СюжетыПолитика

Область распада демократии

Лидеры либеральной коалиции разошлись на почве Калуги

Этот материал вышел в номере № 48 от 13 мая 2015
Читать
Лидеры либеральной коалиции разошлись на почве Калуги

Слухи о расколе в рядах оппозиции поползли после того, как было объявлено о решении баллотироваться на выборах 2015 года по единому списку (на базе партии РПР-ПАРНАС). Эта идея вызвала неприятие у председателя партии «Гражданская инициатива» Андрея Нечаева, который решил провести переговоры о выдвижении собственного списка кандидатов.

Ответсек партии РПР-ПАРНАС Константин Мерзликин обращает внимание на то, что единый список кандидатов является базовым принципом коалиционного соглашения. «Нельзя заявлять, что ты член коалиции, и выдвигаться по другому партийному списку. Тогда теряется суть замысла. С помощью единого списка мы решили за год до федеральной кампании укрепить коалиционный бренд. Иначе мы рискуем запутать избирателя: сегодня мы одна партия, завтра — другая», — говорит он. Этой осенью кандидаты от демократической коалиции планируют принять участие в трех кампания (в Новосибирской, Калужской и Костромской областях).

Председатель «Гражданской инициативы» не теряет надежды, что после очередной встречи с Алексеем Навальным они «найдут точку соприкосновения». «Если партия не идет на выборы, — объясняет свою позицию Нечаев, — то ее можно ликвидировать. Именно участие в электоральном процессе отличает партию от общества филателистов. Странно будет, если я, будучи лидером партии, выйду из нее, чтобы пойти на выборы от другой. Кроме того, у меня нет никакой уверенности в том, что так же, как прихлопнули «Партию прогресса», под надуманным предлогом не приостановят деятельность РПР-ПАРНАСа. И тогда демократическая коалиция вообще останется без партии с лицензией».

По словам Нечаева, окончательное решение о выдвижении единого списка кандидатов от РПР-ПАРНАСа не было согласовано со всеми отцами-основателями коалиции. В частности, его не поддержали Геннадий и Дмитрий Гудковы, Ирина Прохорова и Владимир Рыжков. «На предварительных переговорах в конце апреля было принято решение о создании предвыборного блока. Смысл его заключался в том, что мы не конкурируем между собой, оказываем максимальное содействие друг другу и по возможности выдвигаем общий список кандидатов в каждом регионе. Я твердо высказался за то, чтобы создать коалицию, но с одной оговоркой: в выборах от нее должны участвовать как минимум две партии. По итогам встречи мы договорились подготовить соглашение, а потом появился документ, подписанный только Касьяновым и Навальным», — отмечает он.

Руководитель «Гражданской инициативы» считает, что решение о выдвижении списков должны принять между собой три партии: РПР-ПАРНАС, «Демократический выбор» и «Гражданская инициатива». «Надо понимать реальную ситуацию. В коалицию входят три зарегистрированные партии. Все остальные лишены права на участие в выборах и могут лишь войти в список одной из этих партий», — говорит Нечаев. Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин согласен с тем, что необходимо продвигать общий бренд и готовиться к парламентским выборам 2016 года. Однако у «Гражданской инициативы» есть свои связи, интересы, отношения в Калужской области и возможные спонсоры для участия в этой кампании. «Есть и другая, не столь очевидная причина раскола. Она кроется в фигурах Навального и Касьянова, которые для многих оппозиционных политиков являются радикальными», — говорит он. Эксперт напоминает, что если «Гражданская инициатива» не пройдет «испытания Калугой», то для участия в парламентских выборах ей придется собрать подписи избирателей. РПР-ПАРНАС освобождена от этого процесса — из-за наличия мандата в Ярославской области.

Политолог Александр Кынев уверен, что разночтения по поводу единого списка кандидатов являются частью большого торга. «Каждому участнику хочется в будущем занять максимально высокое место в коалиции, заработать политический вес. Но надо понимать, что при этом они могут находиться под влиянием различных сил, имеющих свои интересы. Возможно, некоторые участники поддаются манипуляции, сознательно (или нет) некритично воспринимают чьи-то обещания, сами не имея большого электорального опыта», — говорит он. По словам эксперта, наличие двух списков кандидатов не принесет пользы демократической коалиции. Участие «Гражданской инициативы», которая не имеет истории электорального успеха, в предстоящих выборах размоет голоса РПР-ПАРНАСа. При этом репутация «раскольника» может нанести Нечаеву имиджевый ущерб в глазах целевой группы избирателей.

«Я вас уверяю, внутри каждой партии, на каждых выборах возникают похожие ситуации. Раскола в коалиции нет, просто провластные СМИ сознательно гиперболизируют нормальный рабочий процесс, провоцируют обиды и раздувают слухи», — говорит Кынев. Но выражает опасения по поводу того, что избирательное законодательство может измениться к следующим выборам — не в пользу коалиции. «Наличие запасной партии с еще одной фракцией в заксобрании, вроде «Гражданской инициативы», ложная уловка. Есть большая угроза, что в связи с изменением законодательства для участия в парламентских выборах (без сбора подписей) понадобится не менее двух или трех фракций. В связи с этим я считаю, что нужно укреплять позиции РПР-ПАРНАСа, у которого уже есть одна такая фракция в Ярославской области. Выдвигать же одновременно «умеренные» и «радикальные» списки нецелесообразно (из-за отсутствия соответствующего электората)», — резюмирует он.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow