СюжетыОбщество

«Вспомнили, как было в старину»

Учительский дом — спасение малых деревень России. Опыт Пермского края замечательно это доказывает

Этот материал вышел в номере № 62 от 17 июня 2015
Читать
Учительский дом — спасение малых деревень России. Опыт Пермского края замечательно это доказывает

Малокомплектную школу, а вместе с ней и детский сад в селе Кострецы (Максатихинский район Тверской области) закрыли в 2013 году. Сразу после выборов, что закономерно. Но зато и посреди учебного года — что, в свою очередь, совершенно поперек законов природы.

Местные жители сопротивлялись такому решению районной администрации, дети даже ходили к главе с плакатами «Не закрывайте нашу школу!». Родители писали письма журналистам, министру образования, губернатору и президенту.

Мы опубликовали дюжину материалов о Кострецах, наши читатели и благотворительный фонд «Сафмар» собрали деньги на строительство нового здания. Но проблема до сих пор не решена: 29 кострецких учеников — с первого по 11-й класс — на автобусе ездят в ближайшую школу, за 25 километров. А дошкольники просто бегают по селу: второй год детского сада в Кострецах нет.

Проблема Кострецов — это проблема сотен небольших российских деревень, где старые школы «оптимизированы», и даже совсем маленькие дети вынуждены ездить в школу за десятки километров.

В мае у первого заместителя министра образования Натальи Третьяк состоялась рабочая встреча, посвященная понатерпевшимся Кострецам. Глава Максатихинского района Вячеслав Елиферов, министр образования Тверской области Наталья Сенникова, главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов вместе с замминистра обсуждали возможные варианты строительства школы. И вот Наталья Третьяк рассказала о проекте малокомплектной школы «Учительский дом»: несколько лет он успешно работает в Пермском крае. Возможно, именно этот проект решит проблему организации начального образования в маленьких деревнях. И это дело не только наших конкретно взятых Кострецов — это дело всей России.

Спецкор «Новой» Анна Артемьева съездила в деревню Разина Кудымкарского района Пермской области и увидела, как работает тот самый Учительский дом, про который рассказала замминистра.

Изображение

«Э, а как он в армии-то будет?» — четвероклассник Денис свысока наблюдает, как первоклассница Катя в белой рубашке стоит на школьном крыльце на коленях перед своим одноклассником Тимуром — и, пыхтя, завязывает ему шнурки. «А он мне позвонит, я приеду и помогу!» — бросает она Денису, вставая с колен. Хитро улыбается.

Тимур только что прорыдал весь последний урок, потому что мимо школьного окна проехал блестящий трактор. «Хочу кататься на тракторе!»

Ну а Катя, эта хрупкая и немного дикая девочка, никак не может научиться читать. Ее мама умерла несколько лет назад, и она обнимает знакомых женщин за колени: «Ты моя!»

У Катиного брата — хулигана и драчуна Сергея — залихватски заправленная в штаны рубашка и самый внимательный взгляд на уроке. А Аня — круглая отличница и ни разу не пришла в школу без сделанного домашнего задания.

Воспитанная Оля никогда никого не обидела.

Влад выиграл в этом году школьный турнир по шашкам, ужасно горд и уже взялся за шахматы.

Кирилл во всем старается быть лидером.

Вика донимала маму: «Ну когда ты уже усыновишь мне сестренку! Мне не с кем играть!» Но девочки — дефицит для усыновления, поэтому Вика теперь играет, а заодно и дерется с веснушчатым Ильей. Этот Илья постоянно улыбается и учится жить в семье.

А у другой Вики нашли клеща, и она сейчас в больнице.

Юркий маленький Костя смеется громче всех.

У Маши очень трудно дома, она держится робко, почти не поднимая огромных зеленых глаз.

Эти тринадцать детей — весь список школьников Учительского дома в деревне Разина. Сюда же в детсад, который находится в другом крыле здания, родители приводят еще 22 малыша.

Ради этих 35 детей Учительский дом и был построен.

Изображение

Деревня Разина находится на отшибе, в четырех километрах от трассы. До соседнего Пешнигорта — 15 км, до Верх-Иньвы — столько же. Вокруг деревни (на расстоянии одного-трех километров) есть еще несколько совсем маленьких деревушек, откуда дети идут в школу по тропинкам. Старая разинская школа была еще с печкой и развалилась несколько лет назад, ее закрыли. С тех пор старшеклассников возят в школу в Верх-Иньву.

Изображение

Деревня Разина

«Нам нужно было как-то организовать маленьких. Малыши же должны быть рядом с домом! И тогдашний глава нашего района Александр Зырянов сказал: «Вот тебе шесть миллионов — придумай что-нибудь», — вспоминает Галина Петровна Симанова, заместитель главы администрации Кудымкарского района (по социальному развитию). — Ничего нового мы не придумали. Вспомнили, как было в старину: жила учительская семья в одной половине деревенского дома, а в другой половине был класс, где они учили деревенских детей. И мы по этой старой методике построили Учительский дом».

Симанова с коллегами сами набросали эскиз, согласовали все нормы с Роспотребнадзором и Пожнадзором. Нашли подрядчика, провели юридически запутанную, но полностью законную сделку — и вот за шесть миллионов, выданных главой, построили, а в 2009 году уже и приняли на муниципальный баланс первый в нашей стране Учительский дом.

Изображение

В деревне Разина появилось каркасное здание, обшитое сайдингом, площадью около 300 кв. м, в котором под одной крышей располагаются два учебных класса для начальной школы, помещение для группы детского сада и двухкомнатная квартира для семьи преподавателей (около 50 кв. м). Земельный участок почти в один гектар. Своя скважина, своя канализационная яма (все туалеты внутри), своя модульная котельная на два котла — полная автономия.

«Мы изначально в голове держали, что здесь должна жить и работать молодая семья учителей. Потому что семейный подряд всегда был у нас на Руси крепким, надежным — и контроль друг за другом, и помощь. Мы стали искать, объявляли конкурс через газету местную. У нас есть педучилище в Кудымкаре, очень хороших специалистов-практиков готовит. Мы же изначально не планировали, что у нас будут учителя с высшим образованием, мы ориентировались на наших выпускников. Нам было принципиально, чтобы это были наши местные комиговорящие люди, которые хотят жить на земле. И мы нашли пару, которые тогда уже работали в школе. Они были первые, было много разных вопросов и нюансов организационных — им, конечно, досталось. Но теперь у нас такой опыт за плечами! Мы с тех пор еще три Учительских дома построили в районе — в Кекуре, в деревнях Алекова и Тарова. Там, конечно, лучше проекты, там все уже продумано. В Тарова, например, крепкое здание с мансардным этажом, около 500 кв. м, рассчитано на 80 детей, в прошлом году строительство обошлось в 26 миллионов».

Изображение

Алексей Симанов (не родственник — однофамилец Галины Петровны) стал директором Разинского Учительского дома в 22 года. А Алексеем Алексеевичем он стал еще в 19 лет, когда впервые пришел работать в школу.

Прежде он с женой Мариной (которая также преподаватель младших классов) жил и работал учителем информатики в соседней деревне Демина, у них тогда только родился сын. «Основная причина, что мы согласились переехать, — это все-таки отдельное благоустроенное жилье. Самостоятельность такая сразу появилась. Ну и еще то, что интернет будет высокоскоростной», — говорит Алексей.

«Алексея Алексеевича как учителя информатики интернет сразу заинтересовал, конечно, — смеется понимающая Марина. — Он из администрации вернулся весь на эмоциях: поедем, поедем! Я сначала была против: незнакомое место, незнакомая работа — боязно. Но уговорил».

Алексей и Марина живут и работают в Учительском доме уже пять лет. И даже на домашней половине по привычке называют друг друга по имени и отчеству. Но у Марины (Ивановны) есть строгое правило — всю школьную работу, тетради, презентации оставлять за дверью квартиры. Чтобы по возможности все-таки чувствовать себя дома как дома.

Высокоскоростного интернета, конечно, нет до сих пор.

Изображение

То, что в 2009 году Галина Петровна предложила Алексею с Мариной, было абсолютной инновацией. Они возглавили учебное заведение с новой формой организации. И именно эта форма позволяет сохранять малокомплектные школы на селе. «Мы сами здесь живем и понимаем реалии — невозможно содержать полноценную школу для 13 детей, — объясняет Галина Симанова. — И мы пришли к выводу, что Учительский дом надо делать отдельным независимым юридическим лицом. В муниципальном учреждении образования по закону надо содержать полное типовое штатное расписание: три единицы сторожа, дворников, уборщиц, техничек и т.д. А при таком маленьком количестве детей это невозможно — у нас подушевое финансирование, им всем на зарплату просто не хватит. И мы решили Учительский дом сделать негосударственным образовательным учреждением. Учредителем является сам директор (или районное управление образования, тоже возможно). Директор подписывает соглашение с управлением образования, школа проходит лицензирование, аттестацию, как все другие образовательные учреждения. И тогда штатное расписание директор составляет для себя сам, сам распределяет все обязанности, сам все организует».

Изображение
Изображение

По закону район обеспечивает доступность и условия работы Учительского дома: предоставляет муниципальное здание, оплачивает приобретение дров, электроэнергии, обслуживание очистительных сооружений. Также через район идет компенсация на питание для детей из малообеспеченных семей (почти все). А из краевого бюджета директор Алексей Алексеевич получает финансирование по количеству учеников и дошкольников — всего около двух миллионов рублей в год. И он уже сам распределяет эти деньги по своему усмотрению, нанимает нужных сотрудников для своего Учительского дома, закупает учебные материалы. Сейчас у него работают 11 человек. Марина одновременно ведет уроки у первого (4 ученика) и третьего (2 ученика) классов, учительница Татьяна Трошева — у второго (5 учеников) и четвертого (2 ученика). Пока одни решают задачки, другим объясняют новый материал. Потом наоборот. Алексей преподает информатику и физкультуру — у всех.

Изображение

«У нас фонд заработной платы где-то 110—120 тысяч в месяц получается. Повар, помощник воспитателя, кочегар — они получают минималки, это 6900 рублей сейчас. Наша третья учительница — около 8 тысяч плюс стимулирующие — всего не больше 10 тысяч. У меня как у директора и как у учителя — общая зарплата до 20 тысяч доходит. У Марины Ивановны — где-то около 15. Плюс две-три тысячи за дополнительное образование. А по четвергам я езжу в свою старую школу, меня там пригласили уроки информатики вести на полставки в старших классах».

Изображение

Первое время Алексею и Марине было очень нелегко в роли главных работодателей в деревне. «Всякие же люди. Некоторые сразу пришли знакомиться, друзьями стали. А другие относились предвзято — потому что работать негде, а на места вакантные пришли чужие, молодые. Жаловались даже: и что мы детей учим чему-то не тому, и что дети чесоткой из-за нас болеют, потому что мы не следим — всякое было… Но нас очень в управлении образования поддержали. И мы не хотели конфликтовать. Теперь-то уже все нормально. Они нам, мы им помогаем: кому в огороде, кому — насос, кому — жесткий диск. Напечатать что-то, ксерокс сделать — все сюда приходят. У нас бывшая директор школы, очень опытный педагог Светлана Егоровна Никулина, сейчас воспитателем работает и тоже сильно помогает. И с документами, и с отчетами — со всем. Под Новый год мы для родителей праздники проводим, дискотеки. Клуба нет, собраться негде, а люди хотят. Каждый год включаем цветомузыку, из класса выносим всю мебель, двери открываем, и по сарафанному радио все собираются у нас здесь».

Изображение

Уже в Учительском доме у Марины и Алексея родился второй ребенок, дочка Настя. Они продали иномарку («по нашим дорогам — только на «Жигулях»), добавили к материнскому капиталу и купили старый дом в Кудымкаре — будут восстанавливать на будущее, чтобы, когда дети подрастут, они смогли бы учиться в городе. «Сначала мы старались ездить то к моим родителям, то к Марине Ивановне домой, а сейчас уже все больше тут. Мама даже смеется, раньше вы говорили: «Поедем в Разина», а теперь говорите: «Поедем домой».

Затею руководителей Кудымкарского района поддержало министерство образования Пермского края. Бывший министр образования Николай Карпушин даже придал этому проекту статус краевого — теперь на строительство учительских домов по всему региону идут спонсорские деньги ЛУКОЙЛа, который финансирует тут социальные проекты. Нынешний министр Раиса Кассина продолжает развивать модели учительских домов — в области их сейчас восемь, планируют строить по четыре новых каждый год.

Раиса Кассина и ее коллеги разработали методичку, где подробно расписали юридический, хозяйственный и образовательный фарватер, в котором надо идти желающим построить Учительский дом. Также внесли изменения в региональный закон об образовании, чтобы сотрудники частных учительских домов, до этого не попадавшие под доплату за категории и другие выплаты, теперь смогли их получать. Не решенным остался вопрос с компенсацией коммунальных расходов для таких учителей.

«У нас большой край, очень длинная протяженность. 120 км может быть от одной до другой школы. Там подвозить детей каждый день просто невозможно, — говорит Раиса Алексеевна. — А держать маленьких детей всю неделю в интернате при основной школе — это не наш вариант. Мы практически от этого отказались — все пришкольные интернаты, которые могли закрыть, мы позакрывали. Потому что это неправильно — ребенок должен жить в семье. И модель учительского дома, легко трансформируемая, — это очень хороший для нас выход», — говорит министр.

Изображение

В деревню Разина я попадаю на выпускной. Четвероклашки Влад и Денис с красными атласными лентами, украшенными золотой надписью «Выпускник», прощаются с Учительским домом — с сентября автобус будет возить их в соседнюю Верх-Иньву. Марина дает им два воздушных шарика, мальчишки привязывают к ним записочки с секретным желанием и отпускают в небо. Красный и белый шарики сплетаются ниточками и медленно поднимаются вверх. Ребята забираются на забор и долго смотрят шарикам вслед.

На следующий день в округе празднуют Семик: Марина, Алексей, Галина Петровна, как и все коми-пермяки, пойдут на кладбище с традиционными рыбными пирогами — поминать своих умерших родственников.

Потом — лето. Марина и Алексей будут достраивать пришкольную детскую площадку и восстанавливать свой городской дом. Алексей к тому же с лицензионной 12-калибровой двуствольной винтовкой станет ездить на охоту. Не столько за добычей, просто любит.

К Галине Петровне Симоновой, сдав сессию в Перми, приедет дочь.

Бывший глава Кудымкарского района Александр Зырянов, когда-то прежде определивший шесть миллионов на первый учительский дом, как всякий счастливый пенсионер, займется рыбалкой — в речке Иньве водится и ерш, и налим, и лещ, и окунь, и язь с шаклеей.

Бывший министр образования Карпушин будет пропадать на работе — он работает теперь в ЛУКОЙЛе. Нынешний министр Раиса Кассина уедет на две недели в отпуск, а потом будет готовиться к августовскому краевому педсовету.

С июня в учительском доме откроется летний лагерь. Катя с Мариной (Ивановной) попробуют нагнать Катино чтение, чтобы та не осталась на второй год.

Изображение

Пермский край

Фото автора

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow