Сюжеты

«Ле Бурже»: вертикальный взлет

О новинках, о тенденциях и о месте России и Украины на самом известном авиакосмическом салоне — в обзоре «Новой»

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 62 от 17 июня 2015
ЧитатьЧитать номер
Общество

Юрий Сафроновсобкор в Париже

 

15 июня в пригороде Парижа открылся крупнейший авиакосмический салон


Airbus A350. Фото: Том Уайт/EPA

15 июня в парижском пригороде Ле Бурже открывается 51-й авиасалон. Салон продлится до воскресенья, 21 июня, и примет больше 300 тысяч посетителей (из них почти половина  профи), которые должны увидеть несколько интересных новинок.

 

«Небо завтрашнего дня»

Нынешний салон, который проходит в год грандиозной парижской конференции по вопросам изменения климата (ноябрь-декабрь, здесь же, в Ле Бурже), проводится под знаком борьбы за экологическую чистоту авиации.

18 июня в рамках салона откроется выставка «Le ciel de demain» («Небо завтрашнего дня»), которую откроют министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус и министр экологии Сеголен Руаяль. В этот же день состоится заседание французского государственного органа CORACСовет по исследованиям в области гражданской авиации, основная задача которого  разрабатывать решения в области сокращения авиационных выбросов.

Мировой план  снизить к 2050-му году авиа-выбросы CO2 на 50%. Задача должна быть выполнена, в основном, за счет снижения прожорливости самолетов и перехода на биотопливо, но определенные результаты должно принести и создание гибридных машин. Микроскопический вклад в дело уменьшения выбросов внесут «солнцелеты»: швейцарский Solar Impulse 2, летающий на 17000 солнечных батарей, был представлен в Ле Бурже два года назад, а этой весной начал первое в истории кругосветное путешествие.


Airbus E-Fan. Фото: Каролин Блумберг/EPA

В этом году на салоне покажут модернизированную версию двухместного гибридно-электрического самолета Airbus E-Fan, который впервые был выставлен в 2013-м здесь же в Париже. После салона, 10 июля, Airbus планирует устроить еще и показательный перелет через Ла-Манш, между городами Лидд и Кале. По заявке организаторов, это должен быть 27-минутный перелет «без единой капли топлива», хотя после модернизации автономность E-Fan удалось увеличить более чем наполовину, до 55 минут.

Через два года европейский концерн обещает выпустить уже операционную двухместную модель, еще через два  четырехместную, а в далекой перспективе  построить на основе E-Fan еще и 90-местый региональный самолет E-Thrust.

Но для этого всем нам (кто сможет) придется набраться терпения и подождать 2050 года. Впрочем, почему бы и не подождать: по словам технического директора концерна Жана Ботти, с E-Fan «начнется новая эра в авиации».

 

6-7 миллиардов человек в год

Homo touristicus все труднее усидеть на месте: эта тенденция началась в 90-х, но она еще далеко не на пике. В 1960-м люди совершали 100 миллионов перелетов в год, в 2013-м  уже 3 миллиарда, а к 2030-му должны совершать 6 миллиардов. Такие данные за несколько дней до салона опубликовало французское агентство Argon Consulting.

«Поставленные перед этой перспективой, авиапроизводители меняют промышленную стратегию (и свою, и поставщиков), делая упор на пошаговое улучшение существующих моделей и ускорение процесса производства»,  утверждает Argon Consulting.

Основную нагрузку по производству и распределению прибыли в отрасли по традиции возьмут на себя Airbus и Boeing.

Патрон гражданского крыла Airbus Фабрис Брежье 12 мая выдал прогноз компании на будущее. Airbus предвидит ежегодный рост мирового авиационного рынка на 4% в ближайшие двадцать лет; авиакомпаниям за это время понадобится примерно 32600 новых самолетов (на 100 мест и более).

Чуть раньше примерно такой же прогноз выдала конкурирующая лавочка. Вице-президент компании «Боинг  гражданские самолеты» Рэнди Тиссет рассказал, что через двадцать лет парк коммерческих самолетов (Boeing включает в свою статистику машины на 30 мест и более) должен вырасти с 21600 (в 2014-м году) до 43560 машин в 2034-м.

Для этого нужно будет построить 38050 самолетов, из которых 40% поглотит азиатский рынок. Половина из этих 40% придется на Китай.

Количество пассажиров в мире, по словам Тиссета, вырастет за двадцать лет с 3 до 7 миллиардов.

Основную часть перевезут все те же Airbus 320 и Boeing 737 (модели будут только совершенствоваться), которые и сегодня перебрасывают из одной точки в другую три четверти авиапассажиров.

Boeing предвидит ежегодный рост мирового авиарынка на 4,9%, причем отмечает, что прогноз роста мог быть выше  если бы не падение числа авиаперелетов в России, вызванное ухудшением экономической ситуации в стране.

 

Российские павильоны

Накануне выставки французские издания упоминали о российском участии в «Ле Бурже» в трех контекстах: 1) на прошлом салоне страна представила хороший истребитель поколения 4++ Су-35С; 2) на нынешний салон русские снова привезут «неубедительный» ближнемагистральный пассажирский Sukhoi SuperJet 100 и недоработанный среднемагистральный МС-21; 3) наконец, газета Ouest France написала о том, что «среди звезд» нынешнего салона  «русский транспортный самолет АН-178».


АН-178. Фото: Роман Пилипей/EPA

К последнему утверждению остается только добавить, что АН-178, построенный на базе пассажирского АН-158, должен прийти на смену устаревшей транспортной лошадке АН-12, что первый полет нового самолета прошел всего за месяц до салона и главное, что самолет  украинский.

Про российское участие можно добавить только, что страна на «Ле Бурже» будет представлена 37 компаниями, в том числе девятью производителями вооружения и военной техники», как сообщает РИА Новости со ссылкой на Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству РФ. А «российская экспозиция, организованная государственной корпорацией «Ростех», будет размещена в двух павильонах общей площадью около 1115 квадратных метров».

Ну и главное  «в ведомстве отметили, что в период работы авиационно-космического салона планируется продолжить диалог о развитии партнерских отношений, в том числе с европейскими компаниями и корпорациями».

О том, удастся ли по-настоящему продолжить диалог в условиях продолжения конфликта в Украине, в «ведомстве» не сообщили.

В любом случае, как минимум один факт сотрудничества будет с помпой преподнесен российскому телезрителю: французский производитель Saft пригласил журналистов посетить свой стенд 15 июня «по случаю подписания главного контракта на поставку аккумуляторных батарей для самолета Иркут - МС 21».

В то же время, вряд ли стоит рассказывать зрителю, о том, что «звезда» салона-2013, истребитель Су-35С, который по распоряжению министра Шойгу до конца года должен поступить в войска, начинен иностранными комплектующими. В том числе, украинскими.

А замены им нет, и пока не предвидится.

 

Другие «звезды»


Bombardier CS300. Фото: Bombardier

1) Bombardier отправит в парижское небо свой самый большой самолет CS300, который канадская компания рассматривает в качестве конкурента Boeing 737 MAX и Airbus A320neo.

«Мы с гордостью представляем первый узкофюзеляжный самолет, построенный согласно совершенно новой концепции, чего индустрия не видела уже более 25 летС тех пор, как был выпущен Airbus 320 – Прим. ред.»,  заявил 8 июня в Монреале президент гражданского крыла компании Bombardier Фред Комер.

Главная особенность новой концепции в том, что самолет обеспечен двигателями нового поколения (впрочем, как и у конкурентов), а фюзеляж самолета (впрочем, как и у конкурентов) почти полностью состоит из композитных материалов. Также улучшена эргономика салона, что позволило предоставить больше места и пассажирам, и багажу (впрочем, как и у конкурентов).

По сравнению с конкурентами, у самолета CS300 есть как минимум два преимущества: как утверждается, он примерно на 20% менее прожорливый и должен чуть раньше поступить в эксплуатацию (в конце 2015-го года).


Airbus A400M. Фото: Гилльям Хоркауэло/EPA

2) Компания Airbus заявила, что намерена ежедневно с 15 по 19 июня демонстрировать в полете военно-транспортный самолет A400M.

Это очень перспективная машина, которая, как заявлял французский министр обороны Ле Дриан, «должна изменить манеру ведения войны», так как способна совершать посадку в любых условиях и перевозить 37 тонн грузадля сравнения, АН-178 — 18 тонн на расстояние свыше 3000 километров.

Проблема в том, что с момента закладки в 80-е годы этого франко-немецкого проекта (к которому позже присоединились еще пять стран), его сопровождали неудачи: от значительного удорожания стоимости до постоянных переносов сроков поставки.

В конце января министр обороны Германии Урсула фон дер Лайен рассказала в интервью «Шпигелю» о том, что немецкие спецы нашли в самолете 875 недоделок.

В придачу, 8 мая самолет потерпел крушение в ходе тренировочного полета под Севильей. Погибли четыре человека. И все-таки накануне «Ле Бурже» представители Airbus заявили о том, что «полностью доверяют машине» и «счастливы совершить демонстрационные полеты, как это и было предусмотрено».

3) Еще одна новинка от европейского концерна — средний вертолет Airbus Helicopters H160, который с 2018-го года должен будет прийти на смену легендарному, но устаревшему Sud-Aviation SA365 Dauphin, существующему с 1975-го года и работающему в 72 странах мира. H160, как и Dauphin,  рабочая машина, которая предназначена для использования в промышленности, чаще всего  в нефтегазовой отрасли, в медицине и, конечно, в благородном деле перевозки VIP-пассажиров. Корпус вертолета целиком состоит из композитных материалов, он способен летать на расстояния до 834 км и издавать «на 50% меньше шума», чем у самых тихих конкурентов. 


Airbus Helicopters H160. Фото: Airbus

4) Но, может быть, самое важное событие салона  первый показ легкого дальнемагистрального Airbus A350 XWB, способного перевозить от 250 до 550 пассажиров (в зависимости от модификации) и совершать беспересадочные перелеты на расстояния от 13 900 до 16 300 километров. Площадь крыла 443 м² — это самое большое крыло из когда либо созданных для однопалубного самолёта. Airbus ожидает, что машина будет иметь на 10% меньшую стоимость эксплуатации и на 14% меньший вес в расчете на одного пассажира, чем у главного конкурента  Boeing 787.

Особое внимание к огромным тонким крыльямПлощадь крыла 443 м² — это самое большое крыло для однопалубного самолета с загнутыми концами, которые тоже позволяют экономить топливо.

Кроме того, в раме и обшивке фюзеляжа, изготовленных из композитных материалов, есть алюминиевые полоски, гарантирующие затухание при ударе молнии в корпус.

 


Boeing 787-9 Dreamliner. Фото: Boeing

5) И, наконец, Boeing привез в Париж 787-9 Dreamliner, удлиненную версию классической дальнемагистральной «восьмерки» с чуть большей дальностью полета. Но не это привлекло к самолету внимание нескольких миллионов интернет-пользователей, а рекламный ролик, который компания выпустила в YouTube за четыре дня до старта авиасалона. На этом видео Dreamliner совершает идеально вертикальный взлет с первых секунд отрыва от земли.

Чего и всем желаем.

«Новая» будет внимательно следить за 51-м международным салоном в Ле Бурже.

 

Справка «Новой»

Парижский авиасалон проводится с 1908 года (когда он прошел еще в рамках автосалона в «Гранд Пале»), а в Ле Бурже окончательно переехал полвека назад, в 1953-м. С 1961-го к авиационной составляющей добавилась космическая. Советские самолеты начали выставляться в Париже в 1934 году, Россия принимает участие в салоне с 1993 года.

На нынешний салон приедут 2260 компаний-участников из 47 стран, это на 5% больше, чем два года и является абсолютным рекордом. «Ле Бурже»  важнейшая авиакосмическая выставка в мире, наряду с салоном в британском Фарнборо (проходит в четные годы). Тем не менее, организаторы французского салона всякий раз подчеркивают, что он «самый старый и самый крупный»  выставочные площади занимают 130000 м2.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera