Мнения

Ремонту не подлежит

На мой взгляд, одна из главных проблем нашей школы — отсутствие мотивации не только у детей, что многие воспринимают как норму, но и у учителей.

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 44 от 27 апреля 2015
ЧитатьЧитать номер
Политика

Александр АдамскийНовая газета

На мой взгляд, одна из главных проблем нашей школы — отсутствие мотивации не только у детей, что многие воспринимают как норму, но и у учителей.

Дети настолько не хотят учиться, насколько учителя не мотивированы на творчество, инициативу, на достижение успеха и сотрудничество.

Учителя придавлены тоннами бумажных отчетов (90% из которых не только бесполезны, но и вредны). Издерганы десятками проверок в неделю (обрнадзор, финансовые проверки, прокуратура, счетные палаты регионов, санитарные врачи, пожарные, милиционеры и прочие). Истерзаны сотнями еженедельных запросов, начиная от районных управлений и  заканчивая федеральными, большинство из которых «срочно-срочно: уже вчера надо было ответить!». Загружены подготовкой и проведением бесконечной череды мероприятий районного и выше масштабов, каждое из которых имеет «огромное политическое и идеологическое значение». И невозможно даже надеяться, что так запредельно замотанные учителя найдут не только силы для творчества, но и время для работы с детьми.

Не просто на проведение уроков и прохождение программы, а на действительно кропотливую и внимательную работу с ребенком.

Школьный акцент сместился с педагогики на тотальную отчетность ради соответствия показателям.

Его превосходительство, даже его величество показатель стал идолом российского образования.

— Вы сдали отчет?

— Вы заполнили форму номер пять?

— Вы подготовились к проверке качества?

— Вы выполнили требования мониторинга?

— Вы сообщили о количестве горшков в детском саду?

— Вы проверили наличие транспортиров в кабинете математики?

— Вы проинформировали родителей о конкурсе по завязыванию бантиков среди девочек младшей школы?

В бесконечную череду псевдоуправленческих дерганий превратилась школьная жизнь.

Эта соковыжималка нервов и сил формально обоснована чрезвычайно важным и очень современным трендом — децентрализацией.

По закону школа в РФ не только муниципальная (то есть негосударственная, за исключением Москвы), но и очень самостоятельная — формально. По закону школа сама формирует основную образовательную программу в соответствии со стандартом, сама строит свое штатное расписание, самостоятельно делает свою систему оплаты труда, даже расходует свои средства.

Но в действительности эта формальная самостоятельность оборачивается децентрализацией ответственности, концентрацией проверок, отчетов, угроз наказаний на самом нижнем уроне.

Не обеспечена должная охрана — школа виновата, не выплачена вовремя зарплата или есть задолженности в Пенсионный фонд — судят директора, все проверки и жесткий контроль — на школу, она же самостоятельная! Вот пусть сама за все и отвечает.

Министр Д. Ливанов клялся, что снимет груз бумажной отчетности со школы и учителей. Пора бы отчитаться о снятии груза! И если обещание не выполнено — давайте поймем, в чем тут дело!

Мир изменился, школа меняется, а ведомственная система административного давления, советская система тотального контроля, надзора и отчетности — не только сохранилась, но и стала еще жестче, циничнее и намного опаснее.

Образование как деятельность, как система обеспечения жизненного успеха ребенка стало намного сложнее, чем было еще 50 лет назад. Качественное образование требует огромного напряжения учителя, концентрации на своем деле, максимальной самостоятельности и сосредоточенности на ребенке. А тут еще груз сложившейся ведомственной системы, якобы управления школой.

Реальная, а не формальная управляемость сегодня упала до нуля. Мы отчаянно спорим из-за концепций, стратегий, стандартов и примерных образовательных программ, а принятые документы бесполезны — они просто не могут быть выполнены.

Бумажное цунами захлестнуло школу, она не успевает перерабатывать эти указания свыше. А новые валы обрушиваются ежедневно, ежечасно.

…Недавно в Думе прозвучало предложение разделить министерство на два: образования и науки. Похоже, другого выхода нет. Не потому, что это лучший вариант. А потому, что иногда отремонтировать дом невозможно, надо строить заново.

Так и наше ведомство ремонту не подлежит.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera