СюжетыОбщество

«Ле Бурже»: вертикальный взлет

О новинках, о тенденциях и о месте России и Украины на самом известном авиакосмическом салоне — в обзоре «Новой»

Этот материал вышел в номере № 62 от 17 июня 2015
Читать
15 июня в пригороде Парижа открылся крупнейший авиакосмический салон
Airbus A350. Фото: Том Уайт/EPA
Airbus A350. Фото: Том Уайт/EPA

15 июня в парижском пригороде Ле Бурже открывается 51-й авиасалон. Салон продлится до воскресенья, 21 июня, и примет больше 300 тысяч посетителей (из них почти половинапрофи), которые должны увидеть несколько интересных новинок.

«Небо завтрашнего дня»

Нынешний салон, который проходит в год грандиозной парижской конференции по вопросам изменения климата (ноябрь-декабрь, здесь же, в Ле Бурже), проводится под знаком борьбы за экологическую чистоту авиации.

18 июня в рамках салона откроется выставка «Le ciel de demain» («Небо завтрашнего дня»), которую откроют министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус и министр экологии Сеголен Руаяль. В этот же день состоится заседание французского государственного органа CORACСовет по исследованиям в области гражданской авиации, основная задача которого — разрабатывать решения в области сокращения авиационных выбросов.

Мировой план — снизить к 2050-му году авиа-выбросы CO2 на 50%. Задача должна быть выполнена, в основном, за счет снижения прожорливости самолетов и перехода на биотопливо, но определенные результаты должно принести и создание гибридных машин. Микроскопический вклад в дело уменьшения выбросов внесут «солнцелеты»: швейцарский Solar Impulse 2, летающий на 17000 солнечных батарей, был представлен в Ле Бурже два года назад, а этой весной начал первое в истории кругосветное путешествие.

Airbus E-Fan. Фото: Каролин Блумберг/EPA
Airbus E-Fan. Фото: Каролин Блумберг/EPA

В этом году на салоне покажут модернизированную версию двухместного гибридно-электрического самолета Airbus E-Fan, который впервые был выставлен в 2013-м здесь же в Париже. После салона, 10 июля, Airbus планирует устроить еще и показательный перелет через Ла-Манш, между городами Лидд и Кале. По заявке организаторов, это должен быть 27-минутный перелет «без единой капли топлива», хотя после модернизации автономность E-Fan удалось увеличить более чем наполовину, до 55 минут.

Через два года европейский концерн обещает выпустить уже операционную двухместную модель, еще через два — четырехместную, а в далекой перспективе — построить на основе E-Fan еще и 90-местый региональный самолет E-Thrust.

Но для этого всем нам (кто сможет) придется набраться терпения и подождать 2050 года. Впрочем, почему бы и не подождать: по словам технического директора концерна Жана Ботти, с E-Fan «начнется новая эра в авиации».

6-7 миллиардов человек в год

Homo touristicus все труднее усидеть на месте: эта тенденция началась в 90-х, но она еще далеко не на пике. В 1960-м люди совершали 100 миллионов перелетов в год, в 2013-м — уже 3 миллиарда, а к 2030-му должны совершать 6 миллиардов. Такие данные за несколько дней до салона опубликовало французское агентство Argon Consulting.

«Поставленные перед этой перспективой, авиапроизводители меняют промышленную стратегию (и свою, и поставщиков), делая упор на пошаговое улучшение существующих моделей и ускорение процесса производства», — утверждает Argon Consulting.

Основную нагрузку по производству и распределению прибыли в отрасли по традиции возьмут на себя Airbus и Boeing.

Патрон гражданского крыла Airbus Фабрис Брежье 12 мая выдал прогноз компании на будущее. Airbus предвидит ежегодный рост мирового авиационного рынка на 4% в ближайшие двадцать лет; авиакомпаниям за это время понадобится примерно 32600 новых самолетов (на 100 мест и более).

Чуть раньше примерно такой же прогноз выдала конкурирующая лавочка. Вице-президент компании «Боинг — гражданские самолеты» Рэнди Тиссет рассказал, что через двадцать лет парк коммерческих самолетов (Boeing включает в свою статистику машины на 30 мест и более) должен вырасти с 21600 (в 2014-м году) до 43560 машин в 2034-м.

Для этого нужно будет построить 38050 самолетов, из которых 40% поглотит азиатский рынок. Половина из этих 40% придется на Китай.

Количество пассажиров в мире, по словам Тиссета, вырастет за двадцать лет с 3 до 7 миллиардов.

Основную часть перевезут все те же Airbus 320 и Boeing 737 (модели будут только совершенствоваться), которые и сегодня перебрасывают из одной точки в другую три четверти авиапассажиров.

Boeing предвидит ежегодный рост мирового авиарынка на 4,9%, причем отмечает, что прогноз роста мог быть выше — если бы не падение числа авиаперелетов в России, вызванное ухудшением экономической ситуации в стране.

Российские павильоны

Накануне выставки французские издания упоминали о российском участии в «Ле Бурже» в трех контекстах: 1) на прошлом салоне страна представила хороший истребитель поколения 4++ Су-35С; 2) на нынешний салон русские снова привезут «неубедительный» ближнемагистральный пассажирский Sukhoi SuperJet 100 и недоработанный среднемагистральный МС-21; 3) наконец, газета Ouest France написала о том, что «среди звезд» нынешнего салона — «русский транспортный самолет АН-178».

АН-178. Фото: Роман Пилипей/EPA
АН-178. Фото: Роман Пилипей/EPA

К последнему утверждению остается только добавить, что АН-178, построенный на базе пассажирского АН-158, должен прийти на смену устаревшей транспортной лошадке АН-12, что первый полет нового самолета прошел всего за месяц до салона и главное, что самолет — украинский.

Про российское участие можно добавить только, что страна на «Ле Бурже» будет представлена 37 компаниями, в том числе девятью производителями вооружения и военной техники», как сообщает РИА Новости со ссылкой на Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству РФ. А «российская экспозиция, организованная государственной корпорацией «Ростех», будет размещена в двух павильонах общей площадью около 1115 квадратных метров».

Ну и главное — «в ведомстве отметили, что в период работы авиационно-космического салона планируется продолжить диалог о развитии партнерских отношений, в том числе с европейскими компаниями и корпорациями».

О том, удастся ли по-настоящему продолжить диалог в условиях продолжения конфликта в Украине, в «ведомстве» не сообщили.

В любом случае, как минимум один факт сотрудничества будет с помпой преподнесен российскому телезрителю: французский производитель Saft пригласил журналистов посетить свой стенд 15 июня «по случаю подписания главного контракта на поставку аккумуляторных батарей для самолета Иркут - МС 21».

В то же время, вряд ли стоит рассказывать зрителю, о том, что «звезда» салона-2013, истребитель Су-35С, который по распоряжению министра Шойгу до конца года должен поступить в войска, начинен иностранными комплектующими. В том числе, украинскими.

А замены им нет, и пока не предвидится.

Другие «звезды»

Bombardier CS300. Фото: Bombardier
Bombardier CS300. Фото: Bombardier

1) Bombardier отправит в парижское небо свой самый большой самолет CS300, который канадская компания рассматривает в качестве конкурента Boeing 737 MAX и Airbus A320neo.

«Мы с гордостью представляем первый узкофюзеляжный самолет, построенный согласно совершенно новой концепции, чего индустрия не видела уже более 25 летС тех пор, как был выпущен Airbus 320 – Прим. ред.», — заявил 8 июня в Монреале президент гражданского крыла компании Bombardier Фред Комер.

Главная особенность новой концепции в том, что самолет обеспечен двигателями нового поколения (впрочем, как и у конкурентов), а фюзеляж самолета (впрочем, как и у конкурентов) почти полностью состоит из композитных материалов. Также улучшена эргономика салона, что позволило предоставить больше места и пассажирам, и багажу (впрочем, как и у конкурентов).

По сравнению с конкурентами, у самолета CS300 есть как минимум два преимущества: как утверждается, он примерно на 20% менее прожорливый и должен чуть раньше поступить в эксплуатацию (в конце 2015-го года).

Airbus A400M. Фото: Гилльям Хоркауэло/EPA
Airbus A400M. Фото: Гилльям Хоркауэло/EPA

2) Компания Airbus заявила, что намерена ежедневно с 15 по 19 июня демонстрировать в полете военно-транспортный самолет A400M.

Это очень перспективная машина, которая, как заявлял французский министр обороны Ле Дриан, «должна изменить манеру ведения войны», так как способна совершать посадку в любых условиях и перевозить 37 тонн грузадля сравнения, АН-178 — 18 тонн на расстояние свыше 3000 километров.

Проблема в том, что с момента закладки в 80-е годы этого франко-немецкого проекта (к которому позже присоединились еще пять стран), его сопровождали неудачи: от значительного удорожания стоимости до постоянных переносов сроков поставки.

В конце января министр обороны Германии Урсула фон дер Лайен рассказала в интервью «Шпигелю» о том, что немецкие спецы нашли в самолете 875 недоделок.

В придачу, 8 мая самолет потерпел крушение в ходе тренировочного полета под Севильей. Погибли четыре человека. И все-таки накануне «Ле Бурже» представители Airbus заявили о том, что «полностью доверяют машине» и «счастливы совершить демонстрационные полеты, как это и было предусмотрено».

3) Еще одна новинка от европейского концерна — средний вертолет Airbus Helicopters H160, который с 2018-го года должен будет прийти на смену легендарному, но устаревшему Sud-Aviation SA365 Dauphin, существующему с 1975-го года и работающему в 72 странах мира. H160, как и Dauphin, — рабочая машина, которая предназначена для использования в промышленности, чаще всего — в нефтегазовой отрасли, в медицине и, конечно, в благородном деле перевозки VIP-пассажиров. Корпус вертолета целиком состоит из композитных материалов, он способен летать на расстояния до 834 км и издавать «на 50% меньше шума», чем у самых тихих конкурентов.

Airbus Helicopters H160. Фото: Airbus
Airbus Helicopters H160. Фото: Airbus

4) Но, может быть, самое важное событие салона — первый показ легкого дальнемагистрального Airbus A350 XWB, способного перевозить от 250 до 550 пассажиров (в зависимости от модификации) и совершать беспересадочные перелеты на расстояния от 13 900 до 16 300 километров. Площадь крыла 443 м² — это самое большое крыло из когда либо созданных для однопалубного самолёта. Airbus ожидает, что машина будет иметь на 10% меньшую стоимость эксплуатации и на 14% меньший вес в расчете на одного пассажира, чем у главного конкурента — Boeing 787.

Особое внимание к огромным тонким крыльямПлощадь крыла 443 м² — это самое большое крыло для однопалубного самолета с загнутыми концами, которые тоже позволяют экономить топливо.

Кроме того, в раме и обшивке фюзеляжа, изготовленных из композитных материалов, есть алюминиевые полоски, гарантирующие затухание при ударе молнии в корпус.

Boeing 787-9 Dreamliner. Фото: Boeing
Boeing 787-9 Dreamliner. Фото: Boeing

5) И, наконец, Boeing привез в Париж 787-9 Dreamliner, удлиненную версию классической дальнемагистральной «восьмерки» с чуть большей дальностью полета. Но не это привлекло к самолету внимание нескольких миллионов интернет-пользователей, а рекламный ролик, который компания выпустила в YouTube за четыре дня до старта авиасалона. На этом видео Dreamliner совершает идеально вертикальный взлет с первых секунд отрыва от земли.

Чего и всем желаем.

«Новая» будет внимательно следить за 51-м международным салоном в Ле Бурже.

Справка «Новой»

Парижский авиасалон проводится с 1908 года (когда он прошел еще в рамках автосалона в «Гранд Пале»), а в Ле Бурже окончательно переехал полвека назад, в 1953-м. С 1961-го к авиационной составляющей добавилась космическая. Советские самолеты начали выставляться в Париже в 1934 году, Россия принимает участие в салоне с 1993 года.

На нынешний салон приедут 2260 компаний-участников из 47 стран, это на 5% больше, чем два года и является абсолютным рекордом. «Ле Бурже» — важнейшая авиакосмическая выставка в мире, наряду с салоном в британском Фарнборо (проходит в четные годы). Тем не менее, организаторы французского салона всякий раз подчеркивают, что он «самый старый и самый крупный» — выставочные площади занимают 130000 м2.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow