РасследованияПолитика

«По большому счету — убийца»

В суде по делу лидера БОРН начался допрос Евгении Хасис

Этот материал вышел в номере № 67 от 29 июня 2015
Читать
В суде по делу лидера БОРН начался допрос Евгении Хасис

В Мосгорсуде продолжаются слушания в отношении предполагаемого лидера банды БОРН Ильи Горячева. В среду в суде выступили уже осужденные Михаил Волков и Юрий Тихомиров. Волкова присяжные признали виновным в убийствах антифашиста Федора Филатова и члена банды «Черные ястребы» Расула Халилова (эти эпизоды вменяются и Горячеву), в участии в экстремистской банде БОРН и незаконном обороте оружия. Тихомиров осужден за тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти Ильи Джапаридзе (также вменяется Горячеву). Присяжные посчитали Тихомирова в делу БОРН непричастным. В нынешнем процессе ничего нового не прозвучало — приговор по делу БОРН еще не вступил в силу, будет апелляция. Оба свидетеля в наручниках, как и прежде, отрицали не только свое участие в банде БОРН, но и само существование такой банды. С Горячевым, по их словах, оба не знакомы.

Гораздо больше ждали четверга, когда был анонсирован допрос второго ключевого свидетеля — Евгении Хасис. Первого — осужденного за убийство Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой Никиту Тихонова — допрашивали четыре дня. На его показаниях и строится версия обвинения. Хасис, осужденная на 18 лет за соучастие в убийстве адвоката, своими показаниями поддержала версию сожителя — Горячев был лидером и вдохновителем БОРН и отдавал приказы на убийства. Хасис значилась как свидетель обвинения, однако вызвала в суд ее защита.

Высокая, в белой водолазке и джинсах, с косой, закинутой на плечо и в наручниках, за трибуной свидетеля Евгения Хасис улыбалась и выглядела вполне уверенно. Шутила с адвокатами. Говорила складно и развернуто. Присяжные — а в основном составе десять мужчин — оживились.

Занервничал лишь Илья Горячев.

— Да, мне знаком Горячев Илья Витальевич, я знаю его как лидера Боевой организации русских националистов, — начала свою речь Хасис. — Информацию о том, что именно он является лидером БОРН, я знаю от него самого, от гражданского супруга Тихонова, от знакомого Паринова. А также я сама была очевидцем многих событий и разговоров и с уверенностью могу сказать: Илья Горячев, по большому счету, — убийца, он отдавал приказы убивать людей!

— Он убивал кого-то лично?

— Наверное, нет. Но это не значит, что Гитлера и Бен Ладена не надо считать убийцами!

Адвокаты суетились и пытались задавать вопросы одновременно. Главный — почему изначально Хасис давала иные показания, а в 2012 году ситуация резко изменилась.

— В 2009 году я отказывалась от дачи показаний, — ответила Хасис тем же уверенным тоном. — Я до последнего хотела выгородить Никиту, я заступалась за него правдами и неправдами. Мы искренне верили, что все те события — революционный путь в борьбе за добро и справедливость. Оценив последствия, я поняла, насколько был лжив Горячев. Он вводил в заблуждение Никиту, манипулировал им, говорил о своем влиянии на администрацию президента, что есть связи и эти связи можно задействовать, что от него зависит, будет в России гражданская война или нет. А сам цинично убивал людей, исходя из личных интересов и наживы. Осознав это и продолжать молчать — было бы верхом скотства».

По словам Хасис, у Горячева были политически амбиции — он хотел возглавить большую партию националистического толка, войти в парламент. Но создать такую партию с нуля невозможно, поэтому Горячев хотел использовать европейский путь — на примере Ирландской республиканской партии, легального и нелегального подразделений — политическая партия отстаивает свои интересы путем террора, который осуществляет нелегальное крыло.

На вопрос, почему Тихонов так доверял Горячеву, Хасис нашлась: они были самыми близкими друзьями, слова его не ставились под сомнение, Тихонов ему по-человечески доверял. И он мог бы отказаться выполнять приказ, если бы посчитал это неприемлемым — как в случае, когда Горячев предложил убить за деньги сотрудника ФСБ. Тот отказался — он был готов убивать только за идею. По словам Хасис, были и другие предложения. И они так договорились, что Тихонов выполняет приказы Горячева, а исполнители Горячева не знают — он должен быть вне подозрений.
А что касается администрации президента, которая, возможно, была заказчиком преступлений — об этом говорил Тихонов, то тут Евгения была не так уверена: «Администрация президента это политика. Политика не является предметом судебного разбирательства. И не имеет отношения к тому, что Илья Витальевич отдавал приказы на убийство людей».

Хасис только начала рассказывать об убийстве Станислава Маркелова — о том, что Горячев сумел внушить Тихонову ненависть к адвокату и предложил его убить еще до отъезда на Украину в 2008 году. Тогда Тихонов отказался — к этой теме они вернутся позже, в конце 2008 года. Следить за Маркеловым должны были четверо — Тихонов, Паринов, Коршунов и Волков. Но Коршунов засветился у пресс-центра, его сфотографировали антифашисты — слежку пришлось прекратить. В суде объявили перерыв на обед, после должны были продолжить. Хасис в это время перевели в аквариум к Горячеву — их разделяло стекло. «Вы уж нашего подзащитного не обижайте», — кокетничал с Хасис адвокат Фейгин.

Но тут зашел судья и сообщил, что заседание продолжено не будет — по неизвестным причинам.

Продолжение допроса во вторник.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow