Сюжеты

Эти престолы у нас доиграются!

Парламентарий замахнулся на классику

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 62 от 17 июня 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Роман АрбитманНовая газета

Парламентарий замахнулся на классику

Санкт-петербургский депутат Виталий Милонов на днях обратился к министру культуры России Владимиру Мединскому с предложением: официально поделить все, попадающее в наше «информационное пространство», — то есть литературные произведения, фильмы и сериалы, — на полезные и вредные для молодежи. Если, дескать, они отвечают «традиционным ценностям», их, пожалуй, можно и разрешить. Но если вдруг они исконным традициям противоречат, их надо объявить вредными и к россиянам не пускать.

Что может попасть под запрет? В перспективе — вся русская классика и литература для детей. С «ценностями» там не все гладко. Вспомним: Онегин убил Ленского, Печорин соблазнил Бэлу, Безухов выгнал жену, Герасим утопил Муму, Лиса съела Колобка, Иван-дурак женился на лягушке, а Карлсон заманил Малыша в свой пентхаус и там показал ему рисунок Одинокого Петушка. Ох, как это все аморально, негативно и очень, очень подозрительно!

Судя по высказываниям Милонова, Пушкину и Астрид Линдгрен еще повезло — их пока не тронули. Однако первый кандидат в «черный список» уже объявлен: это популярный американский телесериал в жанре fantasy «Игра престолов» (Game of Thrones), поставленный по мотивам романов Джорджа Мартина; в России сериал доступен телезрителям на каналах Fox, Amedia Premium HD и на РЕН ТВ.

Хотя сам Милонов не читал романов цикла «Песнь Льда и Огня» и не видел ни одного эпизода культового телесериала, парламентарий заранее уверен, что от «Игры престолов» нельзя ожидать ничего хорошего. Мрачная атмосфера, сцены насилия — просто жуть. А еще депутату доложили, что «каждый десятый персонаж — сексуальный девиант». Стало быть, уверен Милонов, «именно через такие произведения и их популяризацию в наше сознание закладывается новая матрица о том, что некие вещи и явления — в порядке вещей».

Для справки борцам за нравственность: в американском сериале более сотни разнообразных персонажей, и большинство девиаций, о которых идет речь, находятся на далекой сюжетной периферии (чтобы разглядеть только их, надо обладать КРАЙНЕ специфическим зрением). Действие «Игры престолов» происходит в альтернативной вселенной во времена, похожие на европейское Средневековье. Государство Семи Королевств переживает не лучшие годы. Неразрешимый конфликт Старков и Ланнистеров провоцирует кровопролитные распри, круги от которых расходятся за пределы «двух равноуважаемых семей».

Жестокая реальность рождает такие же нравы, однако в сериале нет эстетизации жестокости; авторы показывают, как в одних и тех же людях сосуществует положительное и отрицательное, причем плохие поступки никогда не названы хорошими. Садист не выглядит героем, палач не заслуживает оправдания, тиран не вызывает сочувствия. Лицемерно возмущаться, отчего суровые персонажи, рожденные в темные века и прокладывающие путь с помощью меча и магии, не очень куртуазны или не придерживаются морального кодекса строителей коммунизма, — все равно что бранить первобытных охотников за несоблюдение экологических норм или фанатично требовать от шумерского крестьянина офисного дресс-кода…

Кстати! В только что законченном пятом сезоне «Игры престолов» среди персонажей присутствуют агрессивные религиозные фанатики, прозванные в народе «воробьями». Эти деятели появляются в Вестеросе (название одного из континентов), устраивают рейды, разбивают бочки с вином, охотятся на уличных шлюх и их клиентов, преследуют гомосексуалистов, призывают окружающих к тотальному аскетизму и воинственно учат всех вокруг морали. Если бы некая колдовская сила перенесла депутата Милонова из Санкт-Петербурга в Вестерос, он бы наверняка не пропал и легко нашел там себе компанию. Да и нам всем без него было бы гораздо спокойнее.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera