РасследованияПолитика

Дело Политковской и продолжение дела Навального: что изменилось за неделю

Этот материал вышел в номере № 67 от 29 июня 2015
Читать

Москва: Вопрос о заказчике государство не интересует

В пятницу, 26 июня, Верховный суд наконец-то вынес решение по жалобе осужденных годом ранее фигурантов дела об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. Приговор Мосгорсуда оставлен в силе, лишь на полгода — с 14 до 13,5 года — смягчено наказание Джабраилу Махмудову, который следил за Политковской. Остальным — все без изменений. Это осужденные на пожизненное Рустам Махмудов и Лом-Али Гайтукаев (признаны исполнителем и организатором преступления), Ибрагим Махмудов (получил 12 лет строгого режима, тоже следил за журналистом) и бывший милиционер Сергей Хаджикурбанов — еще один организатор преступления (20 лет колонии строгого режима).

Рассмотрение жалобы в ВС откладывалось с прошлого года — то осужденный Рустам Махмудов заявил, что не подписал постановление об ознакомлении с материалами дела. Затем вспомнил, что он чеченец и потому (хоть и знает русский) заседание в Мосгорсуде должно было вестись с участием переводчика. В итоге Махмудову переводчика дали, и он несколько месяцев «изучал» дело вновь.

И вот в конце июня 2015 года Верховный суд наконец-то смог приступить к делу. Хаджикурбанов и Ибрагим Махмудов написали заявления об отказе лично присутствовать на заседании. Гайтукаев и остальные Махмудовы были и, в отличие от своего поведения в Мосгорсуде, держались спокойно. Говорили то же, что и раньше, — что невиновны, что приговор должен быть оправдательным, что судили их не по закону и что они никогда бы не стали убивать, тем более женщину, тем более такую, как Политковская, которая столько сделала для их народа.

— Я прошу отменить приговор и столь суровое наказание. Или же уже всем нам дать пожизненное, чтобы не так скучно было, — резюмировал Джабраил Махмудов. Но судебная коллегия, взяв на решение два часа, ничего отменять не стала.

Казалось бы, на этом можно поставить точку. Но мы, коллеги Анны, и в первую очередь ее дети — Вера и Илья Политковские — убеждены: завершенным уголовное дело назвать нельзя. Заказчик убийства до сих пор не назван: вопрос просто завис в воздухе. И нет никакой информации ни у редакции «Новой», ни у потерпевших, ищет ли следствие заказчика вообще. Полная тишина. Что и вызывает у коллег и родных Анны самое горькое сожаление.

Дело Навальных: ущерба нет, но сидеть будет

Мосгорсуд в субботу, 27 июня, отказался пересматривать приговор братьям Навальным по делу Yves Rocher — кассационные жалобы осужденных суд оставил без удовлетворения. Навальные, напомню, обвинялись в том, что якобы мошенническим путем похитили денежные средства ООО «Ив Роше Восток» в размере свыше 26,7 млн рублей, а также ООО «Многопрофильная процессинговая компания» в размере более 4,4 млн рублей. Эти средства братья будто бы легализовали, перечислив на счет подконтрольного им ООО. По версии следователей, Алексей Навальный создал ООО «Главное подписное агентство», а его брат Олег, являвшийся в 2008 году начальником департамента внутренних почтовых отправлений «Почты России», убедил представителей признанных потерпевшими компаний заключить договор на грузоперевозки с «Главподпиской».

Правда, еще в феврале 2013 года финансовый директор «Ив Роше Восток» Кристиан Мельник сообщил следователям, что компания не понесла никакого ущерба, даже упущенной выгоды от сотрудничества с «Главподпиской» не было. Цитата: «На основании вышеизложенного докладываю об отсутствии у ООО «Ив Роше Восток» какого-либо реального ущерба и упущенной выгоды вследствие сотрудничества с ООО «Главподписка» в период с 2008 по 2012 год».

А осенью 2014-го директор по логистике «Ив Роше Восток» Сергей Аверьянов уже в суде заявил, что претензий к «Главподписке» не имеет, Навальные его не обманывали и предлагали цены, которые устраивали обе стороны. То же самое сказала и старший экономист «потерпевшей» МПК Наталья Березовская: договор с «Главподпиской» был выгодным, цены — среднерыночными, и ущерба она не видит. К ним присоединились и другие представители «потерпевших».

Но все эти показания Замоскворецкий суд (Олега Навального он приговорил к 3,5 года общего режима, Алексею дал условно) и вот теперь Мосгорсуд учитывать не стали.

В своих постановлениях об отказе в пересмотре дела Мосгорсуд отметил, что выводы нижестоящего суда «подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, достоверность которых сомнений не вызывает». А «исправление» Олега Навального «возможно лишь в условиях изоляции от общества» и отвечает «целям восстановления социальной справедливости».

Что-то подобное было несколько лет назад во втором деле Ходорковского и Лебедева. «Потерпевшие» — представители отошедших «Роснефти» бывших дочек ЮКОСа на запрос судьи Данилкина прислали в суд бумаги, в которых сообщали, что в инкриминируемый следствием как хищение период деятельность подсудимых приносила «дочкам» прибыль, а не убыток. Собственно, это и есть один из признаков политически мотивированных уголовных дел — когда отсутствие ущерба налицо, но суды это ни капли не смущает: надо посадить — посадят.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow