Сюжеты

Возрождение «Дома Нащокина»

Наталья Рюрикова отстояла свою честь и достоинство

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 60 от 10 июня 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Ольга ТимофееваРедактор отдела культуры

Наталья Рюрикова отстояла свою честь и достоинство

Сопротивление — вот слово, которое почти ушло из нашего обихода.  Не говорю сейчас  об опыте самостояния, стояния за правду святых и  диссидентов,  который  в избытке накопила Россия.   И речь  не  о масштабе зла, а скорее о важности сопротивления злу любого масштаба.  Или, скромнее, — решимости отстаивать свое миропонимание и достоинство не с высоких трибун, а в житейском пространстве. С его попранием, и не только государством, сталкивается почти каждый. Но в данном случае речь идет именно о властном скандале, который спровоцировало Министерство культуры вокруг галереи «Дом Нащокина», решив выселить ее из привлекательного объекта недвижимости — особняка ХIХ века, связанного с  именем Пушкина (см. «Новую», № 63 от 11 июня 2014 г.).

Для сокрушительности претензий директора галереи, главного редактора журнала «Киносценарии»  Наталью  Рюрикову пытались уличить в наличии «коррупционных признаков в ее деятельности». Однако за 20 лет существования галерея не только прославилась выдающимися  художественными выставками, но и выиграла шесть судов, отстаивая статус исторической ценности бесценного здания. Возможно, этот опыт пригодился Рюриковой, когда она решила подать  в арбитражный суд Москвы иск к Министерству культуры о защите деловой репутации и признании не соответствующими действительности сведений о ее увольнении.

Не было человека в ее окружении, который бы не уговаривал ее отступиться. Вера во всесилие власти и в бессилие суда смяла зачатки законного сознания даже у убежденных в разумности и целесообразности  правового поведения. Однако Рюрикова  сопротивлялась и  этому дружескому увещеванию, и соблазну плюнуть на все, который вспыхивает в самом стойком русском характере. Борьба была упорной. В результате  арбитражный суд Москвы обязал Министерство культуры на своем сайте опубликовать опровержение ряда сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию бывшего главного редактора журнала «Киносценарии» и владелицы галереи «Дом Нащокина» Натальи Рюриковой.

И  какая бы юридическая волокита ни  последовала  за этим — эта история доказала: сопротивление — необходимо. Честь и достоинство — те чувства, которые крепнут в сопротивлении несправедливости. И личная ответственность каждого — не махать руками с трибун, а собственными поступками укреплять правовое сознание общества, если мы хотим  быть обществом, а не  кружками по интересам.

Очередная выставка галереи «Дом Нащокина» состоялась бы в любом случае. Но та, которая открылась  на днях в старинном особняке на Покровке, 3 (теперь связанном с именем Толстого), не случайно называется «Возрождение». Картины Владимира Любарова, Татьяны Назаренко, Ивана Лубенникова, Азама Атаханова, Андрея Ремнева, Натальи Нестеровой, Льва  Табенкина, Анастасии Рюриковой-Саймс, Александра Рукавишникова, Михаила Дронова радостно рассказывают о вечном  возрождении  жизни — всеми красками кричат о вере в ее неиссякаемые силы. Разумеется, выставка символизирует  возвращение «Дома Нащокина» в мир искусства. Остается надеяться, что сотрудничество  с хозяйкой роскошного особняка на Покровке, 3, и владелицей галереи «ARTSEVERINA» Светланой Севериной  поможет в этом,  и имя  знаменитого мецената Нащокина освятит этот союз на долгие годы. 

Лев Табенкин. «Рождение Венеры»
Иван Лубенников. «Ева»
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera