Сюжеты

Сафари с ящерами

Российские экраны погружаются в «Мир юрского периода»

Фото: «Новая газета»

Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

Российские экраны погружаются в «Мир юрского периода»


«Мир Юрского периода». Кадр: Kinopoisk.ru

Нет, не забыл волшебный дядюшка Спилберг о своей любимой киноигрушке. А многие уж подумали: ну какие динозавры в век нанотехнологий? Да обыкновенные, нанотехнологические, генно-модифицированные, превращенные учеными  в прожорливое живое оружие массового поражения.

 22 года прошло с момента первого величайшего киноприключения всех времен.  Премьера «Парка юрского периода» — самого успешного на то время фильма — запустила кинематограф в новое аттракционное путешествие. Спецэффекты, окончательно перестав быть статистами в кинозрелище, пробились-таки на главные роли. Компьютерные ящеры неслись под проливным дождем… прямо к сердцу зрителя. Став революционным технологическим прорывом,  картина породила целую медиафраншизу («Парк юрского периода 2: Затерянный мир» (1997) и «Парк юрского периода 3» (2001). Потом был долгий перерыв, но на самом деле подготовка, хоть и с передышками, к новому старту «юрасика»  продолжалась почти 15 лет!

И вот компьютеризировавший доисторическое прошлое парк вновь распахнул ворота. Добро пожаловать на остров, где вам ни на минуту не дадут покоя: на два часа авторы гарантируют зубодробительное (в хорошем смысле) приключение.

Огромное яйцо на подставке словно вылупливается из самого экрана, покрывается трещинами, из которых появляется коготь… потом желтый глаз, который нас пристально рассматривает: «Вам уже страшно? Мне еще нет».   

 Вместе с 20 тысячами жизнерадостных посетителей оказываемся на острове Нублар на побережье Коста-Рики в парке, придуманном доктором Джоном Хэммондом. И здесь есть чему радоваться. Водные шоу с мозазаврами наподобие дельфиньих, в вольерах и на воле бегающие и летающие птеродактили и прочие клоны доисторических зверей размерами от мартышки до слона, голографические и 3D-модели, неотличимые от живых непредсказуемых существ. Зрелищное сафари ХХI века переносит нас на миллион лет назад.


«Мир Юрского периода». Кадр: Kinopoisk.ru

Впрочем, владельцы парка, забыв о давних страхах,  вновь озабочены исключительно прибылью. Амбициозная  Клэр Диринг (Брайс Даллас-Ховард) — главный менеджер, поддерживает идею создания с помощью генной инженерии новых видов динозавров. Очередное творение  Индоминус Рекс, безжалостный и чрезвычайно хитроумный ящер (взрывная смесь раптора с древесной лягушкой, каракатицей… и дьявол знает еще с чем), откусивший голову брату-близнецу, превращается в машину для убийств и отправляется на большую (с учетом количества посетителей парка) охоту. Многометровая крошка (как тут не вспомнить Франкенштейна) вырывается на свободу… в тот самый момент, когда к Клэр приезжают погостить ее племянники. И если бы не дрессировщик рапторов, бывший морпех Оуэн Грэйди (Крис Прэтт)…

В общем, в этом фильме всем, включая зрителей, «не поздоровится». Потому что джунгли, вросшие в хромакей, 3D-модели и аниматроника всего живого мира работают как самостоятельный аттракцион. Два часа в реликтовом парке в «приключении на выживание»  пролетают как миг. Впавший в детство зритель барахтается в кошмарно-сладкой песочнице первобытной фантастики.

Несемся по джунглям мимо птерозавров и велоцирапторов вместе с двумя мальчишками в прозрачной гироскопической пуленепробиваемой капсуле. Но на каждое непробиваемое стекло найдется свой коготь.

Опасный в своей непредсказуемости «юрасик-мир» призван напомнить людям, что и сама наша планета-подросток юна, незрела и опрометчиво безрассудна.

Режиссер Колин Треворроу («Безопасность не гарантируется») — избранник продюсера Спилберга (и его знаменитых сопродюсеров Фрэнка Маршалл, Патрика Кроули)  в целом оправдал доверие: фильм, может, и не является новым прорывом, но сам по себе оказывается «парком развлечений». Безусловно, ему можно предъявлять целый список претензий.

В сценарии есть «потерянные линии» (как вброшенная и забытая информация о разводе родителей юных героев), есть нарочитое морализаторство (брат должен помогать брату, тетя полюбить племянников, а «люди должны держаться вместе: мало ли что»), характеры большей частью уплощены и комиксово схематичны (бодрые и глупые мультимиллионеры, злобные шаржированные милитаристы, непобедимые  морпехи).

Авторы не ставят перед героями (и перед зрителями) неразрешимых этических проблем. Им некогда — надо успеть как-то сладить с угрожающей жизни тысяч людей огнедышащей «бомбой» с капающей с драконьих зубов кровью.

Надо сказать, нынешний год — чемпион по производству уже знаменитых блокбастеров. Конвейер работает практически бесперебойно. Седьмой «Форсаж», очередной  «Безумный Макс», «Мстители…», на подступах пятая «Миссия невыполнима», «Терминатор: генезис» и новая глава «Фантастической четверки»,  осенью нас ждет 24-я (!) встреча с неотразимым (во всех смыслах) агентом ее величества Джеймсом Бондом. Не за горами новые «Голодные игры», а кульминацией праздника хитов могут стать «Звездные войны: Пробуждение силы». Зритель знает наверняка, на какой аттракцион покупает билеты. И покупает!

Сила современной киноиндустрии, адресованной прежде всего тинейджеру, — в зрелищности и деньгах. Точнее, в их круговороте. Так что «готовьте ваши денежки» и пристегните памперсы: show must go on!

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera