Сюжеты

Африканские страсти в Тель-Авиве

Тель-Авив пережил крупнейшие уличные беспорядки с участием «эфиопов»

Фото: «Новая газета»

Политика

Елена Шафранспециально для «Новой», Израиль

Тель-Авив пережил крупнейшие уличные беспорядки с участием «эфиопов»


Фото: ATEF SAFADI/ EPA

Волна акций протеста против полицейского произвола, расовой дискриминации и социальной несправедливости прокатилась по Израилю. Тысячи «эфиопов» вышли на улицы. Демонстрации мгновенно переросли в массовые беспорядки, которые разогнали спецсредствами и шумовыми гранатами. В результате среди участников ранены 12 и арестованы 43 человека. 56 полицейских получили травмы различной степени тяжести.

Общественное мнение сразу связало вспышку насилия в Израиле с недавней трагедией в Балтиморе. И хотя никто не умер от рук израильских стражей порядка, событие вышло за рамки бытового инцидента и выявило болезненные точки демократии на Ближнем Востоке.

Все началось весьма буднично. Полиция перекрыла улицу на время исследования неизвестного предмета, оставленного на дороге. Обычные действия в ответ на сообщения о подозрительных вещах. Закрывают проход по улице, вызывают специальную технику. Камеры безопасности запечатлели момент, когда молодой человек в военной форме подъехал на велосипеде и начал упрашивать полицейских пропустить его через заграждения. Эти кадры, выложенные на YouTube, посмотрели сотни тысяч израильтян. Порядка 10 тысяч опубликовали ссылку с нелестными для полиции комментариями на своих страничках в Facebook. На видео четко просматривается, как начинается потасовка, полицейские пытаются скрутить парня, в какой-то момент он вырывается, хватает камень. Страж порядка тянется за пистолетом. Оружие не применили. Солдата отпустили.

Но когда оказалось, что солдат этот израильтянин эфиопского происхождения Дамас Пакадо, дело приняло иной оборот. С пострадавшим срочно встретился премьер-министр. Появился слух, что этот «эфиоп» — солдат из боевых частей, который получил в прошлом году награду президента Израиля за вход в Газу.

Беньямин Нетаньяху пообещал в ближайшие недели рассмотреть комплексную программу улучшения положения членов эфиопской общины в сфере образования, жилья, культуры, религии и занятости. Полиции отдал специальное указание изучить жалобы «эфиопов» на случаи дискриминации, пересмотреть уголовные дела, возбужденные полицией против «эфиопов». И вот мы видим, как на экране премьер Нетаньяху по-отечески обнимает солдата и заверяет, что решит все проблемы общины. Солдат чуть не плачет. А комментаторы задают вопрос: неужели для того чтобы решать в Израиле проблемы малых общин, надо устраивать на улицах городов погромы и акты неповиновения?

С этого момента в Израиле разгорелся новый скандал. Общество буквально раскололось на два лагеря. Антиэфиопскими расистскими высказываниями разразилась в сети русская община. Левые с новой силой вцепились в палестино-израильский конфликт. Где-то между ними затерялись потребности обычных и очень разных людей, их повседневная жизнь бок о бок друг с другом.

Слово «эфиоп» так же, как и «русский», в Израиле мы пишем в кавычках. Называя национальность, имеем в виду место рождения и страну так называемого исхода. В Израиле все: и «русские», и «эфиопы» — евреи. И принадлежат к одному, но очень разному народу. О происхождении эфиопских евреев рассказывает романтичная легенда о любви царя Соломона и царицы Савской. Их потомками считаются племена фалашей и фалашмуров, на многие столетия затерявшиеся в джунглях эфиопской провинции Гондар, неожиданно отыскавшиеся в XX веке.

Это потерянное колено и начали вывозить, спасая от голода, ужасающей нищеты и гражданской войны, в 80-х годах. Все было организовано как спасательная операция израильских спецслужб, с доставкой специальными самолетами и открытием воздушных коридоров в небе воюющей страны.

Когда первые 14 тысяч темнокожих, странно одетых африканцев появились на улицах израильских городов, местные старожилы недоумевали, кто это такие и какое отношение они имеют к избранному народу. Прошло много лет для того, чтобы израильтяне привыкли к их виду, образу жизни. Сегодня, по данным Центрального статистического бюро, в Израиле около 135 тысяч эфиопских евреев. Примерно треть уже родились в Израиле. Они свободно говорят на иврите и служат в армии.

Но до сих пор около 52% эфиопских семей живут за чертой бедности. Около 20% эфиопских детей не ходят в школу. Среди молодежи широко распространена наркомания. Уровень преступности значительно выше, чем среди общего еврейского израильского общества.

В этом конфликте не было сторонников лишь у полиции. В сети граждане утверждают, что от полицейского произвола и грубого обращения страдают представители и «белых», и «черных».

Но одна странность вызвала бурную реакцию общественности и грозит стать предметом особого расследования. Известно, что к эфиопским евреям присоединились представители правозащитных организаций. В сети опубликовали фотографии участников протеста, где они держат плакат с надписью «Гестапо». Многие усмотрели в этом доказательство того, что выступление чернокожих протестантов было организовано и спланировано выходцами из Европы, теми, кому выгодна дестабилизация политической ситуации в стране. Сами африканцы якобы не могли использовать подобные названия в качестве лозунгов.

Как бы то ни было, многие наблюдатели подчеркивают, что дискриминация и отсутствие понимания культурных ценностей «эфиопов» делают их легкой добычей манипуляторов разного толка.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera