Сюжеты

Поглощение времени пространством

Опубликована новая редакция «Концепции филологического образования». В ней жесткое требование воспитать силами предметов «русский язык» и «литература» национальную идентичность прикрыто словами о национально-культурном и духовно-нравственном

Этот материал вышел в № 61 от 15 июня 2015
ЧитатьЧитать номер
Общество

Опубликована новая редакция «Концепции филологического образования». В ней жесткое требование воспитать силами предметов «русский язык» и «литература» национальную идентичность прикрыто словами о национально-культурном и духовно-нравственном

Поддерживают декларативную часть концепции  два приложения с перечнями дидактических единиц и определениями содержания базового и профильного уровней. Многократно упоминается единое пространство и связывается с идеей национальной идентичности и сохранения российской государственности в глобальном мире. Пространство общемировое фактически игнорируется, но подразумевается его альтернативность. Общечеловеческое остается за пределами концепции, идеи диалога, взаимопонимания культур вне государственных границ забыты.

С философской точки зрения концепция узаконивает поглощение времени пространством, т.е. стагнацию, консервацию, укрепление традиционализма внутри национального пространства,  тотальную изоляцию от мира за российскими границами и безвременье. В филологическом образовании допускается только «научно обоснованное» и «проверенное временем». Новое не предполагается.

Пока концепция носит идеологический, политический характер. Ответа на вопрос «Что делать?» в концепции нет, оказывается, требуются еще дополнительное финансирование и разработка.

Мышление, cамоопределение, рефлексия, редактирование, согласование, изменение — слова, отсутствующие в тексте концепции. И на  насущные вопросы она не отвечает. Как обеспечить развитие речемыслительных операций? Как работать с новым носителем информации — электронным текстом? Каково место и роль визуальной информации в понимании и интерпретации?  Когда и как проводить профилактику дисграфий, дислексий, дисорфографий, лингвистической интерференции? Как сделать школьное обязательное чтение ненасильственным? Как следует развивать обучение в соответствии с быстрыми темпами развития технологий? Как обучать языку и литературе, используя гаджеты? Каково место, роль дистанционного образования? Как обеспечить устойчивость дополнительного образования? Что будет сделано для того, чтобы мотивировать учителя на саморазвитие?

И главное: почему не заказывается концепция гуманитарного образования с 0 до 20+, а возникают отдельные документы  по истории и филологии. Именно концепция может конкретизировать стандарт, не правя и не сужая его под политические сиюминутные нужды и корыстные интересы отдельных людей.

Марина ЧУБУКОВА,
учитель русского языка и литературы

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera