Мнения

Игорь РЕМОРЕНКО: «Эстетика избранности должна уйти в прошлое»

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 44 от 27 апреля 2015
ЧитатьЧитать номер
Политика

Игорь Реморенко — ректор Московского городского педагогического университета, замминистра образования (2011—2013), кандидат педагогических наук.

Столкновения мнений пойдут на пользу образовательной политике, потому что позиции, которые те или иные фигуранты озвучивают, реально слышны и видны. Понятно, что эти позиции у всех разные: и в правительстве, и в Госдуме, и у внесистемной оппозиции. Но то, что такая ситуация волей-неволей проявилась, — хороший знак.

В дискуссиях есть возможность не навешивать ярлыки, а обсуждать суть явлений. Я апеллировал бы к демократическим принципам в принятии решений. Например, нельзя категорично заявлять о том, что все священники — зловещие клерикалы: есть люди из духовенства, которые могут работать со школой, соблюдая принцип светскости образования. Самый главный вопрос: как соблюсти светскость образования и одновременно обеспечить необходимый контакт? Как обсуждать культуру религии и избежать катехизации?

Что касается инновационных школ, тут два сценария. Мне больше нравится следующий: инновационные школы займут достаточно жесткую правовую позицию, будут отстаивать свои взгляды на самостоятельность, развитие, образовательные программы и авторство, научатся действовать по правилам и защищать свои интересы.

Директор Светленского губернаторского лицея Александр Сайбединов, который приезжал к нам недавно, — типичный представитель движения авторских школ. Говорят, что претит ярлык «автор-инноватор». Ведь любая школа имеет право — и это закреплено Законом «Об образовании» с 1992 года — на собственную образовательную программу. Более того, только школа и должна в полной мере отвечать за качество образовательной программы.

Второй сценарий: школе не удастся защитить себя и отстоять собственное правовое поле. И тогда волеизъявлением сверху статусы инновационных образовательных учреждений будут давать тем школам, кому будет позволено работать иначе. Этот сценарий мне значительно меньше нравится, но он тоже возможен, потому что никакое государство не пойдет на сворачивание зоны инноваций, иначе просто неоткуда будет брать идеи развития.

Образование — это, наверное, один из немногих открытых каналов связи с внешним миром, который, невзирая на санкции и разного рода другие политические запреты, пока продолжает функционировать. Мы за этот год даже расширили программу студенческих обменов с нашими партнерами за рубежом. Например, японцы запустили пятилетнюю программу сотрудничества нескольких вузов Японии с вузами России. Расширяется сотрудничество с провинциями Китая, европейскими университетами, новые договоры подписаны с британцами и шведами.

Для развития образования крайне вреден изоляционистский сценарий. Нам нужно становиться более глобальными. Это в интересах России.

Записала
Олеся САЛУНОВА

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera