Сюжеты

Обратный эффект

Фото: «Новая газета»

Общество

Для школьников России экзамены после 9-го класса обязательные экзамены — русский, математика и два по выбору. В Татарстане уже четвертый год девятиклассники сдают и татарский язык. Без выбора, обязательно. Помогает ли это школьникам полюбить родной язык?

Диана СУЛЕЙМАНОВА, одиннадцатиклассница

Для школьников России экзамены после 9-го класса обязательные экзамены — русский, математика и два по выбору. В Татарстане уже четвертый год девятиклассники сдают и татарский язык. Без выбора, обязательно. Помогает ли это школьникам полюбить родной язык?

В республике стремятся развивать национальный язык, но большинству его надо не развивать, а начинать учить с нуля. В законе прописано: долг каждой семьи научить ребенка говорить на национальном языке, и система образования не хочет считаться с тем, что далеко не во всех семьях этот долг готовы выполнить, потому что просто не пользуются повседневно татарским языком или совсем не знают его.

В Татарстане детей с 1-го класса распределяют на две группы: группу татар и группу русскоговорящих. Распределяют по простому критерию — по фамилии, совсем не учитывая того факта, говорят ли в семье на татарском языке и могут ли помочь ребенку. В учебном плане прописано: «В связи с разноуровневостью программ обучения татарскому языку и литературе в школах (классах) с русским языком обучения класс делится на две группы вне зависимости от наполняемости». Но в просьбе ребенка с татарской фамилией перевести его в русскую группу учителя отказывают, даже если в семье на татарском не говорят. Причина в том, что группы должны быть примерно равными. А еще для галочки… надо показывать, что тех, кто язык учит на углубленном уровне, не меньше, чем тех, кто на базовом.

Для учеников — это беда. Различия уровней обучения и требований к ученику колоссальные: на базовом начинают с нуля, а углубленная татарская программа рассчитана на то, что ребенок владеет разговорным языком.

Детям из татарских групп без базовых знаний очень тяжело, а дома с заданиями из современных учебников, которые учат грамматике, не могут помочь своим внукам даже бабушки, родившиеся в деревне и говорящие на родном языке вполне свободно.

Неприязнь к урокам татарского растет еще и потому, что ради подготовки к основному государственному экзамену по этому предмету стали сокращать количество часов русского языка. А ведь по русскому тоже надо сдавать ОГЭ в 9-м, а в 11-м еще и ЕГЭ.

Читайте также:

Александр Адамский — о том, почему черносотенцы от образования подвергают остракизму выдающегося педагога Александра Асмолова

Популяризация татарского языка — часть трехлетней республиканской программы «Сохранение национальной идентичности татарского народа», которая начала действовать с 1 января 2014 года. Результат ее реализации власти хотят видеть в увеличении доли татар, знающих язык. По официальным цифрам — с 69 до 72%, а тех, кто признает его родным, — с 79 до 82%.

Кроме Татарстана, ни в одной республике не сдают после 9-го класса обязательный экзамен по национальному языку.

В законе о языках народов Республики Адыгеи есть утверждение: «Никто не вправе навязывать человеку изучение того или иного языка помимо его воли». В Чувашии, например, чувашский язык тоже учат все школьники, но все — с нуля, и к ребенку, в семье которого на этом языке не говорят, требования в процессе обучения мягче.

Изучение татарского языка в объеме русского, насильственное включение с 1-го класса в продвинутую группу по языку, обязательный экзамен в 9-м классе, — все это, старшеклассники уверены, — не лучшие способы сохранения языка. Большинство школьников, не задумываясь, говорят, что самый нелюбимый предмет — татарский язык.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera