СюжетыОбщество

«Здесь все будет так, как Господь пошлет, как хотим мы, православные»

В парке на северо-востоке Москвы продолжается сражение

Этот материал вышел в номере № 66 от 26 июня 2015
Читать
В парке на северо-востоке Москвы продолжается сражение
25 июня на протест против строительства храма пришло больше всего людей. Фото: Артур Макаров / ЖЖ
25 июня на протест против строительства храма пришло больше всего людей. Фото: Артур Макаров / ЖЖ

В четверг в московском парке «Торфянка» в Лосиноостровском районе полиция разогнала лагерь местных жителей, добивающихся отмены строительства православного храма на территории парка. Нескольких человек задержали под тем предлогом, что они якобы были пьяны.

К началу вечера 25 июня на месте конфликта еще оставались протестующие жители, а также их противники — активисты православного движения «Сорок сороков».

Гражданское противостояние в парке «Торфянка» на северо-востоке Москвы длится уже неделю. Поводом послужило возведение храма в зеленой зоне — заказчиком строительства является РПЦ. Жители Лосиноостровского района, где расположен парк, считают строительство незаконным, так как их мнение по этому вопросу не было учтено. На месте событий люди развернули палаточный лагерь, чтобы противостоять православным активистам движения «Сорок сороков», поддерживающим строительство.

Подготовительные работы для возведения храма в парке «Торфянка» начались 18 июня. На место прибыл священник и православные активисты, которые стали ограждать территорию под застройку. Горожане посчитали строительство религиозного объекта в парке незаконным. Оперативно развернули палаточный лагерь и преградили проезд технике собственными автомобилями. Уже несколько дней граждане дежурят в «Торфянке» и днем и ночью, пытаясь оспорить законность формально прошедших общественных слушаний. Местные жители уверяют, что об их проведении никогда не слышали, а значит, и мнение большинства по вопросу строительства храма не было учтено.

— Люди не против самого храма, а против того, чтобы застраивали парк, и против того, что их никто об этом не спросил, — рассказывает защитник парка Дмитрий.

На огороженной под застройку территории тем временем развернулся второй лагерь. Его наводнили православные активисты из движения «Сорок сороков». Само движение было организовано в 2013 году, а своей целью буквально провозгласило возведение 1200 храмов на территории столицы. По мнению активистов, это позволит столице вернуть дореволюционное количество храмов — 1600. Активисты установили на месте полевую кухню, биотуалет и православный крест. По вечерам защитники религиозных ценностей, съехавшиеся в «Торфянку» из разных районов Москвы и окрестностей, устраивали коллективные песнопения.

При входе в лагерь стоит охрана из нескольких человек с бейджами, на которых написано «православный доброволец». Узнав о том, что я журналист, пускать на территорию меня отказались, но тут же передумали и все-таки разрешили.

Оказалось, что в лагере сторонников храма также представлены местные жители, в основном пожилые женщины, но их немного.

— Я не знаю, почему они против, — сетует на соседей одна из них. — Они Богу не верят! А если православные, то должны сами сюда влиться и не загораживать дорогу машинами. Здесь все будет так, как Господь пошлет, как хотим мы, православные. У нас много морфинистов, пьяниц, всякое распутство творится.

Неподалеку за столом сидят мужчины спортивного телосложения, на некоторых футболки с символикой «Сорок сороков». Отвечать на мои вопросы они согласны лишь при условии, что на интервью я получу благословение батюшки. Решаю играть по правилам и получаю разрешение священника, который присутствует в лагере.

Стройплощадку для храма до 25 июня лично охраняли православные активисты. Фото: Артур Максимов / ЖЖ
Стройплощадку для храма до 25 июня лично охраняли православные активисты. Фото: Артур Максимов / ЖЖ

Не успела я начать беседу с одним из активистов, к нам подошел лидер движения Владимир Носов и сообщил, что благословения у меня все-таки нет. Решаем выяснить правду у самого батюшки. Православный священник как ни в чем не бывало говорит, что не расслышал мою просьбу, и на интервью все равно не благословил бы. Меня тут же выпихнули с территории.

Возвращаюсь в лагерь защитников парка.

— Понимаете, здесь все за строительство храма, просто мы хотим, чтоб он был построен в другом месте, — рассказывает жительница района.

Сейчас под строительство отведено 0,2 га земли, но это лишь для сооружения временного храма. В перспективе планируется возвести объект, способный вместить до 500 человек. Очевидно, что такое строение потребует большей территории. Возможность лишиться привычного места для отдыха вызывает обеспокоенность местных жителей, которые привыкли гулять в парке с детьми, зимой кататься на лыжах, а летом загорать. «Хочу загорать в парке, не опасаясь своим телом в купальнике оскорбить чувства верующих», — написала горожанка Екатерина в группе защитников парка в соцсети «ВКонтакте». В то же время православные активисты называют информацию о перспективе расширения строительства попыткой манипуляции и обвиняют оппозиционных политиков в намерении устроить «Майдан»

Скандалы вокруг церковной застройки случаются регулярно. За последние годы против храмового строительства выступали жители Царицына, Марьина, Печатников, Хорошево-Мневников, Строгина, Измайлова, Куркина. Однако даже активисты движения «Сорок сороков» признаются, что с таким серьезным отпором, как в «Торфянке», прежде не сталкивались.

Курс на массовое строительство храмов в Москве был взят еще при Лужкове. Идея данного проекта изначально принадлежала Патриарху Кириллу: в 2009 году он отметил, что Москва находится на последнем месте среди регионов России по соотношению количества храмов и православного населения. В рамках «Программы-200», реализуемой при участии правительства Москвы, за 8–10 лет планируется построить 200 новых церквей. На сегодняшний момент возведено уже 35 храмов, 31 находится в стадии строительства. Примечательно, что в СВАО, где сейчас разразился конфликт, 66 церквей. Многие местные жители отмечают, что никакой нужды в дополнительном культовом сооружении попросту нет.

Активисты «Сорока сороков», считающие поддержку церковного строительства своей главной целью и религиозным долгом, с горожанами, конечно же, не согласны. Выясняется, что проповедовать свои ценности они готовы в том числе и силовыми методами. Жители Лосиноостровского района рассказывают, что православные активисты не только называли их безбожниками, быдлом из «Дома-2», геями и лесбиянками, но также пытались вытеснить их лагерь с территории. Многие видели, как сторонники храма фотографировали номера машин, которыми блокирован подъезд к парку, а также пресекали их попытки проследовать за самыми активными защитниками «Торфянки» до дома. На месте конфликта круглосуточно дежурила полиция, а по вечерам появлялись дружинники, для того чтобы избежать провокаций и столкновений.

В связи с нарастающей напряженностью на сайте РПЦ накануне разгона лагеря появилось сообщение от Патриарха Кирилла: он призвал сторонников и противников храма покинуть территорию парка и дождаться судебного решения.

И вот вчера лагерь противников строительства был зачищен ОМОНом.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow