачий вокал Ильи Лагутенко, который знает, что «всегда лучше послушать свой внутренний голос». В концепции альбома «пиратство» трактуется в русле перевода с древнегреческого, в котором «пират» означало «пытающий счастья, испытывающий свою судьбу». Бронебойных хитов на пластинке, пожалуй, нет, но какое-то усталое счастье находится, и слушается она довольно увлекательно. Вживую, можно быть уверенным, пойдет и вовсе на ура: Лагутенко блестящий шоумен с выразительной мимикой, а «Мумий Тролль» в целом — отменная концертная группа, способная качественно зажечь что на палубе военного корабля, что в жерле вулкана, что в экзотических странах, что на собственном фестивале во Владивостоке. Клуб Yotaspace 25 и 26 апреля покорится и подавно.

Ул. Орджоникидзе, 11. Начало концертов в 20.00

 

Век мод

Издательский дом Condе Nast — это множество международных брендов, среди которых не требующие пояснений The New Yorker, Wired, GQ, Vanity Fair и, конечно же, Vogue. Последние являют собой моду как таковую, а их архивы в Нью-Йорке, Париже, Милане и Лондоне — это история fashion-фотографии как она есть. Надо ли говорить, чему посвящена и из чего собрана экспозиция в Мультимедиа Арт Музее «Как рождается мода: 100 лет фотографии из архива Condе Nast», работающая в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии 2015». Эта выставка о том, как начиналась золотая эпоха модной фотографии, открывшая миру имена Хорста П. Хорста, Ман Рэя, Эдварда Штайхена, Сесила Битона, Эрвина Блюменфельда; о расцвете британского, французского и итальянского Vogue и взлете карьеры Уильяма Кляйна, Хельмута Ньютона, Марио Тестино; о возникновении феномена «супермодель», появившегося с легкой руки плеяды молодых фотографов 1980-х: Питера Линдберга, Брюса Вебера, Паоло Роверси, которым удалось вознести моделей на недосягаемую высоту, — это тогда Клаудиа Шифер, Синди Кроуфорд, Линда Евангелиста и Наоми Кэмпбелл превосходили по популярности звезд Голливуда. Наконец, это выставка и о будущем fashion-фотографии — каким оно может быть уже сегодня.

Ул. Остоженка, 16. До 7 июня

 

Принцы Датские

«Мы скоро опять будем счастливы!» — говорят в Культурном центре «Дом». Причина счастья — концерт датского новоджазового Mokuto Trio, в составе которого выдающаяся ритм-секция — изобретательные бас-гитарист Петер Фрийс Нильсен и барабанщик Петер Оле Йоргенсен сочетается со звездой мирового нового джаза — прекрасной дамой с саксофоном Лотте Анкер. Пред очи московской публики трио предстанет сегодня вечером и представит разряженную игру с тембрами и полутонами, экспрессионистические звуковые полотна, спонтанность идей и филигранное взаимодействие друг с другом, изысканные мелодии и абстрактные музыкальные структуры нового джаза отменной выделки. Услышав Mokuto, как-то переоценишь место Дании на джазовой карте мира: тот самый случай, когда лучше меньше, да лучше.

Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4. Начало в 20.00

 

Крокодил представляет…

Яркие карикатуристы — Кукрыниксы, Борис Ефимов, Леонид Бродаты, Константин Елисеев, Михаил Черемных, Леонид Генч и другие прекрасные художники — во время войны рисовали фронт и тыл, солдат и партизан, Гитлера и фашистов, войну и победу, и их работы регулярно печатались в главном сатирическом органе Страны Советов — журнале «Крокодил». Вне временных и идеологических рамок среди этих рисунков были подлинные шедевры, в чем несложно убедиться, сходив на выставку «Победа» в рисунках и карикатурах журнала «Крокодил» в галерее Fotoloft. Полсотни работ разбиты на семь тем: «Сообщения с фронта», «Солдатская правда», «Партизаны и жизнь», «Бей фашиста!», «Просто Гитлер», «Крокодил на войне» и «Наша победа» — и передают дух времени весьма недурно.

4-й Сыромятнический пер., 1/8, стр. 6. До 17 мая

 

Come As You Are

После смерти Курта Кобейна, перевернувшего в начале 1990-х само представление о поп-музыке и открывшего врата поп-культуры для навсегда, казалось, маргинальных явлений, права на все его неопубликованные материалы были поделены между участниками Nirvana и родственниками, не сказать чтобы ладившими между собой. Автору фильма «Чертов монтаж», оскаровскому номинанту Бретту Моргану, удалось получить беспрецедентный доступ к личным архивам Кобейна, предоставленный всеми правообладателями сразу. При помощи анимации, откровенных интервью с ближайшими соратниками, а также рисунков и домашних видео самого Курта он отслеживает творческий путь кумира целого поколения — от первых начинаний в Абердине, штат Висконсин, до всемирной славы — и находит за титанической фигурой легенды мировой рок-музыки уязвимого человека, жившего в вечной борьбе с миром вокруг. Показы в России стартуют 27 апреля, когда «Чертов монтаж» можно посмотреть в кинотеатре «Формула Кино Горизонт» (Комсомольский пр-т, 21/10, начало в 21.00). Днем позже фильм покажут в «Формуле Кино Европа» (пл. Киевского вокзала, 2, начало в 19.30) и в Центре документального кино (Зубовский б-р, 2, начало в 20.30), а 29 апреля — в «Формуле Кино Прага» (ул. Нижняя Масловка, 10, начало в 19.30).

 

Образцовой с любовью

Франко Дзеффирелли однажды сказал: «В моей жизни было три потрясения — Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова». Увы, ни одно из них нам уже не испытать — в январе ушла из жизни последняя из трех — символ вокального искусства, чье имя стало мировым брендом, неизменно привлекавшим публику. 28 апреля в Московской консерватории в память о королеве оперной сцены Елене Образцовой пройдет концерт «Музыка — это любовь». На сцену Большого зала выйдут ее коллеги, которые пели с ней в Большом, ученики и артисты, которым ее поддержка помогла добиться признания и славы: Зураб Соткилава, Хибла Герзмава, Василий Ладюк и Илья Кузьмин, виолончелист Борислав Струлев, пианистка Лариса Скворцова и многие другие. В концерте примут участие Московский академический камерный хор, Академический камерный оркестр России и оркестр Московского театра «Новая опера». В программе Рахманинов, Свиридов, Шуман, Чайковский, Римский-Корсаков, Штраус, Россини, Мусоргский, Вагнер, Верди и еще много интересного. Ведет вечер Алла Демидова.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00

 

473 квадриллиона километров

Гремучую смесь то ли Rammstein, то ли курехинской «Поп-механики» с Цирком дю Солей обещает сегодня и завтра шоу «50 световых лет» в Театре киноактера, которое при ближайшем рассмотрении оказывается отягощенным цирковыми номерами концертом стрит-рок-группы (что бы это ни значило) «КарТуш» и артиста Дмитрия Певцова. Этот альянс существует лет шесть, но впервые его выступление будет столь разноплановым. На одной сцене окажутся: собственно музыка в исполнении группы и приглашенных музыкантов, в числе которых духовик Олег Сакмаров, долго игравший в «Аквариуме», и ударник Игорь Джавад-Заде, экс-«Наутилус Помпилиус», и коллектив Земфиры; цирковое действо, за которое будут отвечать гимнасты и акробаты Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского, и, в частности, Зоя Баркова, называемая коллегами «рожденной летать»; и световые инсталляции, оборудование для которых однажды работало на шоу Pulse группы Pink Floyd в ее заключительном европейском туре. На выходе ожидается довольно качественный энтертеймент от команды из 150 человек.

Ул. Поварская, 33. Начало концертов в 19.00

 

Даром что комедия

Религия, когда она в руках лжецов — то есть почти всегда, есть вред в любые времена. Уж наша-то с вами современность тому — трижды подтверждение. И потому мольеровский шедевр «Тартюф», наделавший много шума уже при первой постановке — а написана пьеса была в 1664 году, — не устаревает и ставится многими и многими театрами по всему миру. Свою вариацию в Театре Пушкина предлагает 12 и 13 мая французский режиссер Бриджит Жак-Важман, которая делает Тартюфа привлекательным юношей — в исполнении Владимира Жеребцова. Этот авантюрист и самозванец, интриган и соблазнитель проникает в сердце счастливой и свободной семьи, пользуясь привязанностью к нему Оргона, хозяина дома. Его цель — овладеть женой последнего и состоянием. Его инструмент — религиозный фанатизм: Оргон, полагая, что открыл в Тартюфе нового Христа, погружает свою семью в ад. Мольер сгущает краски и освобождает зрителя от всяких иллюзий: в «Тартюфе», даром что это комедия, обнажается бессодержательность церковной морали, чем веками и пользуются проходимцы всех мастей.

Тверской б-р, 23. Начало спектаклей в 19.00

 

Брейгели младшие

В эпоху Ренессанса и в новое время профессия живописца нередко становилась наследственной, подобно обычаю других ремесел. Если не самая, то уж точно одна из самых знаменитых в мире художнических династий ведет свою историю от «великого и ужасного» гения Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким за фольклорные образы и элементы фантастического гротеска в своих картинах. Художниками были его сыновья — Питер Младший по прозванию Адский и Ян Старший «Бархатный», а также внук, Ян Младший. Уникальный случай в истории западноевропейского искусства! (К слову, дочь Брейгеля Мужицкого Анна была женой Давида Тенирса Младшего, наиболее значимого, наряду с Рубенсом и ван Дейком, художника и гравера фламандской школы. Но это другая история.) Картины этих мастеров, на первый взгляд кажущиеся написанными в едином стиле, будучи собранными вместе — на выставке «Младшие Брейгели. Картины из собрания Константина Мауергауза» в ГМИИ имени Пушкина, — обнаруживают, что каждый из них представляет собой ярчайшую индивидуальность, оправдывающую полученное прозвище. Брейгель Адский, известный копиист работ своего отца, изображал сцены деревенской жизни и одновременно — фантастические видения пылающего ада. Брейгель Бархатный, прозванный так за характерную живописную манеру, был знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или венков, и за это его также называли Цветочным. А Ян Брейгель Младший создавал пейзажи, натюрморты, аллегорические композиции и другие работы, полные мелких деталей, с иными, чем у Яна Старшего, качеством и освещенностью. Однако его лучшими работами были крупные пейзажи. В общем, 29 картин представителей младшего поколения семьи Брейгелей и их круга надо просто смотреть. Выставка открывается 28 апреля.

Ул. Волхонка, 12. До 28 июня

 

Из Японии с приветом

Фестиваль японской культуры Hinode — масштабное шоу искусств современной и традиционной Японии — состоится 25 и 26 апреля в культурном центре «Москвич». «Насыщенная культурная программа» фестиваля, которую, к слову, можно найти здесь: http://hinode.asia/schedule, вытекает из распространенной нынче организационной концепции «все-в-кучу», а потому обширна и включает в себя все что угодно, от концертов и кинопоказов до выставок и мастер-классов, от игр и лекций до — куда ж без торговли — ярмарки. Есть вполне интересные моменты. Например, на главной сцене фестиваля и на улице несколько раз появятся тайко-барабанщики Gyoten. В зоне искусств пройдет шоу-показ кимоно, чайная церемония и демонстрация традиционных японских причесок под управлением известного популяризатора классической японской культуры за границей госпожи Имаидзуми Аико. Знаменитый разработчик роботов Такахаси Томотака прочтет в ходе фестиваля лекцию «Роботы как искусство», покажет фильм «Как мальчик хотел встретиться с русалкой» с актером-роботом и познакомит всех желающих с робо-астронавтом Kirobo. Актриса Орита Томоми исполнит танец «Мацу-но мидори», что означает «Зелень сосны» — в Японии сосна почитается как символ долголетия и процветания, а этот танец олицетворяет собой пожелание и празднование вечного процветания будущего. Известная исполнительница песен к аниме и играм Ито Канако даст концерт вечером завтрашнего дня. Плюс караоке, плюс икебана, плюс оригами, манга, вок-шоу и много-много радости. Кстати, тематической концепцией названа экология и все что около, что по факту сведется к раздельному сбору мусора. И то неплохо.

Волгоградский пр-т, 46/15. Начало в 12.00

 

Я не участвую в войне…

Классики отечественного искусства и ныне забытые художники, ушедшие добровольцами на фронт или работавшие военными корреспондентами центральных газет, — из их работ составлена экспозиция «Война участвует во мне…» в галерее ArtStory. Получив название по строке Юрия Левитанского, выставка представляет более 300 произведений искусства и артефактов 1941–1945 годов: графика, фотографии, плакаты, марки, открытки, предметы фронтового быта, агитационные плакаты, листовки, пожелтевшие страницы газет, редкие документы военного времени, а главное — личные письма участников и свидетелей побед и поражений. Это как оказаться на передовой — где-нибудь в окопе или землянке, без фальши, без отутюженных телегимнастерок… Отдельный раздел выставки посвящен авиации и летчикам Великой Отечественной: натурные зарисовки художников, фотографии и документы военных лет, приобретающие особую ценность: в советском искусстве тема войны нашла специфическое выражение — по-настоящему трагических и правдивых полотен, рассказывающих о суровых испытаниях, на самом деле — считанные единицы. А тут — искренность и достоверность.

Старопименовский пер., 14. До 17 мая

 

Попить Чайковского

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая (по новому стилю) 1840 года, или, как несложно сосчитать, 175 лет тому назад. Широкая музыкальная общественность не могла пройти мимо такой даты и решила отметить ее Международным музыкальным фестивалем имени Чайковского в Доме-музее Чайковского на улице Чайковского в подмосковном Клину, где композитор провел последние годы жизни и до которого от Красной площади, к примеру, всего 90 километров по Ленинградскому шоссе. Откроется фестиваль 30 апреля выступлением одного из лучших коллективов мира — Венского филармонического оркестра под управлением Риккардо Мути — с Шубертом и Моцартом в первом отделении и Чайковским — во втором. Далее преимущественно Чайковского буду исполнять такие мастера музыкальных искусств, как пианисты Михаил Плетнев и Денис Мацуев, Государственный академический русский хор имени Свешникова, Большой симфонический оркестр имени Чайковского с солистом Кириллом Герштейном за фортепиано, немецкий струнный Kuss Quartet с участием солистов Томоко Акасака (альт) и Александра Рудина (виолончель), которые представят мировую премьеру — дуэт для скрипки и альта, написанный для фестиваля современным французским композитором Антони Жираром; Российско-немецкая музыкальная академия и другие, а также Симфонический оркестр Мариинского театра. Выступлением последнего фестиваль завершится 7 мая, в день рождения композитора. В целом поездка на фестиваль в Клин может стать отличным отдыхом на майские праздники, а прогулки на свежем воздухе и прекрасная музыка — дать оздоровительный эффект.

Московская обл., г. Клин, ул. Чайковского, 48

 

В тени вечной красоты

Лауреат Пулитцеровской премии Кэтрин Бу провела три года в Аннавади, записывая все, что происходило в жизни местного населения. Драматург Дэвид Хэа превратил ее книгу, получившую национальную книжную премию в разделе «Нон-фикшн», в страстную пьесу эпического масштаба, а режиссер Руфус Норрис поставил ее в Королевском Национальном театре Лондона. Итак, Индия испытывает небывалый экономический подъем, но за роскошными отелями, обступившими аэропорт Мумбая, выросли стихийные трущобы, населенные людьми с собственными планами и амбициями. Зеруниса и ее сын Абдул хотят сдать на переработку столько мусора, чтобы полученных денег хватило на собственный дом. 12-летний Сунил, отличающийся чахлым телосложением, мечтает съесть столько, что можно будет стать таким же большим, как местный вор Калу. Аша вынашивает план стянуть средства правительственной субсидии, направленной на борьбу с нищетой, и стать «леди первого класса», в то время как ее дочь Маню стремится стать первой девушкой-выпускницей, вышедшей из трущоб. Но их планам и аферам не суждено сбыться… Такова интрига спектакля, полного трагедий, юмора, смачных деталей — много ли мы знаем о том, насколько съедобны жареные крысы? — и социальной критики самой высокой нравственной пробы, трансляция которого состоится 25 апреля в кинотеатре «Кронверк Синема Лефортово».

Шоссе Энтузиастов, 12, стр. 2. Начало в 15.00

 

Русские виртуозы Европы

«Шедевры струнных секстетов» — хорошая возможность попасть на концерт мастеров камерной музыки. Ансамбль «Русские виртуозы Европы» — это выпускники престижных консерваторий мира, объединенных талантом и идеей блистательного альтиста Юрия Жислина, известного легкоузнаваемым и теплым тембром звука. На концерте 27 апреля в Московском международном доме музыки прозвучат секстеты Чайковского и Штрауса в оригинальной трактовке: ансамбль соединяет великие традиции русской исполнительской школы с западноевропейской эстетикой исполнения камерной музыки. На суд публики будет также представлен секстет композитора и пианиста Артуро Куэльяра, учившегося в Цюрихе у легендарной Ирмы Шайхет и ярчайшим образом сплавившего классический джаз и колумбийские народные мотивы. Сам маэстро также присоединится в этот вечер к ансамблю, и это, безусловно, сделает выступление уникальным событием.

Космодамианская наб., 52, стр. 8. Начало в 19.00

 

Найденные вещи

Название экспозиции «Археология взгляда» в Музее Москвы, позаимствованное из текстов Мишеля Фуко, акцентирует внимание на археологической и антропологической стороне искусства Андрея Гросицкого, художника, чья стилистика формировались в 1960-е в кругу художников «другого искусства», московского андеграунда — Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Ивана Чуйкова, Бориса Турецкого, Юрия Злотникова. «Поэт вещи» в современном искусстве, Гросицкий в своих работах неразрывно связан с Москвой, и его ретроспективная выставка — восемьдесят работ разных периодов творчества художника, с конца 1950-х до сегодняшнего дня, — это только подтверждает. Это исследование ауры города и времени через облики вещей. Живописные произведения представлены вместе с настоящими вещами, которые на них изображены и которые художник находил при самых разных обстоятельствах, коллекционировал и использовал в качестве моделей, преображая порой до неузнаваемости, изменяя масштаб и цвет, усиливая фактуру. Из чисто живописной выставка превращается в диалог визуальных мотивов и подлинных предметов — found objects, каждый из которых связан с историей и бытом конкретного места и всего города.

Зубовский б-р, 2. До 17 мая

 

Винил жив

26 апреля, как и в каждое последнее воскресенье месяца, Арт-центр Vinyl проведет ярмарку-фестиваль виниловых пластинок Vinyl Garage Market — отличный способ для ценителей и интересующихся винил-культурой приятно провести время, погружаясь в поиски музыкальных сокровищ, скрытых в недрах коллекций постоянных участников маркета, таких как Avant Shop, Sealt Label, Substore, DIG, Enthusiast Records, Vinyl Gallery 33 1/3, «Добрый хипстер», Wax Ninja и других, да еще под живые выступления и десяток диджей-сетов от занимательных артистов. В частности, в основном зале выступят томные синти-поп-стиляги Elektromonteur, их сменят сеты от таких легендарных личностей, как Лазарь Виноградский — исследователь музыки и автор собственных радиопередач, Михаил Ковалев — диджей с большой буквы, гуру отечественного фанк-движения DJ Osadchy и Айрат Нарышкин, музыкант, в послужном списке которого можно найти сотрудничество с Жанной Агузаровой, «Кварталом», Андреем Макаревичем. Под открытым небом отыграют свои сеты Найя, участница творческого объединения Subspace, DJ Mashera — одно из прекрасных женских лиц русской электроники, электронный дуэт Green Ice Cream с лайвом и японка Yu Kawabata. Вход как обычно бесплатный.

Октябрьский пер., 23. Начало в 14.00

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera