РасследованияПолитика

Это — заказчик

Именно бывший вице-губернатор Липецкой области Сергей Доровской виновен в гибели журналиста «Новой газеты» Игоря Домникова. Точка в расследовании поставлена спустя 15 лет

Этот материал вышел в номере № 49 от 15 мая 2015
Читать
Именно бывший вице-губернатор Липецкой области Сергей Доровской виновен в гибели журналиста «Новой газеты» Игоря Домникова. Точка в расследовании поставлена спустя 15 лет
Изображение

Впервые в современной истории России на скамье подсудимых оказался заказчик нападения на журналиста. Однако улизнул оттуда быстро — к своим домам, яхтам и машинам. Это стало возможным потому, что 12 долгих лет следствие отказывалось его искать, хотя мы неоднократно называли фамилию. И только когда дело, по личному распоряжению председателя Следственного комитета Бастрыкина, было передано в СК по городу Москве, расследование сдвинулось с мертвой точки. Успели осудить посредника — предпринимателя Сопота, но, увы, не успели посадить заказчика — бывшего вице-губернатора Липецкой области Доровского. 13 мая Люблинский суд Москвы прекратил за истечением сроков давности это уголовное дело. Срок давности прошел накануне — 12 мая, в этот день, ровно 15 лет назад, убийцы из банды «тагирьяновских» забили Игоря молотком в подъезде его дома.

На счету «тагирьяновских» — десятки убийств, изнасилований, нападений, похищений, вымогательств. Большинство бандитов во главе с Эдуардом Тагирьяновым уже осуждены — на сроки вплоть до пожизненного. А убийство Игоря Домникова было раскрыто случайно — в рамках этого большого дела, которое вели следователи из Набережных Челнов. Московская же милиция целых три года — с 2000-го по 2003-й — не делала ничего. И потом — так же ничего не делала.

Следователям из Татарстана тем временем удалось выяснить: заказ «проучить» журналиста главарю Тагирьянову передал его бизнес-партнер Павел Сопот, а того, в свою очередь, об этой услуге попросил вице-губернатор Доровской. Но тогда вице-губернаторов не сажали. И потому и Сопот, и Доровской проходили по делу лишь свидетелями.

Все эти годы «Новая газета» бомбила следственные органы и прокуратуру требованиями возбудить уголовное дело в отношении посредника и заказчика. Тщетно — из отказов можно составить Большую российскую энциклопедию попрания прав потерпевших.

И только после личного вмешательства президента России появилась надежда: глава СК Александр Бастрыкин истребовал дело, поручив в нем разобраться своим подчиненным. Однако дело возбудили только в отношении Сопота — по факту подстрекательства к причинению тяжкого вреда здоровью, а расследование поручили ГУВД Москвы, в котором у Сопота было много знакомых. И вскоре находящееся «на карандаше» у президента и Генеральной прокуратуры дело столичная милиция втихую прикрыла — за отсутствием в действиях Сопота «признаков преступления».

Коллектив «Новой» вновь обратился к председателю СК, которому пришлось в очередной раз вмешаться в ход расследования. Его обращение в прокуратуру — о передаче дела в ведение Следственного комитета в связи с резонансностью и общественной значимостью — было удовлетворено. В итоге Алексей Долгинов (замначальника управления) и Иван Щербаков из СК по Москве исключительно следственным путем, без привлечения оперативных сотрудников, смогли докопаться до сути того, что на самом деле произошло в 2000 году. Следователи установили всю цепочку от заказчика и организаторов до исполнителей. А ведь по горячим следам это было сделать много проще — тогда, еще в начале века.

…За эти 15 лет прошли два судебных процесса, касавшихся убийства нашего Игоря, — над бандой «тагирьяновских» в Казани и над Сопотом в Москве. В обоих случаях Доровской проходил лишь свидетелем. И то на первый процесс этот «свидетель» не счел нужным явиться — не барское дело… На второй не сразу, но пришел, хамил адвокату потерпевших (вдовы и сына Игоря), от вопросов уходил, ссылался на плохую память и инвалидность. В итоге так и не смог объяснить, почему он, будучи вице-губернатором области, имея целую пресс-службу и штат юристов, не потребовал от редакции «Новой» опровержения изложенных в статьях Домникова фактов, раз они его так задели за живое, а зачем-то попросил связанного с бандой бизнесмена доставить журналиста в область.

— Вы знали, что можно потребовать опровержения, написать в редакцию? — спросила его адвокат Марина Андреева.

— Я все это знал, но это не входило в мои служебные обязанности… Я ничего противозаконного не совершал, — ответил Доровской.

— Вы уверены? — не удержалась адвокат.

Потому что у нас были совсем иные сведения. 2000 год. Сопот под контролем «тагирьяновской» ОПГ занимался в Липецке весьма скользким бизнесом: взаимозачетами, а по сути — выбиванием долгов с бизнеса, не рассчитавшегося вовремя с бюджетом или государственными предприятиями. В этом качестве и был знаком вице-губернатору Доровскому (отвечавшему за экономику области), к которому мог зайти в любое время, даже не записываясь на прием. Вот и весной 2000 года зашел. Доровской, вытащив газету со статьей Игоря Домникова, долго ругался и поставил задачу: доставить журналиста в Липецк, а если тот приехать не пожелает, так пусть о том пожалеет. Сопот газету забрал, а когда понял, что многомиллионный договор по очередному взаимозачету, подписание которого зависит от правительства области, почему-то неожиданно «подвис», встретился с главарем банды Тагирьяновым и передал соответствующее пожелание. Тагирьянову, которого тогда охраняли бойцы московского ОМОНа, «решить проблему» труда не составило. Под видом «обиженных бизнесменов» к Домникову обратились члены ОПГ, а когда журналист от навязчивого предложения выехать в Липецк отказался, подкараулили в подъезде с молотком. И договор взаимозачета был стремительно подписан.

…Знаете, мы очень надеялись, что впервые в истории современных российских СМИ дело в отношении заказчика убийства журналиста дойдет до суда — но времени катастрофически не хватало. Дело передали в суд в апреле. Доровского оставили под подпиской о невыезде — все-таки возраст и заболевания. Ссылаясь на которые, он НИ РАЗУ не явился на предварительные слушания. Их откладывали. В общем, исход нам был понятен: Доровской тянет до 12 мая 2015 года, когда пройдут сроки давности.

И Доровской осчастливил суд своим визитом 13 мая — чтобы выслушать постановление о прекращении дела. Выглядел неважно. Постарел. Но был спокоен — в принципе, как и все эти 15 лет. И как все последние месяцы, когда он исправно являлся на следственные действия и, казалось, ждал, когда эти «мелкие неприятности» счастливо закончатся. Они закончились. Пенсионер Доровской может наслаждаться жизнью дальше.

Потерпевшие — вдова Игоря Маргарита и его сын, конечно, подадут к Доровскому гражданские иски. И, конечно, мы вчиним иск к государству — за многолетнюю волокиту, за то, что заказчик избежал тюрьмы, за то, что справедливость восстановлена лишь частично.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow