СюжетыЭкономика

«Не надо делать из кильки политику»

Россия собирается запретить балтийские шпроты

Этот материал вышел в номере № 56 от 1 июня 2015
Читать
Россия собирается запретить балтийские шпроты. Работники рыбной отрасли в Латвии и Эстонии надеются, что решение Россельхознадзора неокончательно

29 мая Россельхознадзор сообщил, что в ближайшее время поставки рыбных консервов из Латвии и Эстонии в Россию будут приостановлены. Ведомство выражает обеспокоенность «системными нарушениями», выявленными на рыбоперерабатывающих заводах этих стран. Работники рыбной отрасли в Латвии и Эстонии готовы гарантировать качество своей продукции и надеются, что решение Россельхознадзора неокончательно.

В мае сотрудники Россельхознадзора проверили пять рыбоперерабатывающих заводов в Латвии и четыре — в Эстонии. Выводы инспекторов: «Невозможно признать действенной систему контроля безопасности продукции, в том числе и по бензопирену». Тут же замначальника управления по инспекционной работе Россельхознадзора Иван Пономарев сообщил: вероятность запрета на рыбные консервы «очень высока».

Сообщения о том, что в латвийских шпротах обнаружили опасный канцероген бензопирен, стали появляться еще в марте — это и стало поводом для проверки.

Что именно не так в системе безопасности контроля продукции, Россельхознадзор пока не говорит. Согласно сообщению на сайте ведомства, на следующей неделе балтийские поставщики получат подробные отчеты, в которых будут перечислены нарушения. Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт в интервью агентству «Интерфакс» пообещал, что запрет вступит в силу, скорее всего, 3—4 июня и будет действовать «до урегулирования ситуации».

«У нас все очень четко контролируется: есть все документы, все анализы, — рассказал «Новой» Кристал Кошкин, коммерческий директор компании Brivais Vilnis, крупнейшего латвийского рыбного предприятия. — Есть международные сертификаты, подтверждающие, что все необходимые процедуры пройдены. Мы не смогли бы получить их, если что-то было бы не так. Так что посмотрим, что там нам приписали».

Правда, по словам Кошкина, в их компании «понимали, что все возможно после введенного эмбарго», и готовились к такому сценарию — «начали осваивать другие рынки». Напомним: согласно продуктовому эмбарго, утвержденному правительством в августе прошлого года, в списке запрещенных к ввозу товаров оказалась большая часть рыбной продукции из стран ЕС — в том числе живая, свежая, охлажденная, мороженая, сушеная, соленая и копченая рыба, рыбное филе. Шпроты — главная визитная карточка рыбной промышленности Латвии и Эстонии — тогда под запрет не попали, как и все виды рыбных консервов.

Еще в сентябре 2014 года, комментируя вступившее в силу продовольственное эмбарго, мэр Риги Нил Ушаков заявил, что запрет на рыбные консервы будет «ударом для Латвии».

«Если говорить о пропорциях, то это будет снижение еще где-то на 20 процентов от объемов существовавшего до эмбарго экспорта из Латвии в Россию», — посчитал Ушаков.

О важности российского рынка говорят и сами работники латвийской рыбной промышленности.

«Речь идет о больших объемах продукции, — поделился с «Новой» председатель общества «Рижские шпроты» Имант Цирулис. — Это всегда был наш главный рынок еще со времен Советского Союза. По объему импорта латвийских шпрот Россия занимает первое место».

Говорить о причинах и последствиях решения Россельхознадзора, по мнению Цирулиса, пока рано — он надеется, что сообщение ведомства не означает окончательное решение.

Для Эстонии запрет на экспорт своих консервов в Россию будет менее болезненным, чем для Латвии, считает президент Эстонского рыбного союза Вальдур Ноормяги. Основной удар уже пережили в прошлом году, когда запретили ввозить свежую и мороженую рыбу. «До эмбарго Россия импортировала около 35 тысяч тонн в год свежезамороженной кильки и салаки из Эстонии, — рассказал «Новой» Вальдур Ноормяги. — Она была очень хорошим рынком. Что касается консервов — на них больше специализируется Латвия. У нас сейчас только один консервный завод, чья деятельность не так зависит от России».

Российские чиновники уже не в первый раз предъявляют претензии к качеству балтийских рыбных продуктов. Так, в 2006 году Россия на два года запретила латвийские шпроты из-за наличия в них все того же бензопирена. А в 2013 году Россельхознадзор временно ограничил ввоз рыбы из Эстонии — после того, как российские инспекторы обнаружили, что на некоторых предприятиях рыба прошла не все лабораторные исследования.

По словам Вальдура Ноормяги, он несколько раз присутствовал при подобных проверках Россельхознадзора. «Раньше было по-другому, — говорит он. — Инспекторы ходили, смотрели, потом составляли акт сразу на месте. А теперь они все посмотрели, никаких замечаний не было, никаких бумаг не подписывали, уехали в Москву и уже оттуда прислали акт».

Президент Эстонского рыбного союза уверен, что причина запрета — надуманная. «Эстония экспортирует рыбные консервы в 57 стран мира — проблемы только с россиянами, а именно с Россельхознадзором, — рассказывает Ноормяги. — Всегда можно найти бензопирен или лабораторные недостатки. Самое интересное, что мы не раз общались с вашими чиновниками из Россельхознадзора — просто так, по-дружески, — они говорят: вы же понимаете, от нас этого требуют. Ну что тут скажешь? Я такого мнения: не надо делать из кильки политику».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow