Сюжеты

Ловушка для времени

В Москве прошла «Библионочь»

Фото: «Новая газета»

Культура

В Москве прошла ежегодная «Библионочь». Мнение, будто в библиотеки никто не ходит — миф, и происходящее — тому подтверждение.

В уютном сквере Библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева собираются люди. Сегодня особенный день, а точнее ночь — БИБЛИОНОЧЬ. Проект появился, в частности, благодаря Александре Вахрушевой, директору «Тургеневки», как ее ласково называют сотрудники и читатели, и проходит в Москве четвертый раз. Сквозная тема всех мероприятий акции 2015 года — «Открой дневник — поймай время».

 

Сэлфи с Пушкиным

— У нас тут, беспорядок, все в этапе подготовки, — улыбаясь, говорит Александра Леонидовна. Кабинет превратился на время акции в финишную прямую, где будут выдаваться призы для участников литературных квестов и викторин, коробки с книгами. Одна из новаций Библионочи — «селфи Писателей». Портреты классиков висят по пути в круглый зал, легко можно сделать свою фотографию с любимым писателем, и выставить в социальную сеть. Ведь сегодня дневники современников — это чаще заметки в социальных сетях, чем толстая тетрадь с заметками, рисунками и кляксами на полях…

— Мы прочтем и откроем,— говорит Александра Вахрушева, — дневники путешественников ,писателей, современных горожан. Записи, которые собирают ребята — тоже своего рода дневники: заметки в социальных сетях, таких как Facebook, Instagram , видео на YouTube»

Один из генераторов главной идеи — Глеб Лукин, студент НИУ ВШЭ:

— Дневник — это про современность ,про непосредственные чувства. Нам показалось, что это — повестка дня для России. Оформление дневников проходило в несколько этапов, люди присылали свои дневники, художники-дизайнеры их оформляли. Сейчас эти записи будут представлены в трех видах: виртуально оформленный текст, читка отрывков артистами и видеоинсталляция..

Небольшая винтовая лестница из дерева посередине комнаты, сохранившиеся фасады 17-18 века, сквозные проходы и окна в другой кабинет придают читальному залу свой колорит.

Артисты театра Et Cetera читают отрывки дневников, которые несколько месяцев присылали горожане. Про боль и про утрату близких, смешные жизненные истории, перемешавшиеся с недавними трагическими событиями, про веру в самое светлое и про окружающую нас глупость. В какой-то момент кажется, что перед тобой зачитывают личное дело одного из соседей, сидящего рядом, но через секунду все меняется: из другого конца комнаты слышится зазывающий аборигенский крик — появляется актриса, читающая отрывок из дневника отдыхающей в Буэнос-Айресе.

В этой разности, полярности — главная особенность проекта — «Дневник Горожанина». Совместную работу с инициативной группой крауд-проекта «Дневник горожанина» Александра Вахрушева отмечает отдельно.

 

В стране картонии

На встрече с поэтом Дмитрием Воденниковым организаторы (Государственный музей Маяковского) исследовали один главный вопрос — как создается произведение?

…Вокруг зрителей в возрасте от студентов до пенсионеров, поставлены декорации, которые напоминают спектакль детской театральной студии.

«Страна Картония» — мультижанровый международный проект, ориентированный на создание творческого сообщества; его участники выступили в роли декораторов. Картонные деревья с цитатами и фотографиями из дневников, отрывки переписки Лили Брик с Маяковским. Картонные блоки с пятью пунктами, благодаря которым, по мнению Маяковского, создается произведение. Кураторы от себя добавили еще два: Авторитеты и Музы.

Целый час Воденников исповедуется аудитории, рассказывает, что ему необходимо для творчества:

— Надо себя ударить в живот и через боль понять ,что делать. Снять с себя, как длинную дамскую перчатку до плеча, стянуть — там будут твои внутренности. Стихи делают из ничего. Всеволод Николаевич Некрасов (классик авангардной поэзии) считал ,что нужно убрать все чужое.

В доказательство Дмитрий читает его стихотворение «Свобода есть»: состоящее из двух слов, оно произносится на одном дыхании, как заклинание.

Есть ли свобода? Что остается в голове, когда ты умираешь, какая строчка? Этот вопрос беспокоит Воденникова, но ответ ему уже известен. Он проходил по тонкой линии между жизнью и клинической смертью. Выжил, благодаря любви.

Последнее: «Ну, вот и умер, — скажи — еще один человек, любивший меня», страшное и вместе с тем прекрасное стихотворение «Гебо». Зрители просят читать еще. «Нет!», — улыбаясь, отвечает поэт.

 

Текст, в котором есть счастье

…В гостиной в стиле 19 века, отведенной под читки писательских дневников, первой появляется Вера Полозкова в алом платье, следом в тельняшке под черной рубахой «заплывает» Владимир Березин. Ведущий — критик Александр Гаврилов. Из соседнего зала звучит джаз…

-У меня большой опыт публичных выступлений, но меня трясет — читать свой дневник всем, вслух…— признается Полозкова и зачитывает записи пятилетней давности — пронзительно, самоиронично, талантливо. Наверное, в дневниковом жанре увлекательно и означает — талантливо.

Хотя сама Полозкова не уверена, стоит ли всем читать чужие дневники: «…лучше жить с выдуманным идеалистическим образом, я вот прочла, как кто о ком говори , что делал, и у меня прямо разбилось все прежнее ощущение этого человека».

Владимир Березин перепечатал свои дневники на компьютере. Страсть писать мелкой вязью в записных книжках размером в пачку сигарет способна похоронить во временах многое, но вот зримое доказательство: микро— дневник 83 года. А помимо дневников и блога, Березин ведет еще и ночник (записывает сны).

«Папа, я не буду читать твои книги, в них нет счастья», — цитирует он свою дочку. Может, стоит дать ей дневник, там оно есть, не нарочитое, между строк...

P.S. Александр Кибовский, новый руководитель Департамента культуры Москвы, уверен: мнение, будто в библиотеки никто не ходит — миф, и происходящее — тому подтверждение.

Библионочь завершается кодой-концертом: «Музыка в литературе».

Серафима Бебутова, специально для «Новой»

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera