СюжетыПолитика

Америка не хочет взаимности

Будут ли арестованы госактивы РФ в США после решения Гаагского арбитражного суда по «делу ЮКОСа» — или Госдеп решит встать на защиту России?

Этот материал вышел в номере № 66 от 26 июня 2015
Читать
Будут ли арестованы госактивы РФ в США после решения Гаагского арбитражного суда по «делу ЮКОСа» — или Госдеп решит встать на защиту России?

Заговор Вашингтона и «кончина доллара»

Бывший конгрессмен, в прошлом выдвигавшийся кандидатом в президенты США, а ныне частый гость телепрограмм RT (нынешнее название для Russia Today) Рон Пол предупреждает: арест российских активов ускорит «кончину доллара». Отставной политик, возглавивший Институт мира и процветания имени самого себя, озабочен тем, что США и Великобритания могут последовать примеру Бельгии и Франции, наложивших арест на российские госактивы в связи с отказом Москвы выплатить бывшим акционерам ЮКОСа 50 миллиардов долларов во исполнение решения третейского суда в Гааге.

В Америке, где разворачивается предвыборная гонка и хватает собственных скандалов, решение по ЮКОСу и аресты российского зарубежного имущества в Европе не стали большой новостью. Тем любопытней позиция Рона Пола, который видит за происходящим заговор вашингтонского обкома. Бывший конгрессмен отмечает, что аресты российских активов совпали по времени с острейшим финансовым кризисом в Греции, власти которой, открыто конфликтующие с руководством Европейского союза, хотели бы обратиться за финансовой помощью к Москве. Любимец канала RT обрушивается и на МВФ: «В свете недавнего заявления Международного валютного фонда о его полной и безоговорочной поддержке Украины становится еще более ясно, что МВФ и другие международные институты являются не чисто техническими организациями, а играют роль лакеев, полностью подконтрольных вашингтонской внешней политике. Строго следуйте линии вашингтонской политики, и международные институты придут вам на помощь, вне зависимости от того, насколько вы запутались. Но если вы только подумаете о том, чтобы разговаривать с Россией, вы столкнетесь с серьезными последствиями».

Рон Пол разделяет точку зрения Кремля: США строят однополярный мир и пытаются диктовать и внешнюю политику, и кредитно-денежные отношения. Предупреждение Пола не ново: Россия и Китай могут создать свою, альтернативную доллару денежную систему, подкрепленную золотым запасом, и обрушить доллар. При чем тут ЮКОС? Еще одна цитата Рона: «Правительство США знает, что Россия не будет беспечно принимать диктат Вашингтона, и тем не менее впадает в истерику как капризный ребенок, когда Россия не отказывается защищать свой суверенитет. Существование страны, которая не пресмыкается перед Вашингтоном, является смертным грехом, который должен быть наказан экономическими санкциями, попытками заморозить Россию на мировых финансовых рынках, завуалированными угрозами лишить Россию права проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году и теперь арестами российских государственных активов». Конец цитаты, смысл которой перекликается с недавним утверждением главы Совета безопасности РФ Николая Патрушева: США хотят, чтобы России не существовало как государства.

Рон Пол ни словом не упомянул, что 50 миллиардов присуждены акционерам ЮКОСа судом в Гааге, где был и российский представитель. Россия, соглашаясь на международный третейский суд, заранее тем самым признала обязательность исполнения его решений.


Арест активов — вопрос времени

Акционеры ЮКОСа через компанию GML (Group Menatep Limited) обратились в окружной суд Вашингтона в декабре прошлого года с просьбой признать решение Международного арбитражного суда в Гааге. Первый шаг, чтобы начать разбирательство по делу об аресте российских активов в США, сделан. С тех пор новостей из суда нет. В прошлом в США уже арестовывались счета иностранных государств, например, после революций на Кубе и в Иране, когда там была захвачена собственность американского государства и его отдельных граждан.

Однако, как полагает экономист Андерс Аслунд — старший эксперт Атлантического совета (Atlantic Council), в данном случае речь идет не о политической акции, а об элементарном возврате долга в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией 1958 года о признании решений иностранного арбитражного суда. «Случай ЮКОСа уникален прежде всего размером компенсации, присужденной арбитражем. Поскольку судебные издержки в американских судах очень высоки, процессы по взиманию долга обычно проходят в других странах. GML потратил 100 миллионов долларов, прежде чем выиграть в суде против РФ. Под замораживание подпадают государственные активы и имущество, за исключением дипломатической собственности, военного имущества, также обладающего дипломатическим иммунитетом, и резервы Центробанка. Могут быть заморожены акции, принадлежащие государству, имущество, не имеющее статуса неприкосновенности, например торговые представительства, собственность госпредприятий и госбанков, например ВТБ», — заявил Аслунд. Экономист убежден, что арест российских активов в США — это вопрос времени.

Нет доверия Госдепу

Бывший юрист ЮКОСа, председатель Комитета российской экономической свободы (КРЭС) Павел Ивлев также не видит причин, препятствующих исполнению решений Гаагского трибунала. «Процесс идет своим чередом, американская судебная система очень сложная, множество правил и законов. Я не исключаю, что адвокаты Российской Федерации здесь, в Америке, сопротивляются, ведут эффективную работу, и процесс затягивается. Но это, по большому счету, формальные задержки. По целому ряду причин суд проходит медленней, чем в Европе, но я абсолютно уверен, что рано или поздно это произойдет». Адвокат предположил, что заморозке могут подлежать американские счета Внешэкономбанка, госкорпораций Роснано, Росатом и других.

— О каком порядке цифр может идти речь?

— Думаю, названные организации крупным имуществом здесь не владеют. А сколько получает Росатом за поставки в США уранового топлива для американских атомных станций — информация, по-моему, не слишком публичная. Можно предположить, что речь идет о миллионах долларов. Что-то «наинвестировало» в Силиконовой долине Роснано, какие-то тоже получает здесь платежи. Есть и принадлежащие Российской Федерации гособлигации казначейства Соединенных Штатов.

— Какую роль может сыграть Государственный департамент, или это чисто судебный вопрос?

— Несмотря на принцип разделения властей, в определенных случаях Госдеп может выступать со своим мнением. Такие прецеденты на моей памяти были. Когда Госдеп вставал на защиту прибывшего в Соединенные Штаты прокурора по делу ЮКОСа, которого я попросил допросить. Государственный департамент буквально грудью встал на его защиту, послал бумагу в суд. Судья сказал мне: извините, мы не будем вмешиваться. Если Госдеп США решит встать на защиту России и российских активов — в силу того что американцы стремятся жить в мире, дружбе и любви с режимом Путина, то они смогут сделать все что угодно. Я не очень доверяю обамовскому Госдепу. Если они боятся, что какие-то активы Соединенных Штатов могут быть заморожены и арестованы в России, чтобы не допустить такой взаимности, о которой министр Лавров заявил совершенно прямо, возможно, Госдеп решит воспрепятствовать таким арестам в США. Но решать, безусловно, будет судья.

P.S.Бывший советник президента США по вопросам национальной безопасности Збигнев Бжезинский в 2009 году заявлял, что в Америке хранятся активы российской элиты на $500 млрд. «Таким образом, это не ваша, это наша элита», — то ли в шутку, то ли всерьез отметил патриарх американской политики. В отличие от госимущества, этим деньгам решение Гааги не угрожает.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow