Сюжеты

Шаламов, Бродский и мясорубка

Три майские истории неприкрытого мракобесия

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 51 от 20 мая 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

«Новая газета»редакция

 

Три майские истории неприкрытого мракобесия

8 мая полиция разгромила выставку «Мы победили»: молодые художники некорректно использовали георгиевскую ленточку


Один из экспонатов закрытой выставки

Галерея «С.АРТ», созданная еще в 1989 году, начинала с цивилизованного салона, пыталась с переменным успехом приручить топовых «актуальных» художников, осуществила несколько шумных групповых проектов, а затем, неожиданно перебравшись с Садового кольца в новостройки Куркина, сделала ставку на социально ангажированное «активистское» искусство. Злополучная выставка «Мы победили», приуроченная к Дню Победы, официально заявлена как итог сотрудничества самой галереи, движения «Синий всадник» и лаборатории «El Savo», хотя над экспозицией непосредственно работали всего лишь Лиза Саволайнен, Александр Пучков и сам владелец «С.АРТа» Пётр Войс, переживающий ныне нечто вроде второй творческой молодости. (Добавленные просто для солидности и без ведома создателей старые вещи «митька» Дмитрия Шагина и Александра Савко, нашего Эрро — не в счет.) Короче, выставка совсем небольшая, место удаленное, художники нераскрученные, на открытие, точнее, обсуждение в узком кругу, приглашали только друзей.

Скандал не заказывали. Его инициаторами выступили, что и не скрывают, журналисты телекомпании РЕН ТВ, явившиеся на следующий день после вернисажа в закрытую галерею в сопровождении сотрудников местной полиции и Центра по противодействию экстремизму ГУВД по Москве (майор Алексей Окопный — фигура узнаваемая). Начался несанкционированный обыск, был избит и задержан не участвовавший в выставке лидер «Синего всадника» Олег Басов как единственный, кто в тот момент находился в помещении «С.АРТа». В итоге галерея опечатана, несколько артефактов изъято. А некое движение «Типун» обратилось в Минкульт с требованием прокурорского расследования, историей уже заинтересовались в Госдуме: Петру Войсу звонили якобы по поручению Ирины Яровой из Комитета по безопасности и противодействию коррупции.

Так что же экстремистского и опасного показали на «Мы победили»? Несколько объектов и фотографий, в которых были использованы пресловутые георгиевские ленточки.

Художники воспринимают их не как символ Победы, а как пропагандистское тавро, метку лояльности, атрибут квазипатриотической истерии. Об этом, собственно, и снимки, на которых авторы позируют в украшенных ленточками ватниках, надетых на голое тело, или на которых их просто тошнит ленточной массой.

А также объект — сплетенный из колючей проволоки терновый венец поруганной российской демократии, декорированный прежним знаком гвардейской доблести.

Негодование вызвала и мясорубка, куда засунуты игрушечные солдатики, перемалываемые в золотисто-черный тряпичный фарш. Но это «не пропаганда фашизма, а иллюстрация абсолютно любой войны», — внятно откомментировал картинку в Facebook один из пользователей.

Заметим, что так и не открывшаяся для публики, но предусмотрительно разгромленная выставка существует теперь лишь в социальных сетях. Что не спасает ее авторов от возможного уголовного преследования. Ведь виртуальная реальность сегодня — лишь кажущееся пространство полной независимости.


Победитель экспозиции «Освоение свободы»

Об этом как бы ненароком напомнила другая экспозиция — с многообещающим названием «Освоение свободы», открывшаяся в Центре творческих индустрий «Фабрика» в часы «Ночи в музее». Эта выставка — совместный проект студентов-кураторов из Высшей школы художественных практик и музейных технологий при факультете истории искусств РГГУ и выбранных ими молодых художников. Лучшей оказалась самая минималистичная работа — белый холст с черным шелкографским текстом Юлии Вергазовой. Текст подлинный, взятый с сайта петербургского «Агентства бизнес-новостей», которому было запрещено воспроизвести обложку журнала Charlie Hebdo, того самого номера, что вышел гигантским тиражом после трагедии в редакции: «Мы не можем показать это изображение по настоятельной просьбе Роскомнадзора».

Превращение факта еще недавно казавшейся невозможной интернет-цензуры в собственное произведение искусства — это одновременно и дань писсуару Дюшана, и удобная «отмазка» для куратора, не успевающего закончить подготовку выставки в срок, и тонкая реплика в дискуссии о свободе слова. Это было бы очень остроумно, если бы не было так грустно. Я имею в виду реальную историю, которой вдохновилась Вергазова.


«Иона»

Точно так же смысловым центром всего проекта «Мысли вслух!» (художник и куратор Ольга Божко в Зверевском центре собрала авторов разных поколений и эстетических предпочтений), стала небольшая картина Дарьи Делоне «Иона». Тему права голоса, дарованного художнику по определению, каждый из участников трактовал по-своему. Откровенно публицистических работ в Зверевском центре современного искусства практически не было, хоть вспомнили и годовщину аннексии Крыма, и полицейский беспредел, и «телефонное право». Однако Делоне нарисовала просто Иону во чреве кита — нарисовала, памятуя и древнерусские фрески, и библейский цикл «Амазонки авангарда» Натальи Гончаровой. Но Иона пришелся очень кстати не оттого, что три дня мыслил вслух в рыбьем желудке.

Вспомним ветхозаветную историю. Кит — место осмыслить свое поведение, место, посланное Богом пророку, убоявшемуся исполнить божественную волю и осудить чужие злодеяния. Иона исправился, а Ниневия была спасена. Перед нами аллегория роли художника в обществе, готового скинуть его в морскую пучину и скормить административным китам. Однако в узилище лишь крепнет воля и оттачивается мысль Автора. И да расточатся врази его!

Жалко, что это приходится доказывать все чаще и чаще.

Фёдор РОМЕР,
специально для «Новой»

 

В Петербурге борются с «разбазариванием бюджетных средств» на музей «злостного тунеядца» Бродского


Фото: Валерий Плотников

Ровно за месяц до юбилейного дня рождения нобелевского лауреата некоторые сильно перетрудившиеся депутаты петербургского ЗакСа выступили с инициативой вернуть в УК РФ статью «за тунеядство». Этот трудовой порыв тут же подхватили патриотично настроенные граждане, вспомнившие о деле «тунеядца Бродского». В Смольный, в петербургские СМИ, в фонд создания Музея-квартиры поэта полетели письма с текстом, в котором его авторы требуют остановить «разбазаривание бюджетных средств» на создание музея. «Тунеядцам — нары!» — восклицают авторы письма, не забывая знакомый до боли мотив «безродных космополитов, отщепенцев, предателей».

Письмо уже легло на столы председателя Комитета по культуре и других чиновников, но публичной оценки ему никто из них пока не дал.

Пересказывать чужой бред — неблагодарное занятие, поэтому цитируем:

«В связи с инициативой питерского парламента вернуть в УК РФ наказание за тунеядство «Национальный комитет +60» обращается к председателю ЗС СПб, руководителю ЕР Макарову В.С. с требованием немедленно пресечь разбазаривание бюджетных средств, направляемых на обустройство музея имени злостного тунеядца Бродского И.А. Этот бывший гражданин СССР, ставший матерым борцом с советской властью, вел паразитический образ жизни, был осужден на 5 лет по статье 209 «за тунеядство»!

Вместе с диссидентами и отщепенцами гражданин США Иосиф Бродский сделал все для развала Великой страны и получил в награду, видимо, за это «нобелевку!»

Письмо напечатано на бланке «Общественного национального комитета по подготовке празднования 60-летия Почетного гражданина СПб Путина В.В.» за подписью Владимира Белозерских, бывшего депутата Законодательного собрания Петербурга, и Марии Русмиленко, его жены. В телефонном разговоре господин Белозерских был еще красноречивее и агрессивнее.

— Почему за бюджетные деньги гражданину США делается музей? — немедля ринулся он в атаку в ответ на звонок «Новой газеты». — Я встречался в аппарате Кириллова (вице-губернатора. — Ред.) с его сотрудниками, мне сказали, что уже потрачены несколько десятков миллионов бюджетных денег на расселение в доме Мурузи. Вот вы зайдите в Комитет по культуре, в приемную Кириллова, вам там скажут! Плюс еще одна бабуля отказалась выселяться, так ей за бюджетные деньги отдельный вход делают и все остальное. Второй вопрос: он был гражданином США. Но если мы возьмем современные каноны, по которым определяется, патриот человек или нет, так он — чистый нацпредатель. Он здесь жил, хулиганил, сидел, вел паразитический образ жизни. Первое — не патриот, второе — американец (а вы же знаете, какое сейчас отношение людей к американцам!) и третье — за бюджетные деньги строят музей! Вот три наши претензии.

Михаил Мильчик, председатель фонда Музея-квартиры Бродского, сказал корреспонденту «Новой», что авторы этого текста не заслуживают внимания и дискутировать с ними бесполезно.

— Это полный бред, ни копейки из бюджета город пока не потратил на будущий музей, все делается на спонсорские деньги, — рассказал Михаил Исаевич. — Правда, городские власти помогали найти этих спонсоров, за что им нужно сказать спасибо. Но денег из бюджета здесь нет. Нам помогали банки, строительные и инвестиционные компании, из городского бюджета мы не взяли ни рубля.

На пасквиль семейной пары можно было совсем не обращать внимания. Но, во-первых, бланк! А во-вторых, письмо было разослано по широкому кругу адресов, попало оно, в частности, и в Комитет по культуре.

Будучи депутатом ЗакСа, господин Белозерских входил во фракцию ЛДПР — как и нынешний председатель Комитета по культуре Константин Сухенко. Может, поэтому Комитет по культуре молчит?

Наталья ШКУРЕНОК

 

Главред «Литгазеты» обвинил Шаламова в гитлеровской агитации


Юрий Поляков. Фото: РИА Новости

Речь — о грубых инсинуациях, которые со странным упорством распространяет главный редактор «Литературной газеты», он же — «просвещенный консерватор», неутомимый искатель «врагов Отечества» Юрий Поляков.

Тех, кто смотрел 10 мая программу ТВЦ «Право знать!» о проблемах патриотизма с его участием, не могла не шокировать тирада Полякова:

«…Фигуры умолчания — это в основном оружие тех самых либералов, которые нас начинают упрекать в том, что мы не говорим всю правду. И вот у меня был спор: а что же вы не говорите о Варламе Шаламове, которому во время войны добавили третий срок. А за что добавили? За то, что Шаламов в заключении агитировал за победу Гитлера. Он считал, что победить Сталина можно тогда, когда Гитлер оккупирует Советский Союз… Так правду-то они (либералы) не договаривают».

Это не обмолвка писателя-патриота. Это, как выясняется, его давно обкатанная домашняя заготовка и даже своего рода конек. Примерно то же самое он говорил двумя неделями раньше, 27 апреля, в интервью «Вечерней Москве»:

«…Не обижайтесь, но Варламу Шаламову добавили срок за то, что он в заключении агитировал за победу Гитлера. К сожалению. Это опубликовано и, увы, документально подтверждено: он уверял, что Сталина можно одолеть только с помощью немцев. Кстати, автора «Колымских рассказов» арестовали как члена подпольной троцкистской организации. Это не умаляет его большой талант, но объясняет жестокую его судьбу».

И предыстория всего этого нашлась в Сети: еще в 2013 году, выступая на заседании известного Изборского клуба, Ю. Поляков твердил про то, что «Шаламов был арестован за то, что был троцкистом, а во время заключения агитировал за Гитлера».

Досье на тему «Поляков против Шаламова», таким образом, сформировано, и можно понять, что изобретатель «детектора патриотизма» давно присмотрел себе жертву и без устали эксплуатирует ее в своих целях….

Когда натыкаешься на абсурд — ни ахи, ни другие междометия не помогают. И даже апелляции к медицине кажутся слабоватыми аргументами: психическое здоровье редактора «Литературной газеты», судя по его вальяжному экранному виду, сомнений не вызывает.

Все, думается, проще: Поляков настолько вошел в патриотический раж, что не замечает, что одновременно впал и в воспетый им самим «апофигей». А эта штука (от комсомольско-молодежного «все по фигу» — в его апофеозе) связана не только с потерей неких нравственных ориентиров, но и чувства реальности.

Но давайте по документам.

Колымское следственное дело Шаламова № 125856 было впервые опубликовано в 2004 году — его нашли в архивах ФСБ, а ныне оно находится в свободном доступе. Как оказалось, рассказ Шаламова «Мой процесс» не на 100, а даже на 200 процентов совпадает с материалами дела — с тем, как упорно и настойчиво «шили», «клеили» ему «восхваление Гитлера» и другое (до «шпионства в пользу Японии», к счастью, не дошло) его соседи по бараку, некто Кривицкий и некто Заславский. Один из них являлся, между прочим, бывшим членом ВКП(б), другой — бывшим членом ВЛКСМ.

Ю. Поляков доверился показаниям лжесвидетелей-доносчиков. Видимо, писатель пробежал в свое время бегло следственное дело Шаламова. Но считать показания стукачей — правдой, а юридистику сталинской эпохи — вершиной правосудия, способны только люди с особыми наклонностями, свято верящие в мудрые усы Иосифа Виссарионовича. По крайней мере, очевидно, что Поляков не удосужился прочесть дело № 125856 до конца. Ибо в нем есть и определение Военной коллегии Верховного суда СССР от 18 июля 1956 года, которое сняло с Шаламова все обвинения и тем самым реабилитировало его.

Так что цена показаний Кривицкого—Заславского, а с ними и Полякова — ни гроша не стоит.

Навет о «восхвалениях Гитлера» смыт с Шаламова еще 50 лет назад. А навет о «троцкизме» позже — лишь в 2000-м, когда он был официально реабилитирован по первому делу 1929 года об участии в антисталинской оппозиции. Сегодня об этом знает каждый читатель, хоть немного интересующийся Шаламовым и заглядывающий в ту же «Википедию».

По какой же графе образования-просвещения числить воинственного редактора «Литературной газеты»? ЦПШ — Центральной партийной или церковно-приходской школы? Такие ассоциации возникали уже не раз, и они вполне в духе наследников Ивана Бездомного, не интересовавшихся ни биномом Ньютона, на энциклопедией Брокгауза и Ефрона (заменявшей тогда «Википедию»); им ныне, к сожалению, доверена роль предводителей главного литературного органа страны.

Валерий ЕСИПОВ,
специально для «Новой»

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera