Сюжеты

Материнская плата

Великая Сильви Гиллем прощается со сценой на Чеховском фестивале

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 67 от 29 июня 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Екатерина Васенинакорреспондент отдела культуры

 

Великая Сильви Гиллем прощается со сценой на Чеховском фестивале

Видеть всемогущество человеческого тела, рожденное на сцене здесь и сейчас, счастливая привилегия зрителя — современника гениального артиста. Тоска по уходящему со сцены на твоих глазах всемогуществу понятна. Но «Жизнь продолжается» — свой прощальный тур балерина Сильви Гиллем назвала именно так. Московский Чеховский фестиваль и Театр Моссовета стали одной из точек на карте ее всемирного турне.

Не было сказано, что Гиллем уходит из балета: она уходит просто жить. «У меня есть друг, которому я выдала «лицензию на убийство» на случай, если захочу танцевать дольше, чем следует. Если честно, мне хотелось бы избавить его от этой миссии», — вскользь заметила сама балерина.

А видеозаписи, фильмы-спектакли Гиллем («Эвиденция», «На краю», «Священные монстры») остаются со зрителем. Жизнь продолжается.

Любимица Рудольфа Нуриева, Гиллем танцевала в Парижской опере Джульетту, Золушку, Китри в его балетах. Любимица Мориса Бежара, в его балетах Гиллем была главной в «Болеро», «Весне священной». Была Елизаветой Австрийской в бежаровском куртуазном костюмном балете «Сисси, императрица-анархистка», сочиненном специально для нее. Ее работы с Акрамом Ханом и Расселом Малифантом — классика современной хореографии.

В «Священных монстрах» Гиллем и Акрам Хан устраивали битву профессионалов, перетанцовывали друг друга, поражая искусностью и энергией. В новой работе Хана для Гиллем Techne танцовщица — внутри актуальной темы одиночества человека, использующего технологии для общения. Ее героиня не может отойти от железного древа, спаянного из тысяч компьютерных материнских плат, танец возможен только в круге света вокруг гигантской компьютерной системы. Гиллем имеет смелость танцевать не в музыку, а вступать с ней в увлекательный диалог равных. Обнажать беспомощность плоти и дразнить совершенство техники, порабощающей нас на наших глазах.

После 39 лет «у станка» и на сцене (Гиллем отсчитывает от момента, когда 11-летней девочкой вошла в балетную школу Парижской оперы) она сама — как системная материнская плата для мира современного балета, признанный гарант взаимопонимания между разными типами мышления.

В программе 2009 года на «Золотой маске» в соло Two Гиллем производила впечатление великолепного киборга, пневматичного и мощного. В дуэте Push с Расселом Малифантом рассказывала о том, что даже киборг может быть укрощен музыкой и мужчиной. В Push металл ее тела плавился и растекался, по сцене лилась река сияющей стали, льнущей к охлаждающей воде мужской партии Малифанта. Для тура 2015 года Малифант поставил для Гиллем женский дуэт «Здесь и потом» с балериной La Scala Эммануэлой Монтанари. Женский дуэт «Здесь и потом» и мужской «Дуэт» Уильяма Форсайта в программе «Жизнь продолжается» читаются как история нарастающего одиночества полов. Малифант и Форсайт без нажима, но со всей очевидностью показывают, как легко женщины понимают друг друга, как легки и естественны их синхроны, как сама собой рождается красота совместного танца. И в мужском дуэте импровизации и комбинации выполняются с пониманием анатомии и психологии партнера.

Точность танца самой Гиллем неумолима, как природные циклы. Слог рекламы швейцарских часов тоже уместен: точность механизма, аристократичный и мощный корпус. Танец вовлекает в водоворот движения вселенной — она в своем теле, как в капле, прозрачно и безупречно показывает волшебство самой жизни. Ее присутствие в ландшафте современного балета и современного танца стало системообразующим: она показала, какие возможности открываются в синтезе тоталитарного классического танца и импровизационного свободного. Уход Гиллем со сцены делает вызов новым прорывам.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera