СюжетыПолитика

«Наш митинг на самом деле про хамство»

Российские ученые — о том, зачем они проводят акцию в поддержку отечественной науки и фонда «Династия»

Этот материал вышел в номере № 57 от 3 июня 2015
Читать
Российские ученые — о том, зачем они проводят акцию в поддержку отечественной науки и фонда «Династия»
Изображение

Московские власти согласовали митинг в поддержку фонда «Династия», спонсирующего науку и просвещение в России. Акция пройдет в эту субботу, 6 июня, на Суворовской площади.

Официально тема митинга звучит шире: «За науку и образование». В том числе и потому, что основатель фонда «Династия» Дмитрий Зимин попросил оргкомитет не поднимать его имя и название фонда на знамена. И все-таки организаторы акции считают, что большинство участников выйдут на улицу от возмущения именно тем, как обошлись с «Династией».

Напомним: 25 мая Минюст включил фонд Зимина «Династия» и организацию Евгения Ясина «Либеральная миссия» в список «иностранных агентов». Фактически «Династию» заклеймили «агентом» за то, что частные средства Зимина, на которые живет фонд, хранятся за рубежом. А «Либеральную миссию» — за то, что ее финансирует «Династия». Зимин на это заявил, что тратить свои личные деньги под маркой «неведомого иностранного государства» не будет и прекращает финансирование фонда. Оспаривать решение Минюста в суде меценат отказался. Он готов продолжить финансирование «Династии» только в том случае, если министерство отзовет свое решение и извинится перед ним.

Но вместо извинений Зимин получил от Минюста иск. Чиновники просят суд оштрафовать «Династию» за «нарушение порядка деятельности НКО — «иностранного агента». Заседание состоится 17 июня.

Вдобавок на «Династии» и ее благотворителе потоптались энтэвэшники. Зимина назвали «кошельком российской оппозиции» и поставили вопрос ребром: «Тот факт, что их семья (Дмитрия Зимина и его сына Бориса.Н. Г.) финансирует политиков, общественных деятелей и оппозиционные СМИ, особо не афишируется. Но подозрения такие есть. Взять, к примеру, Навального. Новые машины, личная охрана, дорогие рестораны. Откуда все это?»

Но и тех, кто подставил Зиминым плечо, оказалось немало. За «Династию» вступились Совет по правам человека при президенте, Уполномоченный по правам человека Элла Памфилова, глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, президент РСПП Александр Шохин, Общество научных работников, сообщество академиков и членов-корреспондентов РАН, Совет по науке и Общественный совет при Министерстве образования, издательство Corpus. Почти все они призвали пересмотреть закон об «иностранных агентах». Общественное негодование дошло до самого верха. Президента на закрытой встрече с бизнесменами спросили о судьбе организаций Зимина и Ясина. Он ответил, что не знает, почему эти организации были включены в реестр «агентов», и что «нужно посмотреть».

Заявители акции на Суворовской площади, «действующие» ученые и преподаватели, уже насмотрелись — на то, что происходит с просвещением в России. Эти интеллигентные люди предлагают выразить более решительный протест.

«Новая» спросила ученых, что означает возможное закрытие «Династии» для науки и для них лично. И о том, прислушаются ли они к просьбе Дмитрия Зимина.

Изображение

— Инфраструктурная поддержка науки (школы, лекции, конференции молодых ученых), которую оказывает «Династия», — образцовая. Если «Династия» поддерживает какую-то конференцию, то это значит, что ведущие эксперты посмотрели ее программу, ее историю, репутацию. Это знак качества. В отличие от многих других фондов и тем более госконтракта. Потерять это было бы очень обидно.

А столько, сколько делает «Династия» для просвещения вообще, в России не делает никто. Именно «Династия» задала моду на научно-популярную литературу. Больше половины научно-популярных книг издаются при поддержке этого фонда.

Летняя биологическая школа для старшеклассников, которую делает «Династия», — это помимо лекций и семинаров две недели настоящей лабораторной работы для почти сотни детей со всей страны. Закрытие «Династии» станет колоссальным ударом по детям, которые в эти школы ездят.

Нам, в оргкомитет митинга, передали просьбу Дмитрия Борисовича Зимина не посвящать митинг исключительно фонду. Я ему искренне сочувствую. Получить за то доброе, что он сделал, такой плевок в лицо — это трудно вынести. Я понимаю, что ему хочется обо всем этом забыть. С другой стороны, «Династия» — это уже больше, чем Дмитрий Борисович, при всем к нему уважении. «Династия» — это люди, которые… Грубо говоря, я — «Династия». Я преподаю на этих летних школах. В апреле я был в Калининграде на Фестивале науки, который поддерживал фонд Зимина. Те, кто меня там слушал, — это «Династия». Те, кто читают изданные этим фондом книжки, — это «Династия». Самый западный из Фестивалей науки был в Калининграде, а самый восточный — в Петропавловске-Камчатском. Такая география. Все эти люди имеют право высказаться.

Наш митинг на самом деле про хамство. Про то, что ученым хамить нельзя. Никому нельзя хамить. Но я склонен полагать, что ученым нельзя хамить в особенности.

Я не знаю, кто может повлиять на решение Зимина прекратить финансирование фонда. Этот митинг не есть способ надавить на жалость или на его ответственность.

Все предыдущие идиотские решения Минюста как-то прожевывались обществом. Никто не удивился, когда «ГОЛОС» и «Мемориал» объявили «агентами». А с «Династией» поднялся колоссальный, уже международный, скандал. Вышла статья в Nature, вышла статья в Science — это два главных научных журнала. И еще будут. Высказался Совет по науке при Министерстве образования. Высказался Общественный совет при Минобрнауки: почти все проголосовали за письмо с требованиями, во-первых, немедленно отменить решение по «Династии», а во-вторых, коренным образом пересмотреть сам закон, если он позволяет такого сорта решения принимать.

Если они не полные идиоты, они найдут способ эту ситуацию погасить, сохранив лицо. Вопрос только — как они после этого будут извиняться перед Зиминым и перед всеми остальными.

Изображение

— Для науки возможное закрытие «Династии» — это в первую очередь увеличение утечки мозгов. Дело даже не в премиях или стипендиях, которые давал фонд (хотя зарплаты у нашего научного цеха довольно низкие). Для молодого ученого самое главное — наличие перспектив. В этом смысле прекращение работы «Династии» — удар по этому ощущению перспективы. Причем если бы Дмитрий Борисович Зимин сказал, что больше не хочет поддерживать фонд по каким-то своим причинам, мы бы приняли это и сказали ему большое спасибо. Но то, как именно это все происходит, с каким цинизмом и лицемерием государство фактически уничтожает фонд, говорит о том, что наука этой власти, видимо, не нужна.

Без «Династии» не будет конкурсов молодых ученых, которые очень сильно мотивируют. В жюри этого конкурса входят математики мировой величины, и получить награду от такого жюри — большая честь.

Я чрезвычайно сочувствую Дмитрию Борисовичу, что он оказался в центре такой заварухи. Передача на НТВ не лезет ни в какие ворота. Понимаю его нежелание участвовать в громком общественном обсуждении. На мой взгляд, вся эта вакханалия, особенно в телевизоре, никак от нас не зависит, и мы не можем ее уменьшить — будет митинг или нет. Но по крайней мере мы можем выразить слова поддержки. Мне кажется, что для «Династии» было бы хорошо, если эти слова сейчас прозвучали бы громко, четко, с помощью разных инструментов: не только в виде открытых писем, но и в виде более решительного протеста.

Изображение

— Это в первую очередь — оскорбление. Указание богатым и успешным людям на то, что их инвестиции в Россию не приветствуются, в отличие от инвестиций в недвижимость штата Флорида. В Штатах на средства инвестиций, подобных вложениям Зимина в «Династию», существуют наиболее влиятельные и почтенные частные университеты. Это возможно только в том случае, если среди бизнес-элиты имеется консенсус о том, что жертвование денег университету повышает ваш социальный капитал в большей степени, чем строительство дворца в сто комнат.

Важно, что «Династия» закрывала собой те направления, которые государство в лице Минобрнауки, Федерального агентства научных организаций и Российского фонда фундаментальных исследований не могли и не умели эффективно администрировать. Это премии и именные стипендии для студентов и молодых ученых (я был таким стипендиатом в 2003 году), книгоиздательские программы и просветительская деятельность. И даже если общий годовой объем средств — 10 млн долларов — не так велик по сравнению с 1,5 млрд долларов, составляющих бюджет ФАНО, то эффективность расходования этих средств была безмерно выше, а объем бюрократической работы для их получения — в разы меньше (знаю на собственном опыте взаимодействия с РФФИ и «Династией»).

Несмотря на нейтральную позицию, которую пока занял сам фонд, я считаю, что мы все же вольны высказывать свою точку зрения на то, что заставило нас выйти на улицу. А я никогда бы не пошел митинговать «за повышение зарплаты ученым» — это как-то неприлично. Моя мотивация участвовать в митинге связана исключительно с личностью Зимина.

Изображение

— Большое количество молодых ученых, которые работают в России и не уезжают, теперь, если появится возможность, уедут. Более того, на это будут ориентироваться старшеклассники, которые ездили в летние школы, организованные «Династией». Они будут понимать, что делать науку в России невозможно. И дело не в политике, а в том, что нет нужных специалистов, нужных приборов, нужных лабораторий. У государства нет на это денег.

Это шаг в средневековую тьму. И, судя по реакции власти, она понимает, что делает, и считает, что ей опасно просвещение. Дело «Династии» — это не ошибка. Иначе не появился бы сюжет на НТВ, а заместитель министра культуры Аристархов не говорил бы про другие фонды, которые приносят в Россию чуждые ценности.

Насколько я понимаю, просьба семьи Зиминых не упоминать на митинге «Династию» была временной эмоциональной реакцией. Они не хотели бы — и я полностью согласен с этой позицией, — чтобы это был митинг именно в защиту «Династии» и Дмитрия Борисовича Зимина. Ведь проблема не в том, что в список из 60 «иностранных агентов» внесен 61-й, и это ошибка, а все остальные — это ничего. Системная проблема в самом законе. В тот же день в список «иностранных агентов» была внесена «Либеральная миссия» Евгения Ясина, которая тоже занималась просвещением. Поэтому это митинг с более общей повесткой — о науке и просвещении вообще. Мы с уважением относимся к просьбе Зимина. Но у тех, кто участвовал в школах, получал гранты, у лауреатов конкурсов, у читателей книжек, — у них есть определенный запрос на протест против того, что творится с «Династией». Это не только история Зимина. Это история многих людей.

Возможно, в резолюции не будем говорить прямо о «Династии», но никто не будет отбирать плакаты с упоминанием имени Зимина или с названием фонда. Есть идея: вместо плакатов прийти с книгами, которые были изданы при поддержке «Династии».

Изображение

— Для науки проблемы «Династии» означают немедленный отъезд этим летом за границу большого количество ученых, в том числе моих близких друзей. Это удар по мотивации людей, которые что-то делают бескорыстно, идейно. Люди, которые делают карьеру, не уедут. Уедут те, кто в своей ежедневной работе зависели от грантов «Династии».

Я уверен, что просьба Дмитрия Борисовича минимизировать упоминание «Династии» на митинге — это скромность. Он знает, что проблема с финансированием науки и просвещения в стране — системная.

Записал Никита ГИРИН, «Новая»

Евгений Ясин: «Если мы закроемся, будет вредно для страны»

— Никаких связей с зарубежными организациями у нас не было: разве что дискуссии с ними проводили. Деньги, которые нам предоставляет Зимин, — отечественные. У нас есть основательная и долгая дружба с Зиминым и его «Династией», я считаю его важной и полезной фигурой в нашей общественной жизни, он проводит обширную кампанию по поддержке российской науки — и поддерживает нашу «Либеральную миссию».

Политической деятельностью занимаются организации, которые борются за власть. А наша задача связана с политологией, оценкой политической ситуации, экономической наукой, с тем, какие результаты были в стране после победы реформ и в каком направлении страна развивается. Это научная и просветительская деятельность. Но главное, что и политическая деятельность, и политические исследования разрешены нашей Конституцией!

Не могу назвать настоящей причины этих обвинений. Но закон об «иностранных агентах» был принят, чтобы уничтожать оппозиционную нашему правительству деятельность, чтобы не повторилось то, что было перед президентскими выборами 2012 года. Мы же пытались поддерживать завоевания либеральных реформ и сталкивались с организациями, которые, напротив, поддерживали нынешнюю власть. А я могу себе представить, что есть определенные установки у наших органов госбезопасности: организации и фонды, которые могут выражать свое мнение и проявлять независимость, заслуживают преследования. Тем более что сейчас задачи, которые должна решать Россия в новых условиях, требуют именно что либеральных действий. Нужно взаимодействовать с развитыми странами и международным сообществом. Происходит иначе.

Мы будем бороться. Если будет судебное решение, чтобы прекратить использование этих денег, — будем продолжать работать. Если суд обяжет нас закрыться — нам придется подчиниться, но это будет вредно для страны.

Записала Наталия ЗОТОВА, «Новая»

От редакции.Мы считаем необходимым предоставить на страницах газеты место для прямой речи Евгения Григорьевича Ясина и Дмитрия Борисовича Зимина — людей, которые в течение десятилетий работали на Россию и вопрос о прижизненной реабилитации которых от статуса «иностранных агентов» или тем более врагов страны мы должны ставить сегодня.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow