РасследованияПолитика

Семейный узник

Алексей Душутин, после разоблачений которого началось дело «Оборонсервиса», четвертый год сидит в Бутырке. Под следствием — его пожилые родители

Этот материал вышел в номере № 44 от 27 апреля 2015
Читать
Алексей Душутин, после разоблачений которого началось дело «Оборонсервиса», четвертый год сидит в Бутырке. Под следствием — его пожилые родители
Изображение

Зинаида Петровна и Виктор Иванович — родители Алексея Душутина, который уже четвертый год сидит за решеткой. А его уголовное дело выглядит как месть за сор, вынесенный из военного ведомства в публичное пространство. Фактически именно Душутин, в то время генеральный директор Военно-строительного управления Москвы (ВСУМ), вскрыл историю «Оборонсервиса».

Строптивость и говорливость Алексею обошлись дорого. С 12 февраля 2012 года он в тюремной камере. 27 января 2014 года Хамовнический райсуд приговорил Душутина к пяти годам лишения свободы по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество») и ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»). В ноябре прошлого года президиум Мосгорсуда смягчил приговор, снизив наказание до трех с половиной лет.

Алексей уже давно мог быть на свободе, по той же «экономической амнистии», к примеру, если бы пошел на попятную и признал вину. Но он уперся и остался в Бутырке.

Не только сам Алексей, но и многие юристы и правозащитники сомневаются в его виновности. И вот почему.

Душутин стал гендиректором ОАО ВСУМ в 2006 году. На тот момент ему принадлежали не только 35% акций глубоко убыточного предприятия, но и с десяток вполне успешных компаний. Новый гендиректор рассчитывал, что сможет оптимизировать работу ВСУМ.

И действительно, потихоньку предприятие начало выкарабкиваться из ямы, наращивать строительные объемы. Но в 2007 году Министерство обороны возглавил Анатолий Сердюков. По словам адвоката Валерия Агафонцева, уже с 2007 года чиновники Минобороны начали требовать с Душутина откаты как деньгами, так и квартирами. Душутин пытался поставить «просителей» на место, но его неоднократные обращения к Сердюкову привели к прямо противоположному результату.

В апреле 2011 года Анатолий Сердюков лично провел собрание акционеров (у Минобороны был контрольный пакет и, следовательно, большинство голосов), на котором было принято решение уволить Душутина и назначить генеральным директором ВСУМ Ларису Егорину, которая решением министра, к слову, возглавила 51 военно-строительное предприятие. Многие рядовые сотрудники этих предприятий в 2011 году даже не знали, как выглядит их начальница, и увидели ее только в репортажах, главной звездой которых была близкая подруга Егориной Евгения Васильева.

Параллельно развивалось и дело Душутина, хотя обвинения, выдвинутые против него, казались куда менее убедительными, чем кейс «Оборонсервиса», во многом собранный благодаря разоблачениям бизнесмена.

Итак, в декабре 2011 года проживающий в США гражданин Украины Р.Б. Попович переводит Душутину миллион рублей. Деньги поступают на счет, известный бухгалтерии ВСУМ: именно на него были переведены деньги, когда Душутин получил расчет при увольнении с должности гендиректора. Попович тут же закрывает счет, с которого осуществил перевод, чтобы Душутин не мог вернуть платеж как ошибочный, и обращается с заявлением в правоохранительные органы. Он якобы стал жертвой вымогательства со стороны Душутина. Это уже позже адвокаты экс-директора ВСУМ выяснили, что Попович был связан с неким Полихатой, бизнесменом, близко знакомым с Сердюковым.

Следствию пригодилось и уголовное дело, возбужденное еще в 2007 году по итогам проверки ВСУМ Счетной палатой. «Кривые схемы» продажи 17 объектов, некогда принадлежащих предприятию, тоже повесили на Душутина. К тому времени он давно уже сидел в Бутырке.

Член СПЧ Андрей Бабушкин обратился к главе государства, написав, что «в отношении Душутина и членов его семьи допускаются грубейшие нарушения прав человека». В частности, правозащитник описал, как следователь Сидоров требовал от обвиняемого подписей на нужных следствию документах, применяя пытки в виде избиений, помещения в карцер и психиатрическое отделение. (К слову, в январе 2014 года Сидоров был взят под стражу за вымогательство взятки в размере 500 тысяч долларов США, арестовали Сидорова с поличным, при получении денег).

Проблемы Душутина не завершились и после вынесения приговора. Едва его отправили в колонию в Липецкую область, как тут же вернули в Бутырку: «В сентябре 2014 года у Душутина наступал срок, когда он мог ходатайствовать перед судом об условно-досрочном освобождении. Однако в августе 2014 года следователь ГСУ ГУ МВД по г. Москве Колесников А.В. вынес постановление о переводе Душутина в СИЗО г. Москвы как свидетеля по уголовному делу, — написал президенту России Бабушкин. — Стремясь создать для Душутина невыносимые условия отбытия наказания, Колесников… систематически отказывает Душутину в свидании с престарелыми родителями. Колесников добился перевода Душутина в т.н. «спецблок», где стоит повышенная влажность, а камера Душутина имеет цементный пол».

Обращение Андрея Бабушкина то ли не дошло до адресата, то ли было проигнорировано. Строптивого Душутина продолжают прессовать. Теперь уже и через родителей.

Мне удалось переговорить с Зинаидой Петровной. Она рассказала, что вместе с мужем они стали фигурантами другого уголовного дела, возбужденного по все той же статье «Мошенничество»… Несмотря на то что в прошлом Душутина была депутатом Мособлсовета и народным заседателем районного суда, она пока не понимает, в чем конкретно ее обвиняют. Ну не в том же, что она родила такого неугомонного сына?

P.S.Судебное заседание по рассмотрению заявления Душутина об УДО состоится 6 мая в Тверском районном суде Москвы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow