СюжетыПолитика

Украина не хочет обмена и настаивает на открытом суде

Кого и при каких обстоятельствах взяли в плен в районе города Счастья: взгляд из Киева, Луганска, Москвы и Тольятти

Этот материал вышел в номере № 51 от 20 мая 2015
Читать
Кого и при каких обстоятельствах взяли в плен в районе города Счастья: взгляд из Киева, Луганска, Москвы и Тольятти

Раненые и попавшие в плен россияне под Счастьем не «заблудились», а сознательно принимали участие в военной операции «Народной милиции ЛНР».

Доказательством их принадлежности в настоящий момент к ВС РФ служат показания, якобы данные на допросе, случившемся сразу после ранения и пленения.

Россия признает, что они были кадровыми военными в прошлом, но уверяет, что в данный момент они не служат в российской армии, и требует их освобождения.

Власти «ЛНР» надеются на обмен военнопленными, Украина настаивает на скорейшем судебном процессе.

взгляд из Киева

Суд над плененными может начаться в ближайшие две недели

Изображение

На территории Украины, близ города Счастье, взяли в плен Евгения Ерофеева, назвавшего себя капитаном 3-й отдельной гвардейской бригады специального назначения ГРУ Генштаба ВС России — командира разведгруппы с позывным «Дельфин», а также его подчиненного, Александра Александрова, назвавшего себя сержантом-контрактником, исполнявшим обязанности старшего разведчика при командире, позывной — «Алекс».

— Он сразу сам назвался, сказал: «Я офицер российской армии!», попросил, чтобы не убивали. Показал, где болит, — ранено правое предплечье. Мы его сначала на себе чуть-чуть назад оттянули, в безопасное место, наложили жгут, остановили кровотечение. А потом на носилках начали выносить до наших позиций… — это слова младшего сержанта украинский армии по имени Кирилл, который руководил группой бойцов, непосредственно взявшей первого «языка» во время боестолкновения. Кирилл присутствовал на брифинге, устроенном 18 мая в Киеве, в Генштабе ВС Украины. Внимательно слушал вместе с журналистами, как об операции докладывает руководство: генерал-полковник, начальник Генштаба Виктор Муженко, командир 92-й отдельной механизированной бригады полковник Виктор Николюк и официальный представитель СБУ Маркиян Лубкивский.

— А может, действительно самый обычный луганский «милиционер» решил цену набить? — спрашиваю. (К тому моменту руководство самопровозглашенной «ЛНР» заявило, что Ерофеев и Александров служат у них, и в доказательство выложило в интернет служебные удостоверения «народных милиционеров».)

— Нет, — качает головой младший сержант, — мы не раз брали в плен этих… А тут сразу видно отличие. Понятно, что настоящий офицер. Держался достойно.

До машины раненого Ерофеева тащили примерно полтора километра. Под шквальным минометным огнем. Сепаратисты, заметив, что произошло, решили «накрыть» разом всех: и украинцев, и своих.

А задача, по словам полковника Николюка, который вместе с представителями контрразведки СБУ допрашивал задержанного, ставилась диверсантам следующая: захватить мост через реку Северский Донец, закрепиться там и открыть путь пехоте и бронетехнике к стратегическому объекту — ТЭС города Счастье. Станция обеспечивает электричеством весь север Луганской области.

— Мы продолжили обследование местности, — рассказал Виктор Николюк. — И на определенном расстоянии от того места, где был обнаружен капитан Ерофеев, увидели на земле следы крови. Пошли по ним и задержали второго диверсанта, сержанта Александрова. У него оказалось ранение ноги и открытый перелом бедра. Тоже оказали первую медицинскую помощь. Очевидно, сержанта какое-то время товарищи тянули волоком, потом оставили на поле боя, а оружие забрали.

Зато при капитане Ерофееве была снайперская винтовка «Винторез» — с практически пустой обоймой. Последний патрон заклинил…

— Калибр — 9 миллиметров. Пробивает бронежилет 5-го класса защиты, — прокомментировал начальник Генштаба, генерал-полковник Виктор Муженко, предъявляя прессе вещдок. В бою был убит один украинский военнослужащий, трое получили ранения.

Задержанных вначале доставили в больницу Счастья, затем переправили в Краматорск, оттуда — в Киев, в Центральный клинический военный госпиталь. Оба были успешно прооперированы и в настоящий момент, по словам участников брифинга, дают показания.

Речь об обмене или выдаче военнослужащих российской стороне не идет, подчеркнули на брифинге. Хотя дали понять, что подобные задержания уже происходили не раз. Но под давлением неких высших политических обстоятельств фигурантов возвращали в РФ. Теперь же готовятся материалы для открытого судебного процесса по статье 258 УК Украины — «терроризм». Первое судебное заседание может состояться уже в течение двух ближайших недель.

Ольга МУСАФИРОВА — соб. корр. «Новой», Киев

без вопросов

Павел Каныгин посетил пленных россиян в больнице

В клинику на Госпитальной, 18 в Киеве, нас, два десятка журналистов, запускают двумя партиями. Но просят не задавать никаких вопросов, ссылаясь на распоряжение следователей из СБУ и пожелание самих задержанных.

Перед входом в обычную палату охрана из двух человек в черных масках. Сначала пускают к Евгению Ерофееву. Подполковник СБУ Найда, организующий интервью, представляет его: «Военнослужащий специального назначения капитан Ерофеев». Задержанный прикрывает лицо рукой. Но на мои вопросы отвечать не отказывается.

— Хотел бы выразить благодарность врачам, которые оказали мне качественную помощь. Хирургу. Родным <передать.П. К.>, что все хорошо у меня. Жив-здоров. Конечно, не хотел бы, чтобы все это попало в прессу…

— Как с вами обращаются? — спрашиваю.

— Здесь — хорошо…

На этом наше общение прерывают. И уводят в другую палату.

Второй арестованный СБУ — Александр Александров, как отмечает Найда, сержант спецназа ГРУ. Спрашиваю:

— Здесь говорят, вы являетесь контрактным служащим российский армии?

Александров берет долгую паузу.

— Мы договаривались — без вопросов, — тихо произносит раненый.

Павел Каныгин, Киев

P.S. Здоровье раненых не вызывает опасений, что, как мне кажется, важно для родных и близких

взгляд из Луганска

Ротация вышла боком

Россиян-разведчиков подвели плохое знание местности и ошибки луганского командования

Источники «Новой» в «Луганской народной республике» подтверждают фабулу пленения Ерофеева и Александрова с некоторыми оговорками и уточнениями. По версии, которую тут принято считать официальной, поскольку ее озвучил «первый заместитель командующего народной милицией «ЛНР» Сергей Козлов, линию разграничения по реке Северский Донец перешла украинская диверсионно-разведывательная группа (ДРГ). В ходе завязавшегося боя двое «народных милиционеров» были ранены и пленены.

Однако, по данным «Новой», Ерофеев и Александров сами действовали в составе ДРГ, которая должна была изучить оперативную обстановку после того, как долгое время противостоявшая сепаратистам 80-я бригада ВСУ ушла на плановую ротацию, оставив в том числе и один из ключевых инфраструктурных объектов под Счастьем — ТЭС. Однако командование «Народной милиции» не учло того обстоятельства, что в силу ротации на позиции выдвинулись части 92-й бригады ВСУ. Кроме того, многие подразделения украинской армии усилены представителями бывших добровольческих батальонов, в том числе «Айдара».

Боестолкновение, похоже, произошло в нейтральной зоне и стало результатом случайной встречи двух ДРГ. Украинцы потеряли одного бойца убитым, Ерофеев и Александров, как известно, были ранены и пленены.

Удостоверения, продемонстрированные на брифинге в Луганске, скорее всего, подлинные: на службу в «Народную милицию» принимают и украинцев, и россиян, и граждан других государств. Консолидация всех военизированных подразделений в единую структуру продолжается с осени прошлого года и даже стоила должности, свободы, а то и жизни многим полевым командирам и их подчиненным. Так что едва ли Ерофеева и Александрова включили бы в состав ДРГ, если бы они не входили формально в ряды «Народной милиции». Объективными данными об их прошлом и даже настоящем, в том числе о военном опыте, луганское или донецкое командование может и не обладать. Вспомним, например, нашумевшую историю с парадом в Донецке, которым командовал человек, находящийся в России в федеральном розыске.

«Новая газета», со своей стороны, также постаралась получить данные на Александра Анатольевича Александрова 7 января 1987 года рождения и Евгения Владимировича Ерофеева 18 января 1985 года рождения, однако ни в социальных сетях, ни в базах данных силовых органов достоверной информации по этому поводу нет.

Отметим, что с первых месяцев вооруженного противостояния регион, скорее, входил в сферу интересов ФСБ. За последнее время можно вспомнить две громкие истории, в которых так или иначе фигурирует «контора». В начале апреля в Петербурге местным УФСБ был задержан и впоследствии арестован бывший «министр обороны ЛНР» Олег Бугров. Причем обвиняется он не в каких-то военных преступлениях, а по экономической статье — за сбыт контрафактных труб. А недавно сотрудники «министерства госбезопасности ЛНР» передали российским пограничникам разыскиваемого на территории Украины гражданина этой страны, экс-«ополченца» Михаила Тарасенкова. Пограничники, которые входят в структуру ФСБ, не долго думая передали Тарасенкова коллегам из СБУ.

Кстати, граждане России, принимавшие участие в военном конфликте, и раньше попадали в украинский плен, но их меняли без лишней шумихи (украинские источники также подтверждают эту версию — см. материал Ольги Мусафировой). В этот раз российская сторона, очевидно, также рассчитывает, что ее прямого участия в процедурах обмена или освобождения Ерофеева и Александрова не потребуется. Представители Луганска намерены действовать через формальные процедуры. Как заявил глава непризнанной республики Игорь Плотницкий, «мы отрабатывали этот вопрос, в том числе и с Виктором Медведчуком, cпецпредставителем Украины в трехсторонней контактной группе. Я думаю, в ближайшем будущем мы решим этот вопрос и они вернутся на родину».

Отдел расследований

а в это время

Стихийный митинг перед КПП базы спецназа в Тольятти разогнали быстро и тихо

Это ерунда, что невозможно дозвониться по телефону до в/ч № 21208, расположенной в Тольятти. Дозвониться можно, но комментировать информацию, размещенную в украинских СМИ о взятии в плен якобы двух военнослужащих российской армии, спецназовцев 3-й бригады ГРУ, воинская часть отказывается. Без объяснений, просто отклоняя вызов.

Впервые о задержании под Счастьем российских военнослужащих сообщил 16 мая в своем блоге волонтер украинского портала InformNapalm Роман Бурко: «Инсайдеры сообщают, что сегодня в ходе боя под Счастьем с ДРГ боевиков в плен к украинским силовикам попало 2 российских спецназовца. <…> По предварительным данным, в ходе боя спецназовцы были ранены, поэтому попали в украинский плен».

Военврач украинской армии Григорий Максимец, оперировавший россиян, комментирует: «Со слов двух раненых пленных россиян из Самары, доставленных в медслужбу добровольческого батальона «Айдар» и 59-го военного госпиталя министерства обороны Украины, их ввело в заблуждение собственное командование. Российским военным сообщили, что батальон «Айдар» уже выведен из поселка Счастье и покинул местную ТЭС».

В видеоматериалах, выложенных в Сети, звучат воинские звания, имена и фамилии военнопленных; представители самопровозглашенной «Луганской народной республики» признают факт пленения Александра Александрова и Евгения Ерофеева, однако относят их к народным милиционерам «ЛНР».

В/ч № 21208 — тоже, поэтому приходится прибегать к помощи независимых источников.

Так, один из жителей многоквартирного дома, расположенного в непосредственной близости от пропускного пункта бывшего военного училища, а сейчас базы 3-й бригады ГРУ (Тольятти, улица Ворошилова, 2а), рассказывает об инциденте, произошедшем утром 18 мая:

«В Автозаводском районе я старожил. Контрактники спецназовские тут появились несколько лет назад. Они перевозят сюда семьи, определяют детей в школы, жен — в какие-нибудь библиотеки работать. В одном классе с моим сыном учится дочь майора спецназа, который и в Чечне воевал, и в Краснодарском крае год назад «дежурил», когда все происходило в Крыму. Но в Крым, говорит, не выдвигались — не потребовалось. Сегодня около десяти часов утра видел, как к КПП подошли люди, человек десять, и мужчины, и женщины. Стали выкрикивать антивоенные лозунги. Мне не хотелось бы дословно повторять, потому что не хочу разжигать, но смысл был такой, что нечего делать российской армии на Украине. Потом двое мужчин поочередно чем-то в стену кидали. Минут через пять-семь их разогнали, сразу откуда-то взялись полицейские.

Никого не задержали, просто приказали разойтись. Я обратился к пожилой женщине с вопросом, что был за митинг, что за протестная акция? Она довольно резко сказала, что у Тольятти и так дурная слава города, кишащего преступниками, наркоманами и ВИЧ-инфицированными, а сейчас еще будут говорить, что отсюда шлют бойцов на Украину».

Местные новостные порталы и интернет-журналы или хранят молчание, или оценивают материалы украинских СМИ как провокационные: «Совершенно очевидно, что даже если захваченные пленные когда-то и имели отношение к 3-й бригаде спецназа ГРУ, расквартированной в Тольятти, в Донбассе они действуют без какой-либо формальной связи с российской армией. Впрочем, все-таки спасибо украинцам за выложенные фото и видео. Теперь можно надеяться, что по крайней мере «засвеченных» пленных не убьют и даже не станут забивать в них гвозди», — пишет «ТЛТ-правда».

Наталья ФОМИНА — соб. корр. «Новой», Самарская область

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow