Сюжеты

В многообразии — сила

Только вариативность сохранит единое образовательное пространство

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 61 от 15 июня 2015
ЧитатьЧитать номер
Общество

Только вариативность сохранит единое образовательное пространство

Хорошая новость:  сегодня школа — самая  открытая система в стране.

И это  едва ли не главный результат образовательной политики последних 25 лет.

Сравните с милицией, армией, судами, медициной, учреждениями культуры или социального обеспечения! Почти все, что происходит в казарме, тюремной камере, в судебном процессе и дознании, даже в больничной палате или в парламентском закулисье, скрыто от общества.

Про школу даже сериалы намного честнее, чем про милицию.

А в споры о ЕГЭ вовлечена вся страна!

Правда, сколько ни обсуждай, события развиваются по своему сценарию.

ЕГЭ критикуют, а он продолжается.

Укрупнение школ критикуют, а оно идет.

Министров всех уровней ругают, а они продолжают работать.

Математики, литераторы, историки, физики требуют больше часов, а им не дают.

Священники требуют преподавания религиозных культур с начальной школы до выпуска, но этого нет. По крайней мере пока.

Депутаты требуют единого учебника по всем предметам и одинакового учебного материала во всех школах страны — тоже пока не вводится.

Все предметники хотят обязательного ЕГЭ по своему предмету — с этим тоже нет прогресса.

Но если бы у школы не было защиты от вала противоречащих друг другу, а иногда и здравому смыслу идей и предложений, ее разорвало бы.

В массовом сознании школа представляется монолитом, изменить хотят все, везде и сразу: уж если вводить раздельное обучение мальчиков и девочек, то сразу во всех школах страны! 

Если вводить уроки бадминтона — то, конечно, в каждой школе!

Политинформацию — в каждом классе! И так далее.

Но от разрушения открытые системы спасает многообразие. Единое образовательное пространство крепится вариативностью подходов, учебных материалов, спецификой программ. Именно так удовлетворяются потребности разных социальных, этнических, конфессиональных и других групп в школьном образовании.

— Вам не нравится ЭТА школа? Пожалуйте в другую, она отличается от первой.

Но если все школы одинаковые, то выхода из этого тупика нет: они  все ПЛОХИЕ! Просто потому, что не могут одинаковые школы удовлетворить разные потребности и интересы разных социальных групп.

Но тот, кто нашел СВОЮ школу, — не хнычет и не досадует.

Бывает и по-другому: одну школу делают внутри такой вариативной, что возможны индивидуальные образовательные программы почти для каждого ребенка. В этом и заключается идея образовательных комплексов.

Когда в предельной неоднородности общества, вместо того чтобы обеспечить законные интересы разных групп в разных школах, партия и правительство провозглашают принцип единой школы и пытаются всунуть в нее все хотелки вышеперечисленных интересантов, учитель сходит с ума, пытаясь хоть как-то уразуметь смысл происходящего.

И тут возникает спасительная мысль — вернуть все, как было!

Ради бога, восстановите товарища Яровую в КПСС, наградите ее орденом Ленина, присудите ей Ленинскую премию и пригласите на мавзолей.

В конце концов,  комплексы лечатся, не такая уж это смертельная болезнь.

А как же единое образовательное пространство?

Так ради него все это и нужно! Единство (абсолютно необходимое) задается  единообразными требованиями к условиям и результатам, что и отражено в Законе «Об образовании», и вовлечением граждан в образовательную политику. А чтобы это вовлечение приводило к реальным последствиям,  необходимы разнообразие и вариативность.  Притом что школа открыта как институт, внутри могут реализовываться интересы и идеальные представления о школе разных слоев общества: военных, патриотов, космополитов, священников, почвенников и западников, музыкантов и бадминтонистов (господи, прости), шахматистов и почитателей гимна.

И не надо маниакально разрушать единое пространство открытой  школы ради торжества представлений вчерашнего дня.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera