СюжетыОбщество

Путевка в жизнь с черного хода

Выпускники донбасских вузов получают российские дипломы

Этот материал вышел в номере № 70 от 6 июля 2015
Читать
Выпускники донбасских вузов получают российские дипломы
На фото слева доцент Луганского университета им. Владимира Даля Аркадий Бихдрикер
На фото слева доцент Луганского университета им. Владимира Даля Аркадий Бихдрикер

В вузах Ростовской области сдали госэкзамены и защитили дипломные работы несколько десятков бакалавров и специалистов из учебных заведений, расположенных на территориях непризнанных «Луганской и Донецкой народных республик». Все выпускники получат дипломы российских вузов. Но подробности оснований и порядка, по которым донецкие и луганские студенты заканчивали обучение в ростовских вузах, преподаватели раскрывать не стали, сославшись на данные ими подписки о неразглашении информации третьим лицам.

Официально информация о том, что в стенах Южного федерального университета (ЮФУ) защищают свои дипломные работы и сдают госэкзамены студенты выпускных курсов вузов непризнанных «ЛНР и ДНР», мягко говоря, не афишировалась. Ни на одном информационном стенде ни одного факультета не было указаний даты, времени, места завершающих испытаний, не говоря уже о специальностях дипломников (бакалавров). По неофициальной информации (в соцсетях, из разговоров с преподавателями и обитателями студенческого городка), следовало, что в конце июня — начале июля в ЮФУ прибыла группа от 70 до 300 человек. Все эти выпускники якобы оформлены как экстерны университета и в случае успешной сдачи госэкзаменов и защиты дипломных работ получат дипломы об окончании российского Южного федерального университета.

Тайна 311-й аудитории

Развеять эти слухи помогли сами посланцы вузов мятежного Донбасса. Точнее, одного вуза — Луганского университета им. Владимира Даля: 2 июля 2015 года на экономическом факультете ЮФУ восемь студентов-дипломников защищали свои работы. Оценивала их комиссия, составленная в основном из преподавателей кафедры экономической кибернетики.

О том, что именно с 9 часов утра происходит в аудитории 311, в деканате экономического факультета толком объяснить не смогли: отрицать факт присутствия в здании луганских дипломников не стали, назвали номер аудитории, но заявили, что идет не защита, а государственные экзамены.

В отличие от защиты дипломов (а эта процедура открытая, присутствовать может любой желающий), государственные экзамены (во всяком случае, в ЮФУ) всегда проходят за плотно закрытыми дверями. Память о студенческих годах подсказывала, что по регламенту перед экзаменационной комиссией предстает один студент, остальные ждут своей очереди у входа в аудиторию.

На дверях аудитории 311 в здании экономического факультета ЮФУ не было ничего — ни предупреждения о том, что здесь идут «госы», ни группы студентов, дожидающихся своей очереди. Оставалось поверить на слово сотрудницам деканата и дожидаться, когда луганские выпускники — по одному или всей группой — выйдут в коридор.

Ждать пришлось полтора часа: в коридор вышла невысокая девушка в белой блузе и черных брюках. Она-то и уточнила, что в 311-й действительно студенты из луганского вуза и что там идет защита дипломных работ. На другие вопросы (к примеру, какое отношение имеет луганский вуз к ростовскому университету) девушка отвечала неохотно.

Прошло еще полчаса — и из аудитории 311 в коридор вышли двое юношей и шестеро девушек, «опекаемых» мужчиной постарше.

— Аркадий Семенович Бихдрикер, кандидат технических наук, доцент Луганского университета им. Владимира Даля, — представился он. Но дальнейший разговор был прерван: группу пригласили обратно, чтобы объявить результаты.

Предваряя кульминационный момент, завкафедрой экономической кибернетики Сергей Крюков объявил: четыре работы оценены на «хорошо», другие четыре — на «удовлетворительно», и сообщил, что посланцы Донбасса стали специалистами в области математических методов экономики, в подтверждение чего скоро получат дипломы.

— Дипломы Южного федерального университета, — уточнил куратор группы Аркадий Бихдрикер.

Как рассказали потом сами ребята, они — студенты заочного отделения, и хотя военные действия сильно сказались на подготовке каждого из них (почти все побывали под обстрелами), учебы никто не прекращал. В принципе защищать дипломы можно было и дома. Но некоторые студенты-выпускники решили защищаться в Ростове.

— Потому что дипломы, которые сейчас выдаются в «Луганской народной республике», пока не могут признаваться, — объяснил Аркадий Бихдрикер. — Украина их принципиально не признает. Россия не признает по политическим причинам. Есть предприятия в Луганске, куда принимают и с дипломами «ЛНР». Но есть предприятия, которые работают у нас, но относятся к Украине. И с дипломами «ЛНР» там нельзя. И людям, которые там работают, нужен диплом, который бы признавался и в Украине. Поэтому для социальной защиты выпускников возникла такая договоренность между ректорами Луганского университета и ЮФУ.

Дорогое удовольствие

Как рассказал г-н Бихдрикер, защита в Ростове была делом добровольным.

— Благодаря программе правительства России об оказании помощи соотечественникам, ребята поступили в экстернатуру ЮФУ бесплатно. Поэтому и обучение было бесплатным. Но чтобы приехать в Ростов и жить тут два-три дня — это уже требует затрат…

Куратор сказал, что расселили луганчан тоже бесплатно в студенческих общежитиях ЮФУ. Но при маленьких луганских зарплатах (например, он, доцент, в пересчете на российские деньги получает 6,5 тысячи рублей в месяц) даже затраты на питание в студенческой столовой (обед — 350 рублей и ужин — 250 рублей) — существенные траты.

О профессиональных перспективах донбасские выпускники ЮФУ в области математических методов экономики говорят по-разному. К примеру, Юлия Сысоева возвращаться на родину не собирается:

— Не имеет смысла. В нашей стране все будет настраиваться еще лет десять: работы нет, продуктов нет. В России хотя бы что-то заработаешь и можно будет послать какие-то деньги домой.

Сейчас Юля живет в Москве, работает официанткой, снимает с подругами комнату, за которую они вскладчину платят 20 тысяч рублей в месяц.

Дмитрий Шабанов, напротив, убежден, что пригодится как специалист в родном Краснодоне:

— У меня есть своя страна. Зачем мне в другую ехать что-то искать? Мы все равно всё восстановим.

— Своя страна — это будет Луганская республика или Украина?

— А Луганская область все равно остается в составе Украины.

— То есть вы остаетесь в Украине?

— Можно и так сказать… Но это не решено еще. Я хочу, чтобы война закончилась, а потом будем решать….

Двойные стандарты

В январе 2015 года ректор Донецкого национального университета Сергей Барышников сообщил, что выпускники вуза, заключив договор об экстернате, смогут пройти аттестацию в том же ЮФУ и получить дипломы российского образца: соответствующее принципиальное соглашение достигнуто между двумя вузами. Если же в ЮФУ не окажется тех специальностей, по которым обучались студенты в Донецком университете, то таких выпускников возьмет под опеку Северо-Кавказский федеральный университет или Ростовский государственный экономический университет (РИНХ).

Финальный этап обучения было предложено провести в форме видеоконференции: выпускники будут защищать дипломные работы в аудиториях Донецка, а преподаватели будут их оценивать, находясь в Ростове-на-Дону. В итоге выпускники получат два диплома: внутренний — от ДонНУ и внешний — российский.

В начале февраля в ЮФУ прошел круглый стол, на котором чиновники Минобраза РФ, юристы, ректоры российских и донбасских вузов решали, как идею экстерната распространить на весь Юго-Восток Украины (точнее, на вузы, которые остались в «ЛНР—ДНР»).

В конце июня идея была реализована. Вот как это происходило в Луганском университете им. Тараса Шевченко.

25 июня бакалавры по специальности «Прикладная статистика» экстерном прошли первый этап межвузовской итоговой аттестации в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарёва, а 29 июня в дистанционном режиме (на видеоконференции) там же защитили дипломные проекты.

26 июня в Донском государственном техническом университете прошли публичные защиты студентов-бакалавров и магистров по товароведческим специальностям и по специальности «Гостинично-ресторанное дело».

23 июня в ЮФУ защитились бакалавры, магистры и специалисты кафедры туризма, гостиничного и ресторанного дела. Там же в конце июня прошли итоговую государственную аттестацию бакалавры кафедры технологии производства и профобразования, бакалавры и магистры специальностей «Дизайн интерьера» и «Графический дизайн».

26 июня в режиме видеоконференции прошла защита магистерских работ по дизайнерским специальностям: магистры находились в аудитории Луганского университета им. Тараса Шевченко, а оценивающая защиту комиссия — в Ростове-на-Дону, в ЮФУ.

Такое широкое использование экстерната и интернета в ростовских вузах случилось впервые. Поэтому вполне логично было бы узнать нюансы — технические, юридические, финансовые — этого процесса. Однако, в отличие от откровенных сотрудников донбасских вузов и выпускников ЮФУ из Луганского университета им. Владимира Даля, люди, с российской стороны отвечавшие за организацию экстерната и защиту дипломных работ, оказались неразговорчивыми.

Вверх по служебным лестницам

Заведующий кафедрой экономической кибернетики Сергей Крюков отказался сообщать какие-либо подробности о только что завершившейся защите на том основании, что он (а заодно и все преподаватели, которые были задействованы в оценке дипломных работ студентов-выпускников донбасских вузов) дал подписку о неразглашении информации третьим лицам.

Не ответили на вопросы об общем количестве донбасских выпускников, их специальностях и основаниях, по которым они получат дипломы ЮФУ, и сотрудники деканата экономического факультета университета — предложили подождать заместителя декана Наталью Косолапову.

Наталья Косолапова сказала, что поделиться информацией не может (пришлось бы раскрывать персональные данные студентов из Луганска), что ей дорога ее должность — отправила в ректорат ЮФУ к Марине Евгеньевне Васильевой.

Вахтер в главном корпусе университета сказал, что не знает, кто такая Марина Васильева, поэтому в здание меня не пустит.

Проходившая мимо сотрудница ректората одолжила свой магнитный пропуск. Кто такая Марина Евгеньевна, добрая сотрудница тоже не знала.

Председатель объединенного студенческого совета ЮФУ Яков Асланов сказал, что про студентов-выпускников из Донбасса знает: занимался их расселением в общежитиях. Но вообще-то, заметил Яков, всякое сношение с внешним миром в ЮФУ происходит через пресс-службу (располагается в четырех кварталах от главного корпуса), и дал мобильный телефон руководителя этой службы — Андрея Рослого. А еще выяснил, что Марина Васильева — это специалист 1-й категории дирекции организации и планирования образовательной деятельности. Располагается эта структура на третьем этаже главного корпуса.

Несмотря на постоянное людское движение в коридоре, сотрудники дирекции организации и планирования образовательной деятельности «чужого» определили сразу и сообщили, что на вопросы о донбасских студентах ответить сможет только Владимир Александрович Кирик, проректор по учебной работе и развитию молодежных программ.

Секретарь г-на Кирика сказала, что отвечать на вопросы ему некогда, что следовало бы заранее записаться на прием, но если очень нужно — можно подождать, пока начальник освободится.

Ждать пришлось меньше получаса. Владимир Кирик поинтересовался наличием предварительной записи, спросил о теме разговора, предложил подождать еще… и скрылся в кабинете.

Через пару минут к нему зашли женщина в синем костюме и молодой человек в светлой футболке и с рюкзаком. Еще через пять—семь минут они вышли и представились: помощник ректора ЮФУ Галина Саценко и руководитель пресс-службы университета Андрей Рослый. Он предложил сделать официальный запрос на бланке с перечнем вопросов, сказал, что по действующему законодательству у него есть месяц на ответ. Заодно предупредил: если статья все-таки выйдет без комментариев университета, у ЮФУ по закону о СМИ есть право на ответ (вплоть до опровержения).

До сих пор гадаю: я посетила кузницу знаний или военную базу?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow