СюжетыПолитика

Балтия вооружается для защиты от «внезапных учений» России

Балтийские страны хотят от НАТО все больше гарантий безопасности: по данным СМИ, альянс разместит там тяжелое вооружение. Российский МИД считает, что НАТО тем самым нарушает свои обязательства перед Россией

Этот материал вышел в номере № 65 от 24 июня 2015
Читать
Балтийские страны хотят от НАТО все больше гарантий безопасности: по данным СМИ, альянс разместит там тяжелое вооружение. Российский МИД считает, что НАТО тем самым нарушает свои обязательства перед Россией
Европейские учения НАТО. Фото: ТАСС
Европейские учения НАТО. Фото: ТАСС

The New York Times на прошлой неделе опубликовала статью о планах НАТО направить тяжелое вооружение в страны Балтии и Восточной Европы. Соответствующее решение может быть принято на ближайшей встрече министров обороны стран НАТО, которая пройдет в Брюсселе в конце июня. Речь идет о размещении более тысячи единиц бронетехники в Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Болгарии, Румынии и, возможно, Венгрии.

В балтийских странах на публикацию американской газеты отреагировали по-разному. Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс в интервью литовскому телеканалу подтвердил, что размещение тяжелого вооружения — часть программы НАТО по укреплению безопасности в странах Центральной и Восточной Европы. «Вооружение, которое будет дислоцировано, вне всякого сомнения, предназначено для большого числа военных, — заявил министр. — Оперировать конкретными цифрами я бы не хотел, но это, по сути, изменит ситуацию».

Информацию о размещении вооружений «Новой» подтвердили и в министерстве обороны Эстонии. В пресс-службе ведомства сообщили, что Эстония обращалась в НАТО с предложением разместить у себя вооружение союзников, поскольку это «послужит препятствием для потенциальной агрессии», а также «облегчит организацию учений для союзных войск и снимет необходимость транспортировки тяжелого вооружения».

В Латвии никто из официальных лиц публикацию о планах НАТО не прокомментировал, а в Министерстве обороны страны «Новой» сообщили, что не могут «обсуждать неподтвержденную информацию». «Однако мы уже заявляли публично и говорили об этом во время саммита в Уэльсе, что присутствие альянса играет важную роль в нашей безопасности, поэтому мы однозначно приветствовали бы такое решение, будь оно принято».

В последнее время Балтика выбрала четкий курс на сближение с НАТО. Переговоры о возможном размещении в балтийских государствах постоянного военного контингента альянса велись еще с прошлого мая, а на прошлогоднем саммите в Уэльсе прозвучало предложение создать группу быстрого реагирования численностью в 5 тысяч человек, которая могла бы быть переброшена в Балтию в кратчайшие сроки.

Пока что в Литве, Латвии, Эстонии находится около 500 американских солдат — и то, на временной основе. В руководстве этих стран хотят от НАТО большего: в конце мая в Североатлантический альянс поступил запрос на размещение в Балтии военных баз. В альянсе пообещали рассмотреть его в кратчайшие сроки.

Официально планы по расширению присутствия НАТО касаются безопасности в целом, но для всех очевидно, кого в Балтии считают угрозой номер один. Так, президент Эстонии Томас Хендрик Ильвес в интервью британскому The Telegraph пожаловался на нерешительность НАТО, которая не торопится перебрасывать своих военных, и поделился своими опасениями: «Если вы посмотрите на российские учения, то они начинаются внезапно. Все будет кончено часа за четыре». А президент Литвы Даля Грибаускайте в июне в ежегодном послании Сейму заявила, что «постоянный член Совета Безопасности ООН Россия сама стала агрессором, своими действиями на Украине подрывающим систему международной безопасности».

Понять руководство балтийских стран можно, считает литовский политолог Адриус Бачулис. «Теперешний бюджет РФ — это бюджет войны, — говорит Бачулис. — Добавьте к этому всевозрастающую агрессивную риторику, регулярные угрозы ядерным оружием (на росийско-белорусских учениях Запад-2013 отрабатывался ядерный удар по Варшаве), резко возросшую активность российских ВВС и флота на северном фланге НАТО и поймете, почему все соседние с Россией страны Альянса с 2010 года стали наращивать вооружения и обучать войска не экспедиционным действиям, а территориальной обороне».

Российский МИД, естественно, не в восторге от перспективы размещения вооружения НАТО под боком у России. Ведомство отреагировало на статью в New York Times обвинительным заявлением. «Появление подобной информации подтверждает, что США во взаимодействии со своими союзниками, судя по всему, всерьез нацелились на окончательный подрыв ключевого положения Основополагающего акта Россия — НАТО от 1997 года, в соответствии с которым альянс взял обязательство не размещать существенные боевые силы на территории упомянутых стран на постоянной основе», — говорится в заявлении.

Справедливости ради стоит отметить, что документ, на который ссылаются в МИД, не ограничивает объемы вооружений, а лишь призываем сохранять их на уровне «соизмеримом потребностям». Да и в принципе риторика Основополагающего Акта от 1997 года — призывы к сотрудничеству и построению общей архитектуры безопасности — ничем не напоминает нынешние агрессивные нападки, которыми время от времени перебрасываются представители российского МИД и НАТО.

«Основополагающий Акт Россия-НАТО был призван соответствовать «текущим и будущим обстоятельствам» так, как их видели в 1997 году, — прокомментировал «Новой» реакцию МИД министр обороны Эстонии Свен Миксер. — Тогда очень немногие могли предсказать, что Россия поведет себя так агрессивно по отношению к соседним Грузии и Украине. Неспособность России соблюдать международные договоры и действовать в соответствии с международными нормами полностью изменила обстоятельства».

Категоричность заявлений и демонстрация силы вовсе не означают дальнейшее охлаждение отношений — и не потому, что больше уже некуда, считают эксперты. По мнению Адриуса Бачулиса, может даже наступить улучшение. «По крайней мере, последовавшее заявление Пескова о том, что Россия готова к активному диалогу со странами Балтии и улучшению отношений с ними, намекает на это, — говорит политолог. — Тут нет никакого противоречия — я помню, как решение президента США Картера в ноябре 1979 года ответить на размещение советских ракет средней дальности СС-20 в странах ОВД размещением в Европе тактических ракет Першинг-2 и крылатых ракет наземного базирования через 5 лет привело к всеобщей разрядке напряженности и ряду договоров о разоружении».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow