Сюжеты

Ручеек в Крым

Россия сообщила о притоке отдыхающих на полуостров, но на Керченской переправе паромы почему-то ходят полупустыми

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 69 от 3 июля 2015
ЧитатьЧитать номер
Общество

Евгений Титовсобкор по ЮФО

 

Россия сообщила о притоке отдыхающих на полуостров, но на Керченской переправе паромы почему-то ходят полупустыми


Фото автора

В этом году Крым уже посетили около миллиона отдыхающих, заявил крымский министр курортов и туризма Сергей Стрельбицкий. Федеральное же агентство по туризму выдало прогноз, согласно которому новый российский курорт в 2015-м посетят до пяти миллионов. Это не просто цифры, это политика: Россия стремится показать успешность Крыма после его отторжения от Украины. В блогах кипят страсти по поводу правдивости данных, но мы обратим внимание на другое. Привлечь отдыхающих могут лишь цивилизованный сервис, гарантии безопасности и честное признание властями существующих проблем, в том числе на паромной переправе, связывающей полуостров с материковой Россией. В прошлом году переправа стала притчей во языцех, собрав десятки тысяч негативных откликов. Чтобы оценить ситуацию сегодня, корреспондент «Новой» добрался из Краснодара в Крым и обратно.

В пять утра на краснодарском автовокзале немноголюдно, но кассир говорит, что билеты до порта «Кавказ» на ближайшие два рейса раскуплены. «Вы к водителю подойдите», — заговорщически шепчет девушка в окошке. Не вняв совету, беру билет на очередной, еще «не распроданный» рейс в 12.25.

К моему удивлению, свободные места в автобусе есть, и водитель то и дело останавливается на трассе, подбирая голосующих. В порт попадаю после пяти вечера. В прошлом году очередь из машин здесь растянулась на несколько километров. Сейчас ожидают своей очереди не более десятка автомобилей, которые к тому же постоянно перемещаются. Водители довольны. «Паромы сейчас стали ходить отлично, — говорит Николай, который едет отдыхать в Ялту. — Но обслуги маловато, не мешало бы тут наладить автомобильный сервис».

Туристка Светлана сидит с чемоданами на автостанции, рядом с переполненной урной. Считает, что на крымском берегу сервис гораздо лучше, чем на кубанском.

«Во-первых, тут грязно, — говорит Светлана. — Мы ждем рейсовый автобус, туалеты платные, Но туалет, если говорить о чистоте, платным не назовешь».

На всей автостанции с десяток пассажиров. Пустует зал ожидания на паром, а в накопителе всего 6 машин. Чтобы не обвинили в предвзятости, все снимаю на видео. Полицейские дважды проверяют мое служебное удостоверение.

В здании морского вокзала год назад находились представители «Единой транспортной дирекции», отвечающие в том числе за работу парома. Но теперь здесь тишина и закрытые кабинеты без табличек. Подошедший в очередной раз полицейский объясняет, что претензии к работе парома надо предъявлять «где-то в Керчи».

При посадке на паром всех встречает паспортный контроль и досмотр вещей. Потом надо пройти между проволочными ограждениями и, опять же, по паспорту купить билет. У киоска, где продают билеты, очередь из четырех человек. Ждать надо всего пару минут. Переправиться одному без машины стоит 162 рубля, с машиной — 1190. Охранник выходит из будки и запрещает снимать, ссылаясь на указание начальства. Между тем на сайте «Единой транспортной дирекции» работают три веб-камеры, на которых и без меня отлично видны накопительные площадки на обоих берегах.

По официальным данным, между берегами курсируют четыре парома. Правда, ходят они не по расписанию, а, как сказано на информационном стенде в зале ожидания, «по загрузке».

Но загрузки нет: на весь огромный паром «Победа» едва ли наберется 30 пассажиров. Ждать отплытия пришлось минут двадцать, быстрее, чем год назад.

Большинство пассажиров — крымчане. Светлана Чистова живет в Феодосии. Переправой довольна: «В прошлом году было гораздо сложнее, а сейчас ждали ровно 15 минут и на паром заехали». Галина Архипова — из Ростовской области, едет в Крым к родителям. Тоже заметила перемены: «Мы в том году простояли очень долго, ужасно было. А сейчас вообще не стояли».

В пассажирском салоне работают кондиционеры, играет музыка, но почти никого нет. Можно наслаждаться одиночеством, но не позволяет сервис. В баре «чашка» кофе (половина маленького бумажного стаканчика) стоит 80 рублей.

О миллионе отдыхающих, посетивших Крым, республиканский министр туризма сообщил 12 июня. Почти половина из них (45%), по расчетам турведомства, должна была воспользоваться паромной переправой. В связи с этим фотографии пустого парома, выложенные мною в фейсбуке, вызвали жаркую дискуссию. Одни комментаторы доказывают, что туристический поток в действительности огромен, а кафе, вокзал и паром пустуют, потому что переправа идеально отлажена и люди не задерживаются. Другие считают, что российские власти лишь создают видимость благополучия, а на самом деле россияне, зная о санкциях, не особо стремятся в Крым. Третьи говорят, что по-настоящему сезон начнется лишь к концу июля и делать выводы преждевременно. Истина, видимо, где-то посередине, но бесспорно одно: реальное положение дел отличается от сочной картинки на российских телеканалах.

Крымский берег более цивилизован, чище и уютнее. С прошлых времен остались надписи про Wi-Fi. Теперь появились проволочные заборы и вооруженные дубинками охранники в камуфляже.

Работают шашлычные, магазины, кафе, но продавщицы скучают — нет посетителей.

Зато человек с бейджиком «Андрей Железняков» представляется начальником охраны, спрашивает, что я снимаю на видеокамеру, изучает мое удостоверение и предлагает «пройти».

— Здесь снимают, только если генеральный директор разрешит, — смущенно объясняет Железняков. Доводы про законодательство его не убеждают. Подходит и полицейский. В итоге начальник охраны записывает мою фамилию и номер телефона.

Обратно на материк переправляется еще меньше народа. Впрочем, для меня проблема не в пароме, а в автобусах. Оказывается, последний уходит из порта «Кавказ» в 18.20, следующий будет в 10 утра. «Нерентабельно им ездить, возить некого», — объясняет таксист Юра. Отелей, как и жилья вообще, на кубанской стороне не было и нет. Глухомань. Единственный выход — брать такси до Краснодара за 4 тысячи рублей. Или за тысячу, но тогда надо ждать, пока водитель найдет еще трех попутчиков на пустующем вокзале.

Кубань — Крым — Кубань

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera