КолонкаПолитика

Культура ноль

Этот материал вышел в номере № 71 от 8 июля 2015
Читать
Учение В.И.Ленина о «двух культурах» сейчас актуально в России, как никогда. Напомню, что Ильич вел речь о культурах «буржуазной» и «пролетарской». В XXI веке классовая основа уже не сильно беспокоит, и водораздел проходит по другим точкам и в соответствии с иными принципами.

Учение В.И. Ленина о «двух культурах» сейчас актуально в России как никогда.

Напомню, что Ильич вел речь о культурах «буржуазной» и «пролетарской». В XXI веке классовая основа уже не сильно беспокоит, и водораздел проходит по другим точкам и в соответствии с иными принципами.

Рассмотрим два инцидента на культурной поляне, случившиеся аккурат в эти выходные: выступление Земфиры на концерте в Тбилиси с украинским флагом и нападение «православных» на вечеринку радиостанции «Серебряный дождь» в Москве.

В столице Грузии все было по любви: любимая артистка в эмоциональном порыве взяла у киевского фаната по имени Митя желто-голубой флаг, гордо им помахала и привязала к микрофону, повторив жест своего друга и коллеги Славы Вакарчука из «Океана Эльзы». О том, что это была «подготовленная акция», догадались только российские и украинские СМИ (дав ей, разумеется, диаметрально противоположные оценки); на самом деле история произошла абсолютно стихийным образом, о чем говорят как непосредственные участники и свидетели произошедшего, так и люди, хорошо знающие Земфиру. (Я тоже ее немножко знаю и могу подтвердить, что человек она крайне импульсивный и склонный к эксцентричным поступкам). Возможно, артистка меня поправит, но я сказал бы, что это был спонтанный жест дружбы, уважения и солидарности с народом Украины, переживающим сейчас сами-знаете-какие времена.

В столице России, вблизи метро «Динамо», все было по ненависти: хорошо организованная колонна «православных» (в данном контексте я всегда беру это слово в кавычки, поскольку считаю, что описываемая секта к христианству имеет лишь номинальное отношение) во главе с особо агрессивным протоиереем Д. Смирновым, ворвалась на камерный open-air во дворе радиостанции, отмечавшей свое 20-летие. Предлог смехотворный: в километре от концерта (дворик, кстати, находится за высоким забором) расположен храм, где в это время шла служба. Заграждения снесли, концерт остановили, ведущего смели, праздник испортили как смогли. Назвали это бесчинство «нашим крестным ходом».

И вот две культуры. Одна: дружелюбная, толерантная, интернационалистическая, актуальная, свободолюбивая, светская. Вторая: ультраконсервативная, агрессивно-нетерпимая, националистическая, изоляционистская, ортодоксально-религиозная. И антагонизм между ними покруче, чем между давешними буржуазной и пролетарской или даже «культурой-1» и «культурой-2» Владимира Паперного! (Кстати, сравнительный анализ культурных противостояний по Паперному, революционно-авангардной vs имперско-охранительной, и сегодняшней дихотомии — интереснейшая тема; может, и замахнусь когда-нибудь…) Помимо гнусноватых, но относительно респектабельных форм вроде скрытой цензуры или лишения госсубсидий конфликт все чаще выливается в варварские, фактически бандитские, акции. Самое удивительное и печальное — то, что культура открытая и актуальная, которую исповедует весь цивилизованный мир и которой, несомненно, принадлежит и настоящее, и будущее, у нас в стране пребывает в состоянии панического бегства и прятания по углам — в то время, как курьезная провинциальная мутация в форме культуры «православно-патриотической» не только правит бал при полном благоволении государства, но и ведет активное неустанное наступление на утекающих в ужасе оппонентов. Каждый раз, оказавшись на открытии смелой выставки (скажем, фантастической экспозиции «Архив М» Владика Мамышева-Монро), концерте «альтернативных» музыкантов или литературных чтениях «против ветра», я чувствую в воздухе вибрацию тревоги — а вдруг «эти» завалятся? И под оберткой натужного хипстерского веселья — обреченность обитателей гетто. Это анемичное непротивление взрослых и сильных творческих людей обескураживает меня сильнее всего. Почти никто не способен на поступки — хотя бы такие эмоциональные импровизации, как у Земфиры. А уж мускулистое и сформулированное противодействие…

Почему публика на празднике «Серебряного дождя», имея многократное численное преимущество, не накостыляла наглым хулиганам? Крестов и ряс испугалась? Или выражения вседозволенности и безнаказанности на их одухотворенных лицах? Что-то подсказывает мне, что и в суд радиостанция на эту свору может не подать. Как же: говорят, Смирнов — духовник самого… Остается маяться во дворе под золотым, но от этого не менее мокрым и вонючим дождем — пока барин в холопы не призовет или ветром наружу не вынесет.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow