СюжетыСпорт

Зона турбулентности

Обыски и задержания в ФИФА не угрожают чемпионату мира в России. Пока

Обыски и задержания в ФИФА не угрожают чемпионату мира в России. Пока
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Не хватало еще чужих коррупционеров защищать, будто нам своих мало. Это я про российскую реакцию на грянувший поутру в Цюрихе скандал с задержанием высокопоставленных футбольных особ, сопряженный с неуклюжими попытками свалить все на происки зловредных США. Которые, инициировав самый громкий процесс с выявлением сиятельных коррупционеров в Международной федерации футбола, только и думали о том, чтобы лишить тем самым Россию чемпионата мира-2018. Поэтому вроде как и подгадывали момент, когда на Россию и без того все шишки валятся.

Если они и подгадывали, то под «отчетно-перевыборный» конгресс ФИФА, чтобы всех интересующих органы правосудия США и Швейцарии лиц взять «тепленькими».

В Штатах сети расставляли давно и прежде всего на «своих», из американских же футбольных конфедераций, а в том, что попались и «чужие», вины американской стороны не вижу.

Швейцарские же следователи занимались в основном возможной коррупционной составляющей при отборе заявок и выборе стран-хозяек чемпионатов мира-2018 и 2022, состоявшихся на исходе 2010 года. Наезду на неприкасаемых и независимых, полагаю, способствовала позиция ФИФА в отношении доклада бывшего генерального прокурора США Майкла Гарсии, который два года по просьбе самой организации занимался соответствующим расследованием, но результаты обнародованы не были. То, что Россия находится в одном флаконе с «подозрительным» Катаром, вокруг выбора которого в качестве места проведения ЧМ-2022 давно кипят нешуточные споры, — вещь малоприятная, но далеко не самая опасная.

…Необходимые доказательства добыли, швейцарские власти с ними ознакомили, маски-шоу начались с утра, сопротивления никто не оказывал, простынями на пути позора пришлось укрывать лица семерых подозреваемых — в том числе двух действующих вице-президентов ФИФА. Самой могущественной, богатейшей и подчеркивающей свою независимость от кого бы то ни было спортивной организации, погрязшей в «беспрецедентной, систематической и глубоко укоренившейся коррупции», был нанесен жесточайший и объявленный «только началом» (в первоначальном списке подозреваемых — 14 человек) удар.

Хорошо еще, что главу ФИФА, «друга России» и главного защитника чемпионата мира-2018 и 2022 Зеппа Блаттера, как и генерального секретаря ФИФА Жерома Вальке, не тронули.

Но казавшийся неизбежным для Блаттера пятый срок на посту президента ФИФА теперь под большим сомнением. Он, конечно, выступил с заявлением о том, что ФИФА всячески поддерживает борьбу за чистоту рядов и футбола в целом, но вряд ли мир поверил в искренность старины Зеппа.

Европейский союз футбольных ассоциаций точно не поверил, первым официально обозначив свою позицию и открестившись от нехорошей и «получившей красную карточку» ФИФА. Больше того — УЕФА предложил перенести выборы на более поздний срок, и понятно почему — чтобы подготовить своего проходимого кандидата, способного обойти непотопляемого и всякий раз выходящего сухим из воды супертяжеловеса Зеппа Блаттера. На вчерашний день, когда открывался секвестированный конгресс, в качестве альтернативы Блаттеру была лишь одна кандидатура — иорданский принц Али бин аль-Хусейн.

Делать хорошую мину при плохой игре у руководства ФИФА получалось плохо. Даже если политическая составляющая в громкой акции присутствовала, 29 страниц предъявленных обвинений свидетельствовали, что мантрой «футбол вне политики» уже не обойтись. Несомненно, что косвенно нарушение границ и вмешательство в дела независимой организации касалось и России, вынужденной поддерживать проштрафившееся руководство ФИФА.

Несколько раз в различных заявлениях, прозвучавших в самый первый бурный день, повторялось, что позиции в отношении стран-хозяек двух будущих чемпионатов мира остаются незыблемыми, и ничто проведению турниров в России и Катаре не угрожает.

Но это на сегодня и с прежним руководством, которое может и не удержаться. А то, как поведут себя новые начальники, никто пока даже предположить не может — но совсем не обязательно, что это будут «друзья России». Изменение позиции в пользу радикальных санкционных мер исключать нельзя — это помимо известных политических рисков, от которых никто не застрахован. До чемпионата мира еще три года, всякое может случиться, хотя не дай бог.

Ясно одно — ФИФА, а с ней и весь международный футбол в среду вошли в зону особо опасной турбулентности.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow