Сюжеты

«Православные песнопения» — «Клеветникам России»

Теперь и в филармонии не укрыться от активистов

Этот материал вышел в № 49 от 15 мая 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Наталья ЗимянинаНовая газета

 

Теперь и в филармонии не укрыться от активистов

Музыкантам трудно выживать, и все же Московская государственная филармония представляет больше 700 концертов в сезон: музыку старинную, фольклорную, джазовую, камерную, симфоническую, просветительские концерты Юровского (они как раз на носу), блистательные детские «Сказки с оркестром». Хорош и абонемент «Православные песнопения»: хоры первоклассные, порой кажется, оживают века — веришь, что мелодии передавались из уст в уста, добросовестно расшифровывались записи. А композитор Владимир Мартынов, например, изумительно их гармонизирует.

Последний концерт абонемента №39 «Православные песнопения» состоялся в Зале им. Чайковского 12 мая. Первоначально посвященный памяти Г.В. Свиридова (к 100-летию со дня рождения), он в связи с недавней кончиной организатора Георгия Поляченко получил второе посвящение. Поляченко был одним из тех, кто еще в советское время начал проводить Московский фестиваль русской духовной музыки: тогда мало кто предполагал, какие сокровища скрывались за семью замками.

Начали «Вечной памятью» и стихами Поляченко самодеятельного толка в подаче Николая Бурляева. Возможно, если бы Николай Петрович почаще бывал в этих стенах и слышал, какие стихи здесь обычно звучат, он не стал бы этого делать. Зазвучали Бортнянский, гениальный Чесноков (хор храма Живончальной Троицы в Свиблово); коллектив из Иванова привел в недоумение невысоким качеством, однако он пел хоры на слова Поляченко и посвященные ему. Сомнительных качеств солист обозначил патриотически-православный крен: «Все пройдет — а родина останется» взасос с «Христос воскресе из мертвых». Ну пусть, бывает, но важно же вовремя остановиться!

Пять хоров Свиридова (наконец-то!) в исполнении Капеллы им. Юрлова подтвердили, что чугунная серьезность исполнителей не украшает музыку, даже и гениальную (то же относится и к Синодальному хору Пузакова). Но еще была надежда, что концерт не выйдет из филармонического русла: всегда смущает зазор между музыкальными достоинствами — и ярко выраженной идеологией (любого толка).

Прекрасно выступил ансамбль «Сирин» Андрея Котова, точно знающий пределы «концертности» духовных стихов. Истинная вера — тиха, неагрессивна, не парадна, не терпит фанфаронства, раздувания ноздрей, навязывания, напористого «вдохновения» (которое у самих церковников спросите как называется).

Хорошо выглядел Праздничный Патриарший хор Данилова монастыря под управлением Георгия Сафонова, представивший в том числе духовный стих «Три ангела» из репертуара хора Свято-Елизаветинского монастыря (до слез — «Ой у нашем у раю жить весело, только некому»), пока не задал вдруг истерический тон песнопением «Наша вера» на слова святителя Николая Сербского, поддержанный «Прощанием славянки» а капелла.

Началось, по сути, третье отделение концерта: бенефис дирижера оркестра «Боян» Анатолия Полетаева. Он прочел лекцию о певце Бояне и его гимне IV (!) века, сохранившемся в рунах, о силах, которые хотят расчленить славянскую цивилизацию… Прозвучали четыре сочинения Полетаева, ремесленнических, но очень громких и невероятно пошлых. Оркестр «Боян» — эстрадно-симфонического толка, припевы «Господи, помилуй!» и «Славься, Мария, слава тебе!». Бас Илья Ушуллу вошел в роль: пел «святой», «православный», окая на манер батюшек. К Ушуллу прибавились еще три певца с горящими взглядами — фильм «Кабаре», российская версия.

И тут на хорошо распаханную почву легло страстное выступление Бурляева с историческим экскурсом в создание стихотворения «Клеветникам России» — с очевидной аллюзией на сегодняшний день. Не забыл он о масонах и санкциях, а затем продекламировал Пушкина под звучание «Патриотической песни» Глинки. Больно было, что бывший гимн новой России, в свое время объединивший всех своим спокойным достоинством, был использован для разъединения.

Но и этим не кончилось: грянул «Гимн защиты Отечества» на слова Полетаева про «надежный миру оплот» — и на музыку финала Пятой симфонии Чайковского! По какому праву «композитор» Полетаев устроил себе крупный бенефис в уважаемой филармонии? Кто позволил ему исполнить этот доморощенный «гимн», беззастенчиво присвоив музыку Чайковского? Она не про «оплоты»!

Авантюристы протащили в этот зал то, чего там никак не должно быть, — агрессивную политику, изощренно поданную, разжигающую националистические идеи.

Крайнее неудобство испытала я за Московскую филармонию. За то, как ее надули. Ее директор Алексей Шалашов комментировать что-либо отказался. Надеюсь, отходит от шока. Или это псевдопатриотическое и псевдоправославное действо — только начало?

А я-то считала, что мне еще есть где укрыться.

P.S. Запись концерта доступна на сайте Московской государственной филармонии.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera