Сюжеты

Зачем канал Кра Таиланду и в чем тут китайский интерес

Фото: «Новая газета»

Политика

Михаил ВойтенкоМорской эксперт, обозреватель «Новой»

Разговоры о строительстве канала ведутся в Таиланде с 30-х годов прошлого столетия, но дальше них дело пока не идет

Официальные Китай и Таиланд категорически отрицают причастность к проекту строительства канала Кра через южную часть Таиланда, который связал бы Южно-Китайское и Андаманское моря и стал бы альтернативой Малаккскому проливу. Очередной шум вокруг канала возник после появившегося в гонконгских СМИ сообщения о подписании между Китаем и Таиландом меморандума по этому проекту.

Сам проект, стоимостью, предположительно, 28 миллиардов долларов и сроком на 10 лет, предполагает строительство канала в самой узкой части перешейка Таиланда в районе Кра, ширина которого 44 километра. Однако из-за гряды холмов высотой до 75 метров канал придется строить в обход, с предположительной длиной от 50 до 100 километров. Канал сократил бы путь между Тихим и Индийским океанами на 1200 километров. Предлагаемые максимальные размеры канала составляют 33 метра глубины и 500 метров ширины ложа, что позволит пропускать суда максимальных размеров.

Разговоры о строительстве такого канала ведутся в Таиланде с 30-х годов прошлого века, но пока дальше собственно разговоров дела не идут, и, может быть, к счастью. С Китаем, главным лоббистом канала, опасно иметь дело — его легко запустить его к себе, но выгнать потом невозможно. По сути, канал и территории вокруг него станут китайской территорией. А тайцы, как собственно, почти все азиаты, крайне трепетно относятся к своей земле. Они не могут не понимать, что строительство канала китайскими специалистами на китайские деньги, при поддержке китайского правительства, приведет именно к колонизации, к созданию китайского анклава, который рассечет Таиланд на две части. 

Стремление Китая построить этот канал объясняют более глобальной идеей строительства Нового Шелкового Пути, или желанием обезопасить критически важные для себя маршруты Восток – Азия, или общей экспансией. И последнее будет наиболее верным. Российские эксперты и аналитики объясняют идею Шелкового Пути желанием Китая снизить транспортные издержки на перевозки китайских товаров в Европу и на Ближний Восток. Звучит довольно странно, учитывая стоимость перевозок этих товаров контейнерами — дешевле только даром.

Как тогда объяснить проект Никарагуанского канала, который с экономической точки зрения вовсе не имеет смысла? Так же и с каналом Кра. Реальной необходимости в нем нет. 

Китай находится в поисках того, что называется национальной идеей. Он уже почти выработал свой главный ресурс, на котором он поднялся – дешевизна гигантской рабочей силы. Повышаются зарплаты, растет жизненный уровень, а с ними растет и стоимость произведенных в стране товаров, знаменитых чем угодно, но только не качеством.

Китаю необходимо найти возможность применения своих сил, и выбрал он экспансивный путь развития, вкладываясь в Африку, Южную Америку и куда-нибудь еще — лишь бы пустили. Причем проекты — часто крайне сомнительны с любой точки зрения.

Сейчас в Китае разразился очередной коррупционный скандал, связанный с африканскими проектами, в которые вложено огромное количество денег, а отдача минимальна.

Китай пытается утвердиться на островах и шельфе Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей, предъявляя совершенно нелепые «исторические» права на эти территории. Возникает закономерный вопрос о целях и стремлениях Китая в его отношениях с северным соседом. Китай, скорее всего, не успокоится, пока не заберет то, что он, где-то небезосновательно, считает исконно своим — юг Дальнего Востока и часть Сибири. Эти приобретения сыграют огромную мобилизующую роль в экономике и обществе в целом, собьют нарастающие кризисы и займут население грандиозной задачей по освоению новых огромных территорий.

Вопрос не столько в стремлениях, сколько в сроках и формах возврата «исконно китайских земель» их «владельцу». Китай рассчитывает, когда удобнее всего будет реализовать эту историческую мечту. Дальний восток и часть Сибири обречены.

Китаю, пока, Россия нужна в том виде, в каком она есть, — послушной марионетки. Когда наступит время и Китай решит «брать свое» — он с легкостью сделает это. Если, конечно, в России ничего не изменится.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera