Сюжеты

Ирисы и подсолнухи: Ван Гог на Урале

В Екатеринбурге — мировая балетная премьера

Фото: «Новая газета»

Культура

В Екатеринбурге — мировая балетная премьера


Фото: Татьяна Андреева

«Тщетную предосторожность», комический балет положений про влюбленную крестьянскую пару, репетировали полгода. Костюмы (более ста!) расписывались вручную, а от декораторов требовалось воспроизведение живописи. Результат получился по-дягилевски масштабным.

Балетмейстер-постановщик Сергей Вихарев — признанный мастер реконструкций «императорских» спектаклей Мариуса Петипа. Павел Гершензон — автор идеи, координатор проекта, известный критик. «Тщетная предосторожность» не просто дополняет список постановок Вихарева в Мариинском и Большом театрах или в Ла Скала, но знаменует новый этап.

Хореография новой редакции включает восстановленные по материалам Гарвардской коллекции фрагменты балета Петипа и Льва Иванова (1885). Волшебно сочетаются бело-черные костюмы с трехметровыми ирисами на заднике. И вот здесь заключена блестящая идея, первоклассно реализованная постановщиками.

Провансальская жизнь в Арле бурлит, словно краски на полотнах французских постимпрессионистов. Впервые действие балета конца XIX века разворачивается на фоне живописи современника. А именно — Ван Гога. Как известно, счастливо работавшего в Арле. Кроме ирисов на сцене есть и знаменитые подсолнухи. Цвета платьев крестьянок, танцующих на фоне желтых снопов, повторяют колорит сине-зеленого сюртука «Автопортрета» художника. Пантомимный персонаж Мишо — точная копия «Портрета доктора Гоше». И так далее. Это, конечно, бенефис сценографа Альоны Пикаловой и художника по костюмам Елены Зайцевой.

Традиционно мужскую партию Мамаши Марцелины блестяще исполнил возрастной танцовщик Виктор Механошин. Он, превосходный комедийный актер с безупречным чувством стиля, – лидер спектакля. Как и инженю Елена Воробьева — фаворитка «Тщетной предосторожности».

Необычность и новизна екатеринбургской постановки заключены в ее интеллектуальной конструкции, в ее смелом монтаже эпох и стилей. Молодой прогрессивный худрук балета Слава Самодуров не мог не поддержать идею подобного балета-амальгамы.

«Прологом в Екатеринбурге» к «Тщетной предосторожности» стала «Консерватория». Романтический балетмейстер Август Бурнонвиль запечатлел балетный класс, воспетый Дега. Декорации школьного театра, в котором и проходит ежедневный класс «Консерватории», служат основой для постановки в его стенах школьного спектакля силами тех же учащихся, будущих артистов. На глазах у зрителя строятся выгородки к готовящемуся спектаклю, на сцене возникают вешалки с костюмами из «Тщетной предосторожности». Графический занавес с пейзажем Ван Гога опускается, и через мгновение начнется балет.

Скрытым же смыслом полномасштабного трехактного спектакля стали артистический рост труппы и поиск своего художественного лица. За последние четыре года труппа Екатеринбургского театра оперы и балета очень выросла. Свидетельством чему является и майская премьера, овеянная памятью Ван Гога.

Варвара ВЯЗОВКИНА

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera