Сюжеты

Кто владеет чашей Грааля

Сакральные мотивы в постановке Чернякова обернулись триумфом

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 44 от 27 апреля 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Алексей ПаринНовая газета

 

Сакральные мотивы в постановке Чернякова обернулись триумфом

Когда, в какой момент воля режиссера превращается в произвол, насилие, агрессию по отношению к публике? Есть ли в искусстве запреты? Стоит ли на повестке дня проблема вкуса и такта? Что такое провокация в театре и зачем она нужна?

Дмитрий Черняков сегодня — один из самых успешных оперных режиссеров мира. По ряду обстоятельств в России он больше не ставит, только недавно перенес свою радикальную трактовку вердиевского «Трубадура», обретшую рождение в Брюсселе, на сцену петербургского Михайловского театра.

Скандальная персона нашей культуры, «блюститель нравов» Владимир Кехман питает слабость к достижениям Чернякова и готов сотрудничать с ним, пусть и по принципу second hand. Радикальность «Трубадура» даже для Чернякова рекордна: из «лихого» произведения, бешеного сгустка пьянящих мелодий, на который все смотрели как на балдеж без всякого отношения к психологии и внутреннему миру, он сделал сартровскую драму «при закрытых дверях». И, как у Сартра, на вопрос о том, что такое Ад, можно ответить в этом спектакле: «Мы сами».

Пять персонажей проходят через страшные пытки при желании выйти на «проясненный» уровень отношений и фактически уничтожают друг друга.

«Парсифаль» Вагнера — произведение, с момента постановки в 1882 году окутанное дымкой мистики, несущее ореол сакральности. Но это отнюдь не прямая «религия на сцене», как в операх «Христос» Рубинштейна или «Мистерия апостола Павла» Каретникова. Для своего последнего, «учительского» творения Вагнер придумал собственный «сборный» миф, в котором сплел христианские верования, апокрифические легенды и мотивы восточных религий. Закрытое сообщество рыцарей Грааля предстает хранителями высокой духовной традиции, которая дает человечеству право оставаться на должной высоте.

Черняков уже имел дело с сакральными операми. Его великая, страстная любовь — «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова. Вторая, дефинитивная редакция постановки увидела свет в Амстердаме в 2012 году. Вместо Древней Руси, предполагаемой изощренным текстом Владимира Бельского, режиссер вывел на сцену наше время — «во всей его красе». И придумал свою собственную историю, которая органично соединилась с суггестивной музыкой. На сцене — Россия, в которой либо падешь под ножом братков, либо будешь ими вдавлен в юродство, либо, спасаясь от всего этого ужаса, покончишь с собой. И все равно не обретешь никакого невидимого, благостного, светлого Града Китежа — земного аналога Иерусалима Небесного.

Мрачноватая сакральность «Парсифаля» бережно хранилась в театральном арсенале поколениями режиссеров. Только Татьяна Гюрбача (она ставила в Новосибирске «Свадьбу Фигаро», когда там правил бал Теодор Курентзис) в 2013 году в Антверпене впервые обратилась к общечеловеческому содержанию этой мистерии. Ее спектакль принес ей громкий успех — она стала оперным режиссером года и получила европейскую оперную награду. Разумеется, по пути поиска общечеловеческого пошел и Черняков. Он, конечно, как всегда, рассказывает свою складную историю, но интерес его сосредоточен на внутреннем мире человека, на межчеловеческих соответствиях и несовместимостях, на том, почему этот мир сегодня так неприспособлен для нормальной, гармоничной человеческой жизни.

Нет больше в мире никаких «рыцарей Грааля», есть только сбившиеся в кучу «гральчане», назовем их так, которые отбились от разных конфессий и сбились вместе для того, чтобы, отстранившись от телесных радостей, хитрыми ритуалами прикоснуться к тайне бессмертия. В момент ритуальной службы их бывший командующий Титурель живым ложится в грубо оструганный иудейский гроб, его накрывают простым холщовым саваном, а у нынешнего владыки Амфортаса, тяжко раненного, срывают с тела рубаху и все бинты, обнажают кровоточащую рану на груди и прямо-таки выдавливают из этого струпа живую кровь в кружку. Ее разливают по каплям в кружки всех «гральчан», и те пьют страшную жидкость как эликсир спасения. Мы как будто присутствуем на варианте черной мессы.

И у этого сообщества есть свой «серый кардинал» — Гурнеманц (поющий роскошным итальянским басом Рене Папе), огромная роль которого в традиционных спектаклях всегда вызывала у меня немой вопрос: почему он так непомерно излишен? У Чернякова этот «лыцарь» обретается отдельно от сообщества и попечительски занят тщательным соблюдением буквы ритуалов, логики функционирования этого «бунда». И весь его рассказ вновь пришедшему подростку-дурачку Парсифалю (молодой, крепкоголосый Андреас Шагер) — погружение в историю «граальства» со всей апокрифической кровью Христа, собранной на Голгофе, «таинством святой чаши» и прочей атрибутикой мистического союза. Черняков показывает в «лекции» Гурнеманца «предысторию» Грааля, как в первой, мариинской редакции «Китежа» (2001) показывал декорации премьерной, «исторической» постановки оперы Римского-Корсакова на сцене императорского театра.

Но главным персонажем спектакля становится Кундри — в оригинале то роковая женщина, то истовая искательница снадобий для исцеления Амфортаса, то изощренная блудодейка. Аня Кампе создает простой и светлый образ «обыкновенного человека», совсем не диаволического и не монструозного, в котором бушует страсть — желание прояснить все несообразности этого мира. Она не меняет ни одежд, ни внутренней сути в обеих ипостасях мира — в брошенном строении — жилище «гральчан» и в евроремонтной белоснежной вилле, где живут очаровательные девы-цветы, этакие светлоглазые девчушки а-ля Барби. Они как будто с конвейера, из инкубаторного «офисного планктона», и командует ими пресмешной старичишка Клингзор — Томас Томассон. Светоносная Кундри проникает в душу Парсифаля не попыткой физического обладания, а через поиск интимной душевной близости. И двое становятся настолько адекватными друг другу, что сокрушить этот союз может только смерть Кундри, — блюститель законов Грааля Гурнеманц убивает доброносную девушку, грозящую целостности «бунда».

Это сообщество в третьем акте дошло до крайних степеней агрессии, и на последних тактах оперы, когда, по Вагнеру, все должно возликовать от гармонии, оголтелые «гральчане», длиннобородые, опустившиеся, трясутся в мнимом экстазе, словно готовясь внутри себя к насильственным актам против «непросветленной» части человечества. Терроризм как форма жизни, как решение кардинально нерешаемых вопросов о несходстве и множественности «человеков на земле» предстает нам в этот момент в гнусном банальном облике.

Есть прецеденты отрицательной реакции на игру с сакральными мотивами. В Новосибирске духовенство негодует на явление Иисуса в постановке вагнеровского «Тангейзера». В Берлине несколько лет назад мусульмане ополчились против постановки вердиевского «Набукко», в которой на сцену выносили голову Магомета. А на премьере «Парсифаля» выход Чернякова на аплодисменты сопровождался многочисленными «бу», которыми «знатоки» протестовали против отрицания сакральности в вагнеровском шедевре. Но другая часть публики выкрикивала громкие «браво!». И знаменитейший Даниэль Баренбойм, который вдохновенно и органично продирижировал спектаклем, твердо взял Чернякова за руку и вывел вперед как главного виновника премьерного триумфа. Потому что новый облик «Парсифаля» в высшей степени убедителен.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Теги:
театр
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera