Сюжеты

Умрешь — начнешь опять сначала

Чем заняться вечером, когда в запасе вечность?

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 60 от 10 июня 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Роман АрбитманНовая газета

Чем заняться вечером, когда в запасе вечность?

Телесериал: «Вечность» (Forever). США, 2015.

Жанр и действующие лица: фантастический детектив с элементами триллера, комедии и мелодрамы; среди персонажей — полицейские, криминалисты, преступники и жертвы насильст-венных преступлений.

Кто придумал: Мэттью Миллер.

Кто участвует: Йоан Гриффит («Фантастическая четверка», «Король Артур», «Уайльд»), Джадд Хирш («Обыкновенные люди», «День Независимости», сериалы «Числа», «Схватка»), Алана Де Ла Гарза (сериалы «Лас-Вегас», «Тайны Смолвилля»), Джоэль Дэвид Мур («Аватар», сериал «Кости»), Маккензи Мози (сериалы «До смерти красива», «Детектив Раш»), Кьюба Гудинг-мл. («Джерри Магуайр», «Ночь страшного суда», «Перл-Харбор», «Военный ныряльщик»), Джон Ноубл (сериалы «Грань», «Рейк»), Уильям Болдуин («Внутреннее расследование», «Коматозники», «Обратная тяга», «Щепка»).

Продолжительность: 1 полный сезон.

Читаем в новостях: как сообщает агентство Reuters, количество сотрудников американских правоохранительных органов, погибших при исполнении служебных обязанностей, увеличилось по сравнению с 2013 г. почти в два раза; всего в 2014 году в США был убит 51 полицейский... А мы смотрим сериал о нью-йоркском криминалисте, который помогает детективам вести расследования убийств. Хотя герой то и дело оказывается в смертельно опасных ситуациях, ему самому гибель не грозит, притом уже давно — более 200 лет.

Его зовут точь-в-точь, как знаменитого английского мореплавателя и пирата: Генри Морган (Йоан Гриффит). На вид ему около 35. Он носит стильные, хотя и несколько старомодные костюмы плюс обязательный шарфик на шее. Он обаятелен, остроумен, у него нет никаких проблем в общении с живыми людьми. Однако гораздо чаще ему приходится иметь дело с мертвецами: доктор Морган — медицинский эксперт департамента полиции Нью-Йорка. Вместе со своей напарницей и лучшим другом, детективом Джо Мартинес (Алана Де Ла Гарза), они раскрывают наиболее запутанные убийства.

Нет, формально доктор Морган, конечно, не может быть напарником Джо, так как не имеет полицейского значка, но на практике его помощь не ограничивается медэкспертизой. Генри — не только криминалист-профи, но и отличный сыщик. Он владеет искусством дедукции и в первой же серии демонстрирует эффектные трюки в духе незабвенного Шерлока Холмса. А еще все, кто его окружает, не могут не восхититься объемом знаний нашего героя и, главное, их разнообразием; он — дока в истории и физике, математике и  географии и т.п. Столь же удивительны и внезапные пробелы в его познаниях: он скверно разбирается в американской массовой культуре и даже, вообразите, не знает, кто такой Индиана Джонс!

При желании эти странности можно списать на увлеченность доктора Моргана наукой и объяснить их (хотя бы отчасти) его британским происхождением: по официальной версии, он перебрался в Штаты сравнительно недавно, около полутора десятилетий назад. Но на самом деле все проще — и фантастичней: Генри родился в далеком 1779 году, в 1814 году был убит, воскрес и с той поры обрел бессмертие. Его тело не стареет, и если вдруг он погибнет, то уже через несколько минут возродится. Причем наш герой обладает неограниченным числом жизней. Сколько раз его ни убивай, он все равно с поразительным постоянством вернется в мир людей: вынырнет голышом из ближайшего водоема...

Тут нам придется сделать паузу ради небольшого, но важного исторического экскурса. В ХХ веке герои англоязычных сериалов о сыщиках могли быть более-менее обычными людьми — ну разве что с припрятанным в рукаве небольшим козырем: талантом, горьким опытом, редкостной отвагой или обостренной интуицией. В новом столетии число качественных сериалов вырастает в разы, а значит, обостряется конкуренция между каналами. В борьбе за потенциальную аудиторию продюсеры часто вынуждены прибегать к экзотическим мотивациям и диктовать сценаристам новые правила. Если у героя нет культового статуса (как у Холмса), то спасти его может мощный бонус, заложенный в сюжет.

Кем может быть сегодня сериальный сыщик? Да практически кем угодно! Криптоманьяком («Декстер») или миллионером («Жизнь как приговор»), телепатом («Читающий мысли») или гостем из будущего («Жизнь на Марсе»), параноиком-визионером («Рэйнс») или чародеем («Детектив Дрезден»), роботом («Почти человек») или вампиром («Лунный свет»), непревзойденным американским математиком («Числа») или гениальным русским гроссмейстером («Шах и мат»). Как водится, злодеи коварны, свидетели трусливы, адвокаты ловчат, а жертвы молчат. Однако супербонусы, которыми обладают главные герои, тем или иным образом помогут сыску и восстановят справедливость. Чтобы отыскать преступника, сыщик может, к примеру, отправиться во вчерашний день («Вернуть из мертвых»), воскресить покойника («Мертвые до востребования»), переместиться из одной реальности в другую («Пробуждение»), воспользоваться природной суперпамятью («Незабываемое») или задействовать электронный чип, вживленный в мозг («Искусственный интеллект»).

Нынешний сценарист не может позволить своему герою одного: чтобы тот оставался простым смертным. Таким образом, появление среди сериальных персонажей бессмертного сыщика было предопределено. И если предыдущая попытка — полицейский сериал «Новый Амстердам» (2008) с четырехсотлетним копом —  схлопнулась после восьми эпизодов, то новый телепроект Мэттью Миллера («Чак», «Живая мишень») быстро получил заказ на полный сезон — 22 эпизода.

В сериале немало удачных сцен в стиле action, когда бессмертие героя провоцирует его бесстрашие, пугающее даже видавших виды злоумышленников. Впрочем, Мэттью Миллер владеет искусством еще и тонкой вышивки по сюжетной канве, предлагая зрителю множество мелких живых деталей и удачных сценарных находок. Предвидя любопытство зрителей к мелочам, автор ненавязчиво отвечает на вопросы, которые могут возникнуть по ходу просмотра. Например, как выглядит быт бессмертного и каковы его гастрономические пристрастия? Каких ухищрений ему стоит попытка имитировать старение? Как герою удается добраться до дома после очередного «водяного» воскрешения? Почему он упрямо отказывается от плодов прогресса третьего тысячелетия (в его квартире нет ни мобильного телефона, ни, например, микроволновки)?

Почти в каждой серии имеются несколько флэшбэков — картинок из прошлого героя. Мы видим, каким образом Генри погиб первый раз, как в XIX веке пережил предательство первой жены Норы (Виктория Хэйнс), которая, не поверив, отправила его в психушку на годы; почему сумел довериться Эбигейл (Маккензи Мози) — своей жене в ХХ веке. Хотя доктор Морган симпатизирует своей напарнице по расследованиям, он до самого финала сезона не рискнет открыть ей правду о себе. Так что единственный человек, который знает тайну бессмертия главного героя, — это пожилой владелец антикварной лавки Эйбрахам (Джадд Хирш), усыновленный Генри и Эбигейл в 1945 году, когда Эйб еще был младенцем. Парадоксы бессмертия! Хотя отцовские чувства Генри не угасли и для него старик — выросший мальчишка, оба вынуждены соблюдать конспирацию и для окружающих меняться ролями: кто, будучи в здравом уме, поверит, что семидесятилетний — сын тридцатипятилетнего, а не наоборот?

«Вечность» — классический процедурал с «вертикальной» композицией: в каждой серии доктор Морган распутывает одно конкретное дело, а несколько сквозных «горизонтальных» линий проходят по всему сюжету. Одна из них — общение с еще одним бессмертным по прозвищу Адам (Бёрн Горман), который, перешагнув за двухтысячелетний возраст, превратился в безжалостного убийцу. А вот тема поисков истоков бессмертия, вопреки ожиданиям, отдельную сквозную сюжетную линию не образует. То есть в первых сериях Генри еще может поговорить о возможных причинах своей сверхспособности, но вскоре эти рассуждения сходят на нет. И понятно, почему: сценаристы, похоже, не договорились о природе бессмертия Генри. Если дело в неизвестных биологических законах, то почему, например, с места очередной смерти героя вместе с ним пропадает и его одежда? Если же у этого явления природа чисто мистическая, то постигнуть ее с помощью лабораторных опытов — занятие бессмысленное: надо искать не формулу, но заклинание...

Вероятно, зритель тоже заметил сценарную слабину и почувствовал себя обиженным. Сериал, начатый блестяще, к концу сезона стал увядать: пошли дубли флэшбэков, похожие дела, рояли в кустах и пр. К финалу рейтинги упали до минимума, и сериал, чье название в буквальном переводе означает «навсегда», не получил продления даже на второй сезон. Нового «Горца» не случилось, а жаль.

Теги:
сериалы
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera