СюжетыПолитика

«Было бы здорово отправить вместе на орбиту Обаму и Путина»

Американские астронавты уверены, что в космосе можно решить многие проблемы, которые кажутся неразрешимыми на Земле

Этот материал вышел в номере № 69 от 3 июля 2015
Читать
Американские астронавты уверены, что в космосе можно решить многие проблемы, которые кажутся неразрешимыми на Земле

После Крыма в прошлом году американский конгресс принял законодательство, запрещающее министерству обороны продолжать закупку российских ракетных двигателей РД-180 для вывода на орбиту американских военных и разведывательных спутников. Как оказалось, космос стал именно тем «слабым звеном» в американских санкциях, где интересы бизнеса и политики кардинально разошлись. Хотя в Крыму и на востоке Украины ситуация для официального Вашингтона не улучшилась, всего через пять месяцев действия запрета Пентагон просит его снять. В министерстве обороны отмечают, что российские двигатели к ракетам нужны США как минимум еще несколько лет.

Свой американский двигатель недостаточно испытан, убеждены в министерстве обороны. В минувшее воскресенье авария ракеты-носителя Falcon 9 компании SpaceX привела к взрыву корабля Dragon, который должен был доставить грузы на МКС. На орбиту американцы пытались отправить почти две тонны груза, 30 студенческих научных проектов, две голографические линзы и специальный док-адаптер, который позволял бы в будущем стыковаться с МКС американским коммерческим космическим управляемым кораблям, над которыми работают SpaceX и Boeing.

Главный администратор НАСА Чарльз Болден отмечает, что, несмотря на очередную потерю груза (28 апреля 2015 года произошла авария российского транспортного корабля «Прогресс-М27М»), международный экипаж МКС обеспечен всем необходимым еще на несколько месяцев.

«Мы будем работать в тесном сотрудничестве с SpaceX, чтобы понять, что произошло, исправить проблему и вернуться к запускам», — говорится в заявлении Болдена. По контракту с NASA на сумму $1,6 млрд Dragon должен был совершить 12 рейсов к МКС до 2016 года.

Причиной аварии американской ракеты-носителя Falcon 9 могло стать неожиданно возникшее избыточное давление в резервуаре с жидким кислородом. Об этом сообщил глава компании SpaceX Элон Маск. Программа будет продолжена. Помимо полетов к МКС компания намерена заключить контракты с военным ведомством США на доставку военного оборудования в космос.

Еще один масштабный проект Маска — запуск на орбиту четырех тысяч спутников для создания «космического интернета». В ближайшие годы частные коммерческие проекты станут «главным двигателем» американской астронавтики.

После закрытия программы «Шаттл» и задержек в реализации новой программы космического корабля Orion, создаваемого для полетов на Луну, Марс, к астероидам (она находится в стадии первых испытательных беспилотных полетов), доставить на орбиту американцев и их спутники могут только иностранцы. Ракетная зависимость от России особенно бурно обсуждается в конгрессе. Крым и Донбасс добавили масла в огонь.

Авария Falcon 9 над Флоридой не должна стать поводом для того, чтобы США вновь обратились к России в поиске ракетных двигателей для доставки военного оборудования в космос, заявил председатель сенатского комитета по вооруженным силам Джон Маккейн. Выступая через день после того, как беспилотный корабль с ракетой-носителем взорвался после старта, Маккейн сказал: «Я уверен, что эта незначительная неудача никак не помешает будущему успеху SpaceX и ее способности поддерживать космические миссии, совершаемые в целях национальной безопасности США».

Сенатор отметил, что НПО «Энергомаш», производящее ракетные двигатели, имеет тесные связи с Владимиром Путиным и собирается получить $300 млн от американских продаж. Согласно данным агентства Reuters, миноритарием «Энергомаша», в котором государству принадлежит большинство акций, является один из ближайших друзей президента Юрий Ковальчук.

Заявление Маккейна появилось в тот же день, что и заявление вице-премьера российского правительства Дмитрия Рогозина. «Самое время коллегам в США задуматься о логичности их санкций против Роскосмоса. В космосе политиканству нет места», — отметился Рогозин в своем твиттере. Напомним: в прошлом году в ответ на американские санкции этот государственный деятель заявил, что американцам придется теперь добираться на МКС с помощью батута.

The Wall Stree Journal пишет, что любые попытки отказаться от российских агрегатов нанесут урон национальной безопасности США. Запрос Пентагона в конгресс о снятии запрета на российские двигатели, как ожидается, станет поводом для бурных дискуссий законодателей. Например, The New York Times приводит мнение Дункана Хантера — республиканца, члена комитета по делам вооруженных сил палаты представителей: «Я не знаю, может быть, целью Пентагона, как и администрации Обамы, является умиротворение Путина. Вы можете представить космическую гонку между странами исключительно на российских ракетах?»

Запрос Пентагона поддерживают глава разведки и два самых влиятельных оборонных подрядчика — Boeing и Lockheed Martin. И их давление, отмечает The New York Times, может преодолеть режим финансовых и визовых санкций для российских чиновников, в том числе из оборонной отрасли, введенных Вашингтоном. Российский двигатель РД-180 был использован в 54 запусках последней версии ракеты-носителя Атлас V для коммерческих полетов, программы НАСА и военных миссий.

В свою очередь, выступая перед сенатом в апреле, секретарь по делам военно-воздушных сил Дебора Ли-Джеймс сказала, что после вторжение России в Крым «стало ясно, что мы не должны полагаться на российские двигатели». Но покончить с зависимостью от РД-180 «не так просто, как кажется», считает Дэвид А. Дептула, отставной генерал ВВС, который работает в институте аэрокосмических исследований в Арлингтоне, штат Вирджиния. «Недофинансирование, отсутствие четкого видения перспектив и мощная бюрократия замедляли всякие альтернативные инновации в течение многих лет», — перечисляет причины кризиса эксперт. А конгрессмен Хантер утверждает, что «некоторые крупнейшие (американские) оборонные компании лоббируют интересы русских».

В Центре управления полетами в Хьюстоне, где я недавно побывал, астронавты НАСА предпочитают говорить не о политических проблемах, а о сотрудничестве. Те, кто летал на МКС, до сих пор помнят русский язык и с теплотой говорят о работе международных экипажей. Николь Стотт дважды побывала на МКС. Шесть лет назад она прилетела на станцию на челноке Discovery и тогда же совершила выход в открытый космос, длившийся свыше шести часов. «Международная космическая станция — место замечательное и уникальное. Это для нас дом. Компоненты, собранные в разных местах планеты, и международные экипажи действуют как единый организм. Когда мы парили вместе в невесомости, то иногда рассуждали, как бы мы могли решать проблемы планеты. Я убеждена, что так же эффективно, как на международной станции, этом шедевре инженерной мысли и культурном феномене, мы могли бы работать и на Земле. Было бы здорово отправить вместе на орбиту Обаму и Путина. В космосе тело чувствует себя по-другому, вместе с возможностью летать по станции вы освобождаетесь внутренне и по-другому видите планету, на которой мы живем. Думаю, политикам было бы полезно полетать вместе у иллюминатора и по-новому взглянуть на Землю».

Ну и как вам предложение астронавта Николь Стотт, адресованное Кремлю и Белому дому?

15 стран участвуют в международной космической программе, число флагов в космическом центре Хьюстона постоянно растет. Неудача одной из стран здесь становится общей неудачей.

На прошлогодних слушаниях в конгрессе, посвященных 45-летию высадки на Луну, экипаж МКС впервые в истории вышел на телевизионную космическую связь с законодателями прямо на Капитолийском холме. Некоторые конгрессмены признавались, что мечтают слетать в космос. Они привели на слушания детей и внуков. Командир МКС-40 Стивен Суонсон и бортинженер Рид Вайзман сказали законодателям: совместные исследования должны продолжаться. Несмотря на санкции, несмотря на конфликты. Рид Вайзман развеял опасения политиков: «Когда мы отмечали день рождения русского космонавта, на столе была американская, русская и европейская пища — правда, космическая. У нас был замечательный вечер. Жаль, что подарки нельзя было разворачивать — улетели бы. Но Саше Скворцову и так все понравилось».

Сейчас на МКС напряженная ситуация. Два подряд грузовых корабля — российский и американский — потерпели крушение. Экипаж терпеливо ждет помощи с Земли. И ему не важно, чей ракетный двигатель поможет доставить все необходимое на орбиту.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow