КолонкаПолитика

Вопрос Рашкину. Должен ли коммунист непременно быть сталинистом?

Этот материал вышел в номере № 60 от 10 июня 2015
Читать

От законодательных запретов все устали настолько, что сегодня при любом упоминании о Госдуме следует понятный ассоциативный ряд: взбесившийся принтер снова вернулся на большую дорогу. Однако мы все же должны сохранять хладнокровие и в эти запретные времена. Важно не только возмутиться очередной инициативой депутатов, но и постараться ее осмыслить, а еще — задать правильные вопросы. Почему, например, запрет касается этой вещи, а не другой, и какой в этом политический смысл. По текущему набору запретов мы теперь в отчаянии гадаем, в какую сторону двинется страна.

Одна из диких инициатив (а какая инициатива сегодня не дикая?) — это законопроект КПРФ за авторством депутатов Валерия Рашкина и Сергея Обухова, крупных деятелей российского коммунистического движения. Законопроект предлагает введение уголовной ответственности за сравнение коммунизма и нацизма. Соответствующие поправки Рашкин и Обухов хотят видеть в статье 354.1 Уголовного кодекса о запрете реабилитации нацизма, которая, в свою очередь, была принята только в прошлом году. Коммунисты считают, что «при угрозе наступления тяжких последствий» наказание по этой статье должно составить до 10 лет лишения свободы с поражением в правах на три года.

Обозреватель «Новой газеты» Борис Вишневский уже давал свой анализ этой, с позволения сказать, новелле. Ценные замечания сделал и историк Алексей Миллер в своем недавнем интервью для нашего издания. Думаю, Миллер четко сформулировал проблему. Сравнивать, вообще говоря, можно что угодно, и предлагать уголовное наказание за подобное мыслепреступление — это верх правового невежества. Но при этом сравнивать — еще не значит ставить знак равенства, это значит приглашать к дискуссии о нашем прошлом.

Перспективы законопроекта пока туманные — есть вероятность, что даже в нынешней Думе он будет признан абсурдным и поддержки администрации президента не получит. Но желание использовать законотворчество как способ сведения счетов со своими политическими оппонентами все равно становится приметой времени. Вы нас, коммунистов, критикуете, аналогии разные проводите? А мы вам, вольнодумцы, в ответ законопроект и 10 лет тюрьмы. Ведь решить проблему в России, как всем известно, означает просто запретить ее обсуждать. И, конечно, как и во всем нашем нынешнем политическом воздухе, наэлектризованном войной и страхом перед Майданом, в законопроекте КПРФ виден явный украинский след. В Киеве запретили коммунистический режим, приравняв его к нацистскому, а московские бдительные коммунисты уже выдвинулись на перехват: загодя криминализируем такое уравнивание, чтобы и против нас чего не вышло.

Но даже если принять во внимание все эти соображения, у меня все равно остается один вопрос к депутату Рашкину. Каждый школьник знает, что преступления Сталина были осуждены XX съездом коммунистической партии. Историки подробно исследовали эту тему и пришли к неоспоримому выводу — режим, установившийся при Сталине, занимался массовым уничтожением граждан СССР. После 1956 года многих из жертв сталинизма реабилитировали — этот процесс был начат еще в советском коммунистическом государстве. Была и какая-никакая десталинизация: тело Сталина вынесли из Мавзолея и официально сталинизм был объявлен отклонением от верной ленинской политики. То есть уже к 1956 году можно было открыто говорить, что коммунизм и сталинизм — это не одно и то же.

Так вот вопрос Рашкину: почему бы вам вместе с Обуховым, если уж непременно нужно что-нибудь запретить, не запретить отождествлять сталинизм и коммунистическую идеологию? Тем более что это давно уже так или иначе было признано деятелями КПСС. Теоретически это решило бы весь спор. Коммунисты признают, что Сталин — не их кумир и идеалы коммунизма не связаны с расстрелами и ГУЛАГом, а историки и граждане могут заниматься компаративистскими исследованиями двух кровавых режимов XX века. Все в выигрыше, и коммунистическая идея заодно на законодательном уровне окончательно прощается со сталинским наследием.

Но вот если депутат Рашкин, как можно его понять сейчас, настаивает именно на том, что сталинизм неотделим от коммунистического проекта XX века и является его существенной интегральной частью, то, боюсь, у нас всех серьезные проблемы. Это значит, что наша крупнейшая формально оппозиционная партия готовится открыто поднять флаги с изображением тирана и убийцы Сталина и пойти войной на остатки общественной жизни, прикрывая своими серпами и молотами правый фланг «Единой России».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow