Сюжеты

«Православные песнопения» — «Клеветникам России»

Теперь и в филармонии не укрыться от активистов

Этот материал вышел в № 49 от 15 мая 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Наталья ЗимянинаНовая газета

Теперь и в филармонии не укрыться от активистов

Музыкантам трудно выживать, и все же Московская государственная филармония представляет больше 700 концертов в сезон: музыку старинную, фольклорную, джазовую, камерную, симфоническую, просветительские концерты Юровского (они как раз на носу), блистательные детские «Сказки с оркестром». Хорош и абонемент «Православные песнопения»: хоры первоклассные, порой кажется, оживают века — веришь, что мелодии передавались из уст в уста, добросовестно расшифровывались записи. А композитор Владимир Мартынов, например, изумительно их гармонизирует.

Последний концерт абонемента №39 «Православные песнопения» состоялся в Зале им. Чайковского 12 мая. Первоначально посвященный памяти Г.В. Свиридова (к 100-летию со дня рождения), он в связи с недавней кончиной организатора Георгия Поляченко получил второе посвящение. Поляченко был одним из тех, кто еще в советское время начал проводить Московский фестиваль русской духовной музыки: тогда мало кто предполагал, какие сокровища скрывались за семью замками.

Начали «Вечной памятью» и стихами Поляченко самодеятельного толка в подаче Николая Бурляева. Возможно, если бы Николай Петрович почаще бывал в этих стенах и слышал, какие стихи здесь обычно звучат, он не стал бы этого делать. Зазвучали Бортнянский, гениальный Чесноков (хор храма Живончальной Троицы в Свиблово); коллектив из Иванова привел в недоумение невысоким качеством, однако он пел хоры на слова Поляченко и посвященные ему. Сомнительных качеств солист обозначил патриотически-православный крен: «Все пройдет — а родина останется» взасос с «Христос воскресе из мертвых». Ну пусть, бывает, но важно же вовремя остановиться!

Пять хоров Свиридова (наконец-то!) в исполнении Капеллы им. Юрлова подтвердили, что чугунная серьезность исполнителей не украшает музыку, даже и гениальную (то же относится и к Синодальному хору Пузакова). Но еще была надежда, что концерт не выйдет из филармонического русла: всегда смущает зазор между музыкальными достоинствами — и ярко выраженной идеологией (любого толка).

Прекрасно выступил ансамбль «Сирин» Андрея Котова, точно знающий пределы «концертности» духовных стихов. Истинная вера — тиха, неагрессивна, не парадна, не терпит фанфаронства, раздувания ноздрей, навязывания, напористого «вдохновения» (которое у самих церковников спросите как называется).

Хорошо выглядел Праздничный Патриарший хор Данилова монастыря под управлением Георгия Сафонова, представивший в том числе духовный стих «Три ангела» из репертуара хора Свято-Елизаветинского монастыря (до слез — «Ой у нашем у раю жить весело, только некому»), пока не задал вдруг истерический тон песнопением «Наша вера» на слова святителя Николая Сербского, поддержанный «Прощанием славянки» а капелла.

Началось, по сути, третье отделение концерта: бенефис дирижера оркестра «Боян» Анатолия Полетаева. Он прочел лекцию о певце Бояне и его гимне IV (!) века, сохранившемся в рунах, о силах, которые хотят расчленить славянскую цивилизацию… Прозвучали четыре сочинения Полетаева, ремесленнических, но очень громких и невероятно пошлых. Оркестр «Боян» — эстрадно-симфонического толка, припевы «Господи, помилуй!» и «Славься, Мария, слава тебе!». Бас Илья Ушуллу вошел в роль: пел «святой», «православный», окая на манер батюшек. К Ушуллу прибавились еще три певца с горящими взглядами — фильм «Кабаре», российская версия.

И тут на хорошо распаханную почву легло страстное выступление Бурляева с историческим экскурсом в создание стихотворения «Клеветникам России» — с очевидной аллюзией на сегодняшний день. Не забыл он о масонах и санкциях, а затем продекламировал Пушкина под звучание «Патриотической песни» Глинки. Больно было, что бывший гимн новой России, в свое время объединивший всех своим спокойным достоинством, был использован для разъединения.

Но и этим не кончилось: грянул «Гимн защиты Отечества» на слова Полетаева про «надежный миру оплот» — и на музыку финала Пятой симфонии Чайковского! По какому праву «композитор» Полетаев устроил себе крупный бенефис в уважаемой филармонии? Кто позволил ему исполнить этот доморощенный «гимн», беззастенчиво присвоив музыку Чайковского? Она не про «оплоты»!

Авантюристы протащили в этот зал то, чего там никак не должно быть, — агрессивную политику, изощренно поданную, разжигающую националистические идеи.

Крайнее неудобство испытала я за Московскую филармонию. За то, как ее надули. Ее директор Алексей Шалашов комментировать что-либо отказался. Надеюсь, отходит от шока. Или это псевдопатриотическое и псевдоправославное действо — только начало?

А я-то считала, что мне еще есть где укрыться.

P.S. Запись концерта доступна на сайте Московской государственной филармонии.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera