СюжетыПолитика

Греки встали с левой ноги

Популистская риторика радикалов оказалась сильнее законов экономики

Этот материал вышел в номере № 71 от 8 июля 2015
Читать
Греция на воскресном референдуме отказалась от новых мер экономии. Осталось узнать, как страна выйдет из беспрецедентной ситуации. Ее казна пуста, а до 20 июля надо выплатить Европейскому центробанку 3,5 млрд евро.
Изображение

Греция на воскресном референдуме отказалась от новых мер экономии. Осталось узнать, как страна выйдет из беспрецедентной ситуации. Ее казна пуста, а до 20 июля надо выплатить Европейскому центробанку 3,5 млрд евро.

В отличие от сигналов, посылаемых Алексисом Ципрасом согражданам, Греция далека от того, чтобы выйти более сильной из кризиса, пишет Le Figaro. Она по-прежнему должна кредиторам столько же денег, сколько была должна. В плену ультралевой логики Ципрас думал, что его политический успех изменит соотношение сил и он сможет заставить противников снизить требования. Но европейский проект не состоит в том, чтобы перекладывать бремя тех, кто не соблюдает никаких правил, на плечи тех, кто строго этим правилам следует. Воскресное голосование ничего не изменило по существу.

Ципрас после того, как бросил вызов Европе, требует, чтобы Греция осталась в еврозоне. Он просто забыл предупредить греков, что у него на это нет денег, напоминает Le Figaro. Ужасная финансовая петля будет затягиваться на шее у Греции, и только чудо может предотвратить выход страны из еврозоны.

В Брюсселе реакция на референдум была сдержанной. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер «принял к сведению» его результаты. Он дал возможность членам еврозоны высказаться первыми. Но на прошлой неделе недвусмысленно предупредил, что «нет» предложениям кредиторов на референдуме будет равнозначно голосованию против ЕС. Председатель Еврогруппы Йерун Дейссейлблум дипломатично заявил, что «нет» на референдуме в Греции не приближает ЕС к решению проблемы греческого долга.

Брюссель, как и Берлин, воодушевленные успехом установленных в еврозоне правил урегулирования кризисов в Ирландии, Португалии, Испании и на Кипре, ожидали, что эти правила сработают и в Греции. Но она стала первой страной, которая отвергла их открыто и демократическим путем.

Послания Брюсселя и главных европейских столиц Афинам не подействовали. Греки решили поддержать Ципраса в его безумной авантюре. Перспективе заключить в последний момент соглашение с кредиторами они предпочли сопротивление до конца, что равнозначно прыжку в неизвестность. Это был их демократический выбор, и их партнерам по ЕС не оставалось ничего другого, как уважать его.

Наблюдатели в Брюсселе считают, что референдум обострит конфликт Греции с остальными странами еврозоны. Они также отмечают, что Берлин и Париж в последние дни посылают Афинам противоположные сигналы. Но полное согласие между двумя крупнейшими экономиками еврозоны имеет значение не только для решения греческой проблемы.

Германское правительство придерживается строгой линии, заявляя, что не видит оснований для новых переговоров о финансовом спасении Греции. Берлин настаивает, чтобы Афины быстрее проводили реформы и предпринимали жесткие меры экономии, если они хотят сохранить свое место в еврозоне.

Меркель считает, что правительство Греции должно уже на этой неделе положить на стол новые предложения для начала переговоров о конкретной программе помощи из стабилизационного фонда ЕС. «Очень важно, чтобы премьер-министр Греции рассказал нам, как он видит дальнейшее развитие событий и какие конкретные предложения он может выдвинуть нам по среднесрочной программе, которая может привести Грецию к процветанию и экономическому росту», — сказала Меркель в понедельник в Париже, где встретилась с президентом Франции Франсуа Олландом.

Министр экономики и вице-канцлер ФРГ Зигмар Габриель выразился еще яснее: «Если Греция хочет остаться в еврозоне, она должна как можно скорее представить существенные предложения, которые шли бы дальше проявляемого до сих пор желания. Для населения Греции жизнь будет становиться все хуже в ближайшие дни и недели. Окончательный дефолт страны — это прямая угроза».

Меркель вынуждена не переступать красную линию, находясь под мощным прессингом немецкого электората. Греция уже пять лет пользуется программами помощи ЕС, но так и не смогла улучшить свое финансовое и экономическое здоровье. Ципрас сразу после референдума по телефону обещал Меркель представить новые предложения по линии «помощь в обмен на реформы».

Риторика Парижа, Мадрида и других европейских столиц менее жесткая, и в ней слышны нотки примирения. Министр финансов Франции Мишель Сапэн сказал, что списание греческого долга не должно рассматриваться как абсолютное табу.

В течение многих месяцев Франция играла роль посредника между Грецией и Германией. В то время как Меркель и большинство партнеров по еврозоне готовились к возможному выходу Греции, Олланд продолжал до последних дней повторять, что надо сделать все возможное для сохранения страны в еврозоне. Но в воскресенье вечером после первых итогов греческого референдума в Елисейском дворце допустили «риск выхода Греции из еврозоны». Люди из близкого окружения Олланда, пишет Le Figaro, сказали, что президент Франции разочарован поведением Ципраса, который делал все, чтобы сжечь мосты.

На фоне победы Ципраса на референдуме Франция и Германия на парижской встрече в верхах потребовали от него предложений, которые дали бы хоть какой-то шанс на успех переговоров о срочном финансовом спасении страны. Сегодня Греция обязана своим экономическим выживанием только лишь Европейскому центробанку, который еще дает кредиты ее банкам, но с каждым днем ужесточает условия.

Несмотря на единство на словах, Меркель и Олланд не смогли скрыть разногласий. Французский президент, верный примирительному настрою, повторил, что двери для переговоров остаются открытыми, и подчеркнул слово «солидарность». Канцлер Германии отметила, что предложения Еврогруппы, которое греки отвергли, были и так щедрыми. Она настаивает на том, что Афины должны считаться с остальными 18 странами еврозоны.

Сегодня европейские эксперты соревнуются в предположениях, что будет дальше. Наблюдатели считают, что результат референдума осложнил дело, но ЕС не может бросить Грецию на погибель. И Греции нужен Евросоюз, без которого она рухнет. Обе стороны сознают это и, несмотря на все политические страсти, знают, что должны найти компромисс.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow