СюжетыОбщество

«Спасибо» деду

Как остался без жилья ветеран войны и труда

Этот материал вышел в номере № 56 от 1 июня 2015
Читать
Как остался без жилья ветеран войны и труда
Изображение

Ивану Михайловичу Кушову — 86. Он живет в небольшом деревянном доме на улице Молодой Гвардии в самом центре Кирова. Вокруг — элитные коттеджи. Во дворах Infinity и Porsche. Вятская Рублевка. Дом Кушова на соседние не похож: покосившийся, с самодельной крышей, вместо сигнализации — собака.

— Этот дом мой отец построил еще в 1926 году, — рассказывает Кушов. — А в 1932 году его репрессировали: спрятал здесь гонимых монахинь Февронию и Серафиму. Большевики отобрали у нас 15 соток земли и права на дом. Жить, правда, разрешили. Перед смертью отец завещал мне отобранное вернуть.

В 1944-м (в 16 лет) Кушов пошел работать слесарем на железную дорогу. Даже школу не успел закончить.

В 1973 году государство наградило его званием «Ветеран труда», а в 2003-м признало ветераном войны.

Попытки вернуть землю и дом, которые Кушов начал предпринимать после реабилитации отца в 1989 году, успешными не были. Суды не вставали на сторону ветерана, ссылаясь на то, что принадлежавшая его семье земля муниципализирована. В 2007 году Иван Михайлович познакомился с риелтором Артемом Васениным. Вместе с братом Кушов продавал дом матери. Сделка, которую вел Васенин, прошла чисто.

— Уже тогда я советовался и показывал риелтору документы на дом, — говорит Иван Михайлович. — Тот хвалился своими связями с депутатами. А в 2013 году, спустя шесть лет, сам приехал и сказал: «Дед, надо восстанавливать справедливость».

Для восстановления справедливости риелтор попросил Кушова выписать на его имя доверенность.

— Я сразу сказал: только не вздумай приватизировать дом. Хочу, чтоб государство вернуло землю и дом через суд. Как реабилитированному. Все же это дом, который построил мой отец. Мы пошли к нотариусу. Там я взял с Васенина расписку, что приватизировать и продавать дом он не будет. Когда дело дошло до подписания документов, я хватился очков — было слишком мелко написано. Нотариус успокоила и сказала, что бояться мне нечего: доверенность формальная. Я подписал документ, не читая.

— Спустя две недели Васенин вновь приехал ко мне и сказал, что разводится с женой. Попросил меня его выручить, — продолжает Кушов. — Говорит: «Давай, чтоб не потерять при разводе деньги, я их на твою сберкнижку положу». Я подумал, почему не помочь человеку, который мне помогает? В феврале прошлого года снова съездили в банк — Васенину нужно было снять какие-то деньги.

3 февраля 2014 года появился договор купли-продажи принадлежащего Кушову дома. Ветеран, правда, узнал о нем лишь в августе 2014-го, когда не смог найти среди своих документов расписки Васенина о неприватизации.

— Я пошел к юристу, который живет напротив, послали запрос и получили выписку из ЕГРП о том, что дом продан ООО «ОКС завода ОЦМ», — говорит Иван Михайлович.

Ветеран написал заявление в полицию о том, что его обманули, но получил отказ в возбуждении уголовного дела.

Прокуратура Первомайского района постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменила.

1 декабря 2014 года следователь полиции Шкурко С.В., ознакомившись с материалами дела, установил: «Неизвестный, имея умысел, направленный на завладение квартиры Кушова И.М, решил путем обмана завладеть квартирой по адресу: г. Киров, ул. Молодой Гвардии, д. 6 «д». С этой целью неизвестный, находясь в помещении ОАО «Сбербанк России», введя престарелого Кушова И.М. 1928 г.р. в заблуждение относительно своих истинных намерений под предлогом подписания доверенности на представление интересов Кушова на приватизацию квартиры, путем обмана убедил последнего подписать договор купли-продажи квартиры по адресу г. Киров, ул. Молодой Гвардии, д. 6 «д», принадлежащей Кушову И.М. на праве собственности, в результате чего лишил Кушова права на жилое помещение, передав квартиру во владение ООО «ОКС завода ОЦМ». Тем самым неизвестный путем мошенничества причинил Кушову материальный ущерб на сумму 7 млн 200 тыс. руб, который является особо крупным размером. Принимая во внимание эти данные, постановил возбудить уголовное дело признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ».

В ходе расследования в качестве свидетеля был допрошен и риелтор Васенин. Вот что по этому поводу говорится в материалах дела:

«В ходе дополнительной проверки установлено, что Васенин действительно оформлял сделку по продаже дома Кушова. В ходе оформления Кушов и Васенин оговорили условия сделки по продаже дома. Кушов назвал сумму в 5 млн рублей (со слов Васенина), которая необходима ему от продажи дома. В дальнейшем Васенин продал указанный дом ООО «ОКС завода ОЦМ» за 7 млн 200 тыс. рублей. Деньги были переведены на счет Кушова. 5 млн из указанной суммы были сняты и переданы Васениным Кушову. Оставшиеся 2 млн 200 тыс. руб. Васенин перевел в счет погашения своих долговых обязательств третьим лицам».

«Новой газете» выйти на связь с риелтором Васениным не удалось. Кушов не знает его телефон, а следствие его не разглашает, ссылаясь на закон о персональных данных.

Тем временем, пока идет расследование уголовного дела, ООО «ОКС завода ОЦМ», новый собственник дома, выиграло суд о выселении Ивана Михайловича. Пока это решение суда первой инстанции, и его будут обжаловать, но перспектива оказаться на улице для 86-летнего ветерана становится все реальнее.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow