КолонкаПолитика

Сокуров продолжил традицию

Этот материал вышел в номере № 61 от 15 июня 2015
Читать
Изображение

В Кремлевском дворце 12 июня президент вручал Государственные премии за 2014 год. Помимо Чулпан Хаматовой, Александры Пахмутовой и ученых из РАН премию получил режиссер Александр Сокуров. В своей речи на церемонии Сокуров общими словами отделываться не стал и, стоя на сцене рядом с Путиным, сказал так: «Вроде бы сегодня праздник, а на душе тревожно. Отечество наше идет по тяжелому и трудному пути. Никто не знает, что нас ждет впереди. И я хотел бы попросить Бога, чтобы он нас уберег от ошибок, и попросить Бога, чтобы он уберег наших солдат и наших офицеров, чтобы жизнь их уберег и чтобы все у нас было по-человечески».

Сказал хорошо, явно тщательно подобрав слова. С одной стороны, Сокуров себя в роли революционера не видит и демонстративно вежлив. А с другой — всем понятно, о чем идет речь, и откуда вдруг у режиссера тревога, и где именно рискуют погибнуть наши солдаты и наши офицеры. Получилась классическая, в сущности, сцена: честная речь поэта перед лицом царя. Что еще может сделать кинорежиссер для своей страны в наших сумерках?

В самом деле, в обществе, где только Путин постоянно находится под софитами (вспомните, сколько панических слухов вызвало в этом году его исчезновение из публичной жизни на десять дней), где ему одному всегда предоставлено слово, а другие признаки общественной жизни, несанкционированные дискуссии рассматриваются в качестве враждебных, появляется своего рода традиция. Юрий Шевчук в 2010-м использовал встречу с президентом, чтобы сказать ему и стране «провокационную» правду о свободе. В 2012-м Леонид Парфенов на заседании президентского Совета по правам человека заявил Путину о тотальном контроле власти над телевидением. Сейчас Сокуров продолжил эту традицию — встать рядом с президентом и сказать о том, что действительно тебя волнует. Использовать физическое присутствие Путина, чтобы пробить цензуру (не затыкать же рот гостям президента?). Трудно сказать, как это воспринимает Путин и будет ли Сокуров еще когда-либо приглашен на прием в Кремлевский дворец. Но чем больше таких музыкантов, журналистов и телережиссеров у нас появится, тем больше людей сможет задуматься о том, что же с нами случилось.

Впрочем, в телевизионных новостях короткое выступление Сокурова на церемонии вручения премии, конечно, было вырезано. То есть был такой режиссер Сокуров в Кремлевском дворце, премию получал, благодарил президента, но про свою тревогу, про наших солдат и офицеров помалкивал. Не замолчишь сам, за тебя промолчит телевидение. Среди прочего

на этом примере президент Путин мог бы узнать, как именно в России делаются новости. Зафиксировать разницу между тем, что он мог слышать собственными ушами, и тем, что в итоге попало в телекартинку.

А то ведь послушаешь кого-то из путинской команды — и растет нехорошее чувство, что руководство страны в последние годы всерьез поверило в то, что показывают по телевизору, и управляет именно этой, телевизионной Россией.

С другой стороны, на официальном сайте президента kremlin.ru в соответствии с протоколом дают полную стенограмму с церемонии вручения премии. И фраза Сокурова там тоже присутствует. То есть получается, что по меркам нынешнего телевидения даже на сайте президента сидят опасные диссиденты. Это источник такой информации, которую следует замалчивать в пропагандистских целях.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow