Сюжеты

Канны-2015: русские на обочине

Гид по 68-му кинофестивалю

Фото: «Новая газета»

Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

Гид Ларисы Малюковой по Каннскому кинофестивалю, где в этом году наших фильмов почти нет

 

Объявление официальных программ Каннского фестиваля не могло не огорчить. Мы уже почти привыкли и к участию, и к наградам форумов класса «А».

На прошлогоднем смотре «Левиафан» Звягинцева получил приз за сценарий. В Каннах-2015 российское кино явно на обочине. Нас нет ни в основном конкурсе, ни в «Особом взгляде», ни в «Неделе критики», ни «Двухнедельнике режиссеров». Лишь в программе студенческого кино Cinéfondation —  две короткометражки «Возвращение Еркина» Марии Гуськовой (Высшие курсы сценаристов и режиссеров) и «14 шагов» Максима Шавкина (Московская школа нового кино). Возможно, удача улыбнется нашим студентам, ведь председатель жюри этого конкурса — выпускник ВГИКа режиссер из Мавритании Абдеррахманим Сиссако.

Странно, что в программе нет работы Александра Сокурова «Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией», снимавшейся в главном музее Франции. Сокуров, правда, заявил, что сам принял решение не участвовать в основной конкурсной программе Каннского МКФ:

«Продюсеры мне советовали послать «Франкофонию» на конкурс, но я категорически отказался. Мои картины уже несколько раз участвовали в фестивале и даже получали призы, но мое время ушло, и пора уступить место молодым».

В секции классического кино — актуальная сатирическая комедия Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». И не может не вкрасться крамольное подозрение: не смена ли политики в области культуры, а именно перенастройка с авторского кино на кино «особого государственного значения» — причина нашего убывания с «первой фестивальной линии». Как не вспомнить товарища Дынина с его незабвенным: «Дети, помните: вы — хозяева лагеря. Вы! От вас что требуется?» И дружный ответ: «Дис-ци-пли-на!

Впервые российские кинокомпании будут представлены на Marchédu Film на объединенном стенде ROSKINO — RUSSIAN CINEMA, организованном Фондом кино и Роскино. В программе Российского павильона: презентация проектов, готовых для копродукции («Бейрут», «Философский пароход», «Ленин» и другие), презентация новых фильмов, готовых для международного проката и фестивалей («Тряпичный союз» Михаила Местецкого, «Синдром Петрушки» Елены Хазановой, «Смешарики: Легенда о золотом драконе» Дениса Чернова), конференции, круглые столы.

Конкурс, кажется на первый взгляд, не обещает революционных открытий. И хотя художественный руководитель фестиваля Тьерри Фремо грозился удивлять дебютами, основной костяк составляют работы так называемых каннских генералов или каннской номенклатуры. Тодд Хейнс, увенчанный здесь наградой за художественный вклад, Гас Ван Сент («Золотая пальмовая ветвь» и приз за режиссуру), Паоло Соррентино (спецприз за «Изумительный»), Маттео Гарроне (дважды обладатель Гран-при за фильм «Гоморра» и «Реальность»), Жак Одиар (приз жюри за «Пророк»), Цзя Чжанкэ (приз за сценарий), Нанни Морретти («Пальмовая ветвь» за «Комнату сына»).


«В море деревьев»

Мистическая драма Гаса Ван Сента «Море деревьев» рассказывает о двух путешествующих в эпическом Лесу самоубийц у подножия Фудзи: американце и японце — в поисках смерти или выхода из экзистенциального кризиса. В ролях: Мэттью МакКонахи, Кен Ватанабэ, Наоми Уоттс. «Чертовски мощная история выживания через уничтожение души», — рассказывает МакКонахи о фильме.


«Горы могут ходить»

Среди самых ожидаемых — «Горы могут ходить» Цзя Чжанкэ, ключевой фигуры «шестого поколения» китайского кино. История, разбитая на главы, разворачивается в 1990-х, в наши дни и в 2025-м. Это первый фильм культового режиссера, снятый за пределами Китая.

«Дипан» Жака Одиара — о тамильском повстанце, эмигрирующем из Шри-Ланки во Францию, о его столкновениях с местным криминалитетом.


«Кэрол»

«Кэрол» ниспровергателя традиционных форм независимого американского режиссера Тодда Хейнса — экранизация скандального романа Патрисии Хайсмит «Цена соли» (1952) о любви юной Терезы, работающей в универмаге, и вальяжной, ослепительно элегантной Кэрол. Хейнс обещает, что фильм о 50-х будет непохож на его же ретродраму «Вдали от рая». Героинь сыграли Руни Мара и Кейт Бланшетт.

«Юность» шестикратного участника Каннского фестиваля и оскаровского лауреата (за «Великую красоту») Паоло Соррентино — история стареющего дирижера оркестра, получившего неожиданное приглашение от королевы Елизаветы II выступить на дне рождения принца Филиппа. Неспешное размышление о возрасте, тленности творческих профессий. В главной роли — Майкл Кейн, а свиту короля играют знаменитости: Рейчел Вайс, Харви Кейтель и Джейн Фонда.


«Сказка сказок»

«Сказка сказок» Матео Гарроне — сюрреалистическая баллада с Сальмой Хайек, Джоном Си Райли, Венсаном Касселем, Тоби Джонсом. Мастер едкой социальной сатиры Гарроне сочиняет мрачное фэнтези по мотивам сказок из богатейшего собрания неаполитанского писателя и фольклориста XVI века Джамбаттисты Базиле. В ролях: Тоби Джонс, Сальма Хайек, Венсан Кассель и звезда «Нимфоманки» Стейси Мартин. Зрелищность этому сказочному путешествию обеспечивал Питер Сушицки, оператор «Звездных войн» и фильмов Дэвида Кроненберга.

«Моя мать» Нанни Моретти (копродукция Италии, Франции и Германии) — психологическая драма, отчасти автобиографическая история режиссера. Как и в семейной трагедии «Комната сына» одну из главных ролей играет сам Моретти.

«Макбет» Джастина Курзеля — очередная киноверсия трагедии Шекспира. Экранный «Макбет» путешествовал по временам и весям, жанрам и киностилям, отражая язык эпохи. Его интерпретировали Блэктон и Орсон Уэлс, Полански и Куросава, Эмерсон и Райт. Наша соотечественница Наталья Орлова написала на стекле анимационную версию кровавой трагедии. Австралиец Джастин Курзель (его «Снежный город» получил в Каннах приз «Фипресси») возвращает классической пьесе монументальность и величие. В роли леди Макбет — Марион Котийяр, узурпатора трона Макбета играет Майкл Фассбендер. Говорят, что даже массовку режиссер тщательно подбирал в Шотландии.

Особое внимание привлекает новая работа норвежца Йоакима Триера — дальнего родственника неукротимого Ларса. «Громче, чем бомбы» — семейная драма снята в духе «Расемона» — одно и то же событие подается с разных точек зрения. Среди исполнителей — Изабель Юппер.

Вуди Аллен, удостоенный «Пальмы пальм» — награды за достижение всей карьеры, — не планирует больше ни с кем соревноваться, поэтому его очередная трагикомедия представлена вне конкурса. «Иррациональный человек» — история про спасительную силу любовного влечения университетского профессора к одной из студенток. В ролях: Хоакин Феникс и Эмма Стоун.

В программе «Особый взгляд» —  «Могильник славы» тайского волшебника и наблюдателя за временными потоками Апичатпонга Вирасетакула (его «Дядюшка Бунми, вспоминающий свои прошлые жизни» завоевал «Золотую пальмовую ветвь»), а также «Сокровище» уже прославленного румынского режиссера Корнелиу Порумбою и «Путешествие на побережье» любимца синефилов Киеши Куросавы.

В этом году секция «Двухнедельник режиссеров» по праву конкурирует с конкурсом. Здесь новые фильмы Арно Деплешена, Такаси Миике, Шарунаса Бартаса. А также прогремевший на «Сандэнсе» фильм Рика Фамуйивы «Наркотик», экстравагантная трагикомедия о приключениях старшеклассников-хипстеров. Кульминацией программы обещает стать шестичасовая сага португальского формалиста Мигеля Гомеша «Тысяча и одна ночь», где автор с помощью оптики сказок Шахерезады рассматривает португальское общество, «погрязшее в экономическом кризисе, безработице и депрессии». Откроется программа фильмом Филиппа Гарреля «В тени женщины».


«С высоко поднятой головой»

Фильмом открытия Каннского кинофестиваля станет не мюзикл и не пышная ретродрама, а скромное социальное эссе «С высоко поднятой головой» Эммануэль Берко. Тьерри Фремо объясняет свой выбор так: «Это наше осознанное желание начать со смелого и трогательного высказывания. Эммануэль Берко делает важные заявления о современном обществе современным киноязыком. Картина фокусируется на универсальных социальных проблемах, и это идеально подходит для мировой аудитории в Каннах». В фильме снимались Бенуа Мажимель, Сара Форестье и Катрин Денёв.

Председателями жюри Каннского кинофестиваля в этом году стали американские режиссеры, сценаристы и продюсеры братья Джоэл и Итан Коэны, что определенно обещает нетривиальное «окончательное решение».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera